Напоминаем, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) введено новое понятие – «региональный оператор по обращению с ТКО». Это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
С 1 января 2019 года в России вступит в силу новая схема работы с отходами. За сбор, транспортирование, обработку (сортировку) и утилизацию (переработку) отходов должны будут отвечать организации, имеющий статус «регионального оператора». А услуга по вывозу мусора перейдет из категории жилищной в коммунальную. Внедрение новой системы позволит запустить отрасль по вторичной переработке отходов и использованию полученного сырья в экономике для производства товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации потребители (население, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, а также, согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, вносить плату за коммунальные услуги в части обращения с ТКО.
Согласно ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.
Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641».
В соответствии с п. 4, 5 и 6 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области, утверждённых Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 08.02.2018 № 13/01-25, региональный оператор имеет право:
1. Передавать отходы в собственность других лиц при условии, что такие лица имеют лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
2. Заключать договоры на оказание услуг по обращению с отходами, не относящимися к ТКО, с собственниками таких отходов по нерегулируемой цене.
3. Приостанавливать (ограничивать) прием и вывоз ТКО в случаях, предусмотренных законодательством.
4. Требовать от потребителя уплаты неустойки в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
5. Требовать оплату дополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий приостановки (ограничения) приема и вывоза отходов по вине потребителя.
Также с целью реализации раздельного накопления ТКО в соответствии с Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Владимирской области региональный оператор:
1. Информирует население, на территории которого планируется раздельное накопление ТКО.
2. Устанавливает специальные контейнеры для раздельного накопление ТКО.
3. Обеспечивает утилизацию раздельно накопленных видов отходов.
4. Участвует в разработке порядка осуществления раздельного накопления ТКО.
Правилами осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Владимирской области установлено взаимодействие регионального оператора с собственниками отходов и операторами по обращению с отходами, а именно:
1. Взаимодействие регионального оператора с собственниками отходов осуществляется на основании договоров на оказание услуг по обращению с отходами.
2. Региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками и собственниками объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
3. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами собственнику отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
4. Региональный оператор заключает договор с оператором по обращению с ТКО на транспортирование ТКО.
5. Региональный оператор заключает договор на размещение отходов с собственником объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
Во Владимирской области все процедуры для перехода на новую систему обращения с отходами соблюдены: разработаны необходимые схемы, на конкурсной основе выбран региональный оператор – 12 апреля 2018 года между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и ООО «Владэкотехпром» было подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области.
ООО «Владэкотехпром» подконтрольно администрации Владимирской области, наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и признано единым поставщиком услуги по обращению с ТКО на территории Владимирской области.
До 1 августа 2018 года для ООО «Владэкотехпром» будет установлен фиксированный тариф, включающий транспортировку, сортировку и захоронение мусора.
Уведомление потребителям об изменениях в организации услуг по обращению с ТКО на территории Владимирской области было опубликовано ООО «Владэкотехпромом» в газете «Голос кольчугинца» № 32 (14137) от 16 мая 2018.
Отдел природопользования Кольчугинского района, газета “Голос кольчугинца” №36 от 6.06.2018