Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Родители и воспитатели – два берега одной реки

«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Я росла в многодетной дружной семье, воспитанием и развитием как-то незаметно для нас, детей, повседневно занималась мама, которая была для нас примером мудрости, трудолюбия и нескончаемой доброты. Она всегда говорила, что все качества человека закладываются с детства: и хорошее, и плохое. Что-то притягательное, загадочное звучало в этих словах – детство. Поэтому вопрос о том, куда пойти учиться, не стоял: конечно, в педагогический и только на дошкольное образование.

Годы идут. Я сама родитель. Опыт педагогической работы помогает мне растить собственного сына. А мысли из детства о воспитании детей через воспитание родителей приходят все чаще и чаще. Семейные отношения – первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Так должно быть, но так ли это?

Практика показывает, что не всё так. Одна из причин, по мнению родителей, недостаточность знаний об особенностях детского развития. Отсюда затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия, а значит, сложность отношений с ребёнком. Родители чаще всего общаются, как умеют, как считают, порой не задумываясь. Многие из них не осознают в полной мере, что дети постоянно нуждаются в защите и любви. Следствие – конфликты, переживания.

Именно семья и детский сад – две такие значимые сферы в жизни маленького человека. Значит, необходима единая воспитательная среда, единый стиль воспитания и общения ребенка в семье и дошкольном учреждении.

С чего начать? Чтобы узнать детей, по словам В.А. Сухомлинского, надо хорошо знать его семью. Первым направлением в работе с родителями считаю изучение семьи, её особенностей, установление контактов. Что ждут родители от общения с педагогом? Хорошего отношения к детям, советов, рекомендаций в воспитании, помощи в разрешении сложных жизненных ситуаций. Что я, как воспитатель, могу обещать родителям? Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребенка в детском саду; обеспечение защиты и безопасности; интересную и содержательную жизнь.

Как активизировать родителей, сделать их союзниками? Меняются времена, меняются родители. Они уже другие, и старые традиционные формы работы их не устраивают. Они молоды и талантливы, им не хочется тех обычных родительских собраний, где чаще решаются финансовые и организационные вопросы. Современные родители за нетрадиционные формы, позволяющие показать свое мастерство, талант, умение использовать личный опыт. Активные методы мотивируют родителей на обсуждение совместных действий в разрешении сложных жизненных ситуаций, желание разобраться в непростых вопросах воспитания. От воспитателя родители ждут воодушевления на совместную деятельность, которая обеспечивает постоянную связь ребенок – ребенок, ребенок – родитель, ребенок – педагог, родитель – педагог.

Значит – нужно начать с себя, изменить свою позицию, не подменяя родителей. «Самая большая на Земле роскошь – роскошь человеческого общения», в правоте этих слов я убедилась. Именно активное общение детей и взрослых, участие семьи в воспитании, сотворчество в конкурсном движении, игровой деятельности дают желаемые результаты.

От совместной деятельности выигрывают все.

Родители. Растут сами. Каждый родитель получает свой индивидуальный опыт воспитания. Повышение психолого-педагогической компетентности способствует совершенствованию детско-родительских отношений. Активно участвуя в жизни детей, устанавливают с ними доверительные отношения, начинают лучше понимать и уважать их интересы. Главное, о чем говорят родители – приходит осознание необходимости жить жизнью своего ребенка. Реже слышится: нет времени, не могу, не умею, не понимаю, не знаю.

Педагог. Имеет возможность продумывать наиболее эффективные методы обучения и воспитания в интересах детей. В лице родителей приобретает себе союзников.

Дети. Находясь в единой воспитательной среде, чувствуют себя увереннее, спокойнее, комфортнее, получая возможность в полной мере раскрывать свои творческие способности. Дети играют, дружат, улыбаются. С радостью бегут и домой, и в детский сад!

Жизнь в педагогической профессии. Жалею ли я, что пошла на дошкольный? Конечно, нет. Я получаю удовлетворение от работы с детьми. Благодарна родителям моих малышей – они позитивные, креативные, активные, отзывчивые, легкие на подъем. Наши отношения строятся на доверии и уважении. Общая цель и взаимная ответственность объединяют нас – семью и детский сад.

Дорога, ведущая к успеху, успеху детей. У каждого из нас свои её слагаемые. Для меня это – любить детей. Работать по призванию. Иметь союзников в лице родителей. Изучать передовые современные педагогические технологии. Быть в постоянном творческом поиске. В моей жизни детский сад не просто работа – семья, куда я, как и дети, тоже иду с радостью!

М. ПИСКУНОВА, воспитатель МБДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида»

“ГК” №31 от 21.08.2024