Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Замалчивать проблему нельзя!

26 июля заместитель главы администрации Кольчугинского района по социальным вопросам Е.А. Семенова провела брифинг для местных печатных СМИ. Тема разговора оказалась крайне неожиданной и по меркам нашего городка довольно эпатажной.

– Мы очень обеспокоены тем, что в нашем городе с 2015 года произошло 10 случаев домашнего сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, – сообщила Елена Анатольевна. – Самое страшное, что такие истории могут длиться довольно долго. Иногда даже годами. В последнем случае, который был выявлен совсем недавно, девочка терпела с осени 2018 года. Почему она молчала? Она просто боялась. Боялась, что об этом узнают в школе и её будут презирать. Боялась реакции мамы, которая может обвинить во всём её саму. А когда её спросили, почему всё-таки решилась рассказать своей матери, то девочка ответила: «Я просто устала».

Здесь следует отметить, что Е.А. Семенова возглавляет Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН). За три года пребывания в этой должности ей удалось наладить чёткое взаимодействие всех 12-ти государственных, муниципальных и общественных структур, работающих по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Создана экстренная группа реагирования на происшествия, связанные с несовершеннолетними. Но в данном случае необходима защита самих несовершеннолетних.

Ознакомившись с подробностями дела, Елена Анатольевна поняла, что пора бить во все колокола, обращаться к общественности, серьёзно разговаривать со взрослыми и детьми. В текущем году – два уголовных дела, завершённые судебными приговорами, и ещё одно, открытое вновь. Для нашего небольшого городка это слишком тревожный сигнал, чтобы его игнорировать.

Насильником в последнем случае был сожитель матери. Мать, пытаясь обеспечить достаток семьи, целыми днями пропадала на работе. «Отчим» часто оставался один с девочкой и её сестрой.

Елена Анатольевна недоумевает, как же длящегося столько месяцев издевательства над дочерью могла не заметить мать?

В большинстве случаев, попавших в поле зрения правоохранительных органов, это были небогатые семьи, где матери работали сутками. А значит, у них не было времени посмотреть на своего ребёнка, заглянуть в глаза своей дочери.

Все эти печальные истории разворачивались на фоне разрушенных семей и бытовых неурядиц. Соседи, разумеется, ничего не видели и не слышали. Отсутствие интереса и нежелание контактировать с теми, кто живёт рядом, – обычное явление нынешних дней.

Никто ничего не знал и ни о чём не подозревал!

– Мы живём в 21 веке, и такой ужас происходит из-за нашего безразличия друг к другу, из-за развращения через телевидение… Даже внутри этой семьи для мамы было множество тревожных звоночков, но она не хотела их слышать! – возмущается Е.А. Семенова.

Каковы же признаки домашнего сексуального насилия в отношении детей?

Одного симптома, по которому можно установить факт, не существует. Нужно смотреть на изменения в поведении. И если у ребенка изменилось поведение, нужно задать себе вопрос: «Почему?».

Вот на что рекомендуют обратить внимание психологи.

Ребенок начал вести себя агрессивно или отстраненно. Больше времени находится в одиночестве и не хочет быть в компании детей или проводить время с семьей.

Ребенок выглядит так, будто у него депрессия. Ему все время грустно, его ничто не радует, или он вдруг стал раздражительным. У него появились страхи, особенно страх темноты, тревожность.

У ребенка обнаруживаются урологические инфекции.

Разговоры о сексе, знание о нем в раннем возрасте тоже могут быть признаком переживаемого насилия.

Для детей постарше одним из заметных симптомов может стать проблема с гигиеной, например, отказ мыться как следствие низкой самооценки и ощущения себя испорченным и грязным.

Особо следует обратить внимание на резкое изменение отношений между ребёнком и одним из взрослых. После насилия жертва заметно отстраняется от своего мучителя. Возможно, между ними были хорошие отношения. Теперь они становятся натянутыми. Жертва старается избегать насильника.

Если у вас есть объяснение любой из вышеперечисленных проблем, это одно дело. Но если проблема есть, а объяснения нет, стоит задуматься: это может быть сексуальное насилие.

По данным ЮНИСЕФ, 11% детей в мире сталкиваются с сексуальным насилием. От 40 до 60% фактов насилия совершается в семье – не обязательно биологическими родителями. Девочки, которые живут с отчимом или маминым мужчиной, в два раза чаще подвергаются сексуальному насилию. Из 10 случаев, выявленных в нашем городе с 2015 года, только в одном случае насильником выступал биологический отец. Хотя случай этот был, пожалуй, самым диким из всех. Мать была лишена родительских прав. Семья два года стояла на учёте в КДН. Считалось, что детей воспитывает отец, заботится о них. Никаких замечаний от окружающих или жалоб со стороны соседей не было. Правда, несмотря на попытки членов КДН осмотреть квартиру, где жила семья, их туда ни разу не пустили. Только один раз папа открыл дверь и поговорил с ними через порог. Лишь позже выяснилось, что отец неоднократно насиловал свою дочь. И делал это с извращениями. Преступление открылось лишь когда девочке совершенно раздетой удалось выбежать на лестничную площадку и закричать, зовя на помощь соседей.

Остальные насильники были отчимами или сожителями матерей потерпевших. Их жертвами стали девочки от 5 до 12 лет. Теперь назовём это явление его подлинным именем. Сексуальное влечение к детям называется педофилией.

Все 10 педофилов были осуждены на серьёзные сроки лишения свободы. Полагаем, что относительно скоро к ним присоединится фигурант последнего случая. Правосудие в этих случаях чаще всего чётко отрабатывает свою роль. Но остаётся главный вопрос.

– Как сделать, чтобы такие случаи не повторялись? – задаёт его Е.А. Семенова. – Родителям контролировать детей, следить за их эмоциональным состоянием. Бабушкам контролировать семьи своих дочерей, где растут их внуки, и периодически меняются «папы». А до детей и их родителей доводить информацию о том, где можно получить психологическую помощь. У нас сейчас работает психолог в Центральной библиотеке, который с несовершеннолетними работает бесплатно. Идите туда, вам обязательно помогут.

У нас есть Комиссия по делам несовершеннолетних, и если мы узнаём, что кому-то нужна помощь, подключаем наших психологов.

Скоро в Кольчугине откроется филиал Центра социально-психологической помощи, который изначально хотели открыть в Юрьев-Польском, но мы убедили департамент образования открыть его у нас. Он будет находиться в здании общежития Кольчугинского политехнического колледжа. Там будут работать очень серьёзные специалисты. Также у нас есть телефоны доверия.

Телефоны Комиссии
по делам несовершеннолетних: 2-57-08, 2-33-44, 8-919-00-888-54;
Социально-реабилитационного центра: 2-38-33;
телефон доверия для детей,
подростков и родителей:
8-800-2000-122.

А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №50 от 7.08.2019