На минуточку представьте себе ситуацию. Вы стоите в магазине в очереди на кассу. Набрали корзинку съестных припасов, выложили всё это на ленту транспортёра. Подошла Ваша очередь. Кассир бойко считывает штрих-коды с товаров, а потом объявляет: «С Вас столько-то рублей». Вы, радуясь завершению процесса, вставляете в терминал банковскую карточку и по выражению лица кассира понимаете, что что-то пошло не так. «Извините, – холодно улыбаясь, произносит она. – Ваша банковская карта заблокирована». Вся очередь осуждающе на Вас смотрит, а Вы чувствуете себя пойманным с поличным мошенником.
Согласитесь, крайне неприятная ситуация. А ещё неприятнее становится, когда выяснится причина блокировки карты – судебный исполнительный лист в связи со злостной просрочкой платежа за тепло, горячую воду и электричество.
За коммунальные услуги платить не любит никто. Это вот за тортик, шашлычок или новенький смартфон деньги отдать не жалко, а вода, газ, свет, тепло… Они вроде бы должны существовать сами по себе, как воздух. Но за воздух ведь не платим, а за коммунальные услуги требуют. Хотя есть варианты. Колбаску или новые штаны не получишь, пока деньги не заплатишь. Коммунальную же плату вносят за уже оказанные услуги. А оказанные услуги, как утверждает поговорка, ничего не стоят. Похоже, в нашем городе есть немало людей, которые думают также.
Муниципальное унитарное предприятие Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» было создано меньше года назад – 9 августа 2018 года. Занимается оно, как это вам известно, теплоснабжением города и ряда населённых пунктов района. Подчеркнём, что владелец предприятия – муниципалитет. Это значит, что четверть прибыли автоматически перечисляется в районный бюджет, а остальное расходуется на нужды системы теплоснабжения города и района. То есть, прибыль МУП «КольчугТеплоэнерго» – это прибыль всех кольчугинцев, а убытки – это тоже недополученные блага всех жителей района.
Создавалось предприятие с нуля, а потому на тот момент никаких долгов перед ним никто не имел. И вот, пожалуйста, результат. На 1 мая 2019 года просроченная (то есть, свыше трёх месяцев) дебиторская задолженность населения города Кольчугино и Кольчугинского района за отпущенную тепловую энергию и горячую воду составила 17 млн. рублей. На данный момент эта сумма выросла уже до 19 млн. рублей.
И это очень обидно, поскольку коллектив предприятия делает всё возможное, чтобы жители были с горячей водой, а в осенне-зимний период – и с теплом. В работоспособном состоянии содержится довольно изношенная сеть трубопроводов. Неполадки устраняются в нормативные сроки. При этом предприятие не имеет долгов за газ и электроэнергию.
И, наконец, разрабатываются инвестиционные программы, предусматривающие строительство новых модульных котельных, замену фильтров на станциях химводоочистки. Первый шаг приведёт к заметной экономии расходов на транспортировку тепла в удалённые микрорайоны города, а второй – к повышению чистоты горячей воды.
Но насколько это станет возможным, если долги населения за тепло и горячую воду продолжат накапливаться?
Что такое 17 млн. рублей для МУП «КольчугТеплоэнерго»?
Это сумма платежей всего населения города за три летних месяца!
Это сумма почти равная зимнему платежу всех жителей района за тепло и горячую воду в течение целого месяца!
Это сумма примерно равная стоимости подготовки всех котельных МУП «КольчугТеплоэнерго» к следующему отопительному сезону. Сами понимаете, насколько остро необходимы средства на ремонт именно сейчас, в летний период.
Уже упомянутая программа замены фильтров на станциях химводоочистки оценивается в 28 млн. рублей. Сегодняшние долги населения – это 2/3 стоимости такой программы!
Всего 14 млн. рублей необходимо МУП «КольчугТеплоэнерго», чтобы построить второй ввод электроснабжения на главную городскую котельную, расположенную на пос. Лесосплава. Этот ввод – гарантия бесперебойного снабжения котельной в случае аварии на электросетях. Сегодня у предприятия нет 14 млн. рублей на эту работу, потому что долги населения за уже оказанные услуги перевалили за 17 млн.
И, наконец, самый наглядный пример. За 17 млн. рублей можно капитально отремонтировать 2 километра магистрального трубопровода.
Но этих денег нет. Парадоксально, но их задолжали те, кто, вроде бы, больше всего должен быть заинтересован в нормальном теплоснабжении города и населённых пунктов района – жители.
Справедливости ради мы должны сказать, что подавляющее большинство кольчугинцев честно оплачивает коммунальные услуги. Уровень платежей за отпущенные энергоресурсы сегодня составляет 94%. И тот огромный накопленный долг на совести всего 6% семей нашего района.
Кто эти люди? Почему они не платят за коммунальные услуги?
Первая причина, которая приходит на ум, – бедность. Да. Народ у нас небогатый. И среди неплательщиков есть люди, попавшие в тяжёлое материальное положение. Но для них есть субсидии на оплату коммунальных услуг. Напомним, что если обязательные коммунальные платежи у вас превышают 22% от уровня доходов вашей семьи, то вы в праве рассчитывать на получение государственной социальной поддержки в оплате жилищно-коммунальных услуг. По этим вопросам следует обращаться в отдел жилищных субсидий ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Кольчугинскому району» (ул. III Интернационала, дом 40, телефон: 8 (49245) 2-26-54).
Бывает, что человек попал в трудное материальное положение неожиданно, и у него есть шанс поправить в ближайшем будущем свои финансовые дела. Тогда не стоит копить долг. Можно обратиться в кольчугинский офис «ЭнергосбыТ Плюс» (ул. Добровольского, 11, телефон: 8-(49243)2-25-10) и договориться об отсрочке платежа и реструктуризации долга. Тут важно избежать начисления пеней.
Дело в том, что долги за коммунальные услуги имеют неприятное свойство накапливаться. Более того, после 30 дней неоплаты выставленной квитанции начинают начисляться пени. Причём, ставка их со временем растёт. С 1 по 60 день просрочки платежа – 1/300 ставки рефинансирования; с 61 по 90 день – 1/170 ставки; с 91 дня и далее – 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
И каждый месяц к этому добавляется новая квитанция на вновь оказанные услуги.
Омут неплатежей затягивает. Это хорошо знает старшее поколение. Именно поэтому большинство пенсионеров аккуратно оплачивает каждую новую квитанцию из ближайшей пенсии. С молодёжью сложнее.
Исследование возраста и социального статуса неплательщиков МУП «КольчугТеплоэнерго» показывает, что малоимущих среди них довольно мало. Пенсионеров тоже немного. Есть люди, ведущие асоциальный образ жизни, но и таких – лишь пара процентов от общего числа неплательщиков.
Самая многочисленная категория должников – молодёжь 1980-х – 1990-х годов рождения. Сразу оговоримся, что речь идёт не о всей молодёжи. Она у нас очень разная. Речь только о небольшой её части, игнорирующей плату за коммунальные услуги. Видимо, с их точки зрения, если у тебя есть пятитысячная бумажка, то лучше вволю поесть и попить, чем платить за тепло и горячую воду.
А чем они рискуют? Что им сделают? Отопление-то посреди зимы не отключат. Весь дом побоятся заморозить. Правда, молодые люди не всегда учитывают, что платёжка за тепло и горячую воду в нашем городе общая с электричеством. Не платишь за одно, автоматически не платишь и за другое. А отключить электричество можно легко и без проблем. Без Интернета, телевизора и холодильника жить можно, хоть и не очень весело. Но многие неплательщики об этом не думают. Денег-то всегда не хватает. Чего думать о грядущих неприятностях?
Думать начинают потом, когда по исполнительному листу из суда у них блокируется банковская карта. И они страшно удивляются: «А нас-то за что?». Некоторые «вспоминают» о своих долгах лишь когда их лишают возможности выехать за границу или получить кредит в банке. Да, это тоже последствия выдачи исполнительного листа на взыскание задолженности.
Стоит ещё упомянуть, что судебная система работает не бесплатно. Существует госпошлина и плата судебным приставам, которая порою доходит до 7% от суммы задолженности. Естественно, всё это взыскивается с должника.
Но есть ещё одна категория неплательщиков, которых не пугают ни блокировки банковских карт, ни проценты за судебные издержки. Они вообще оплачивают коммунальные услуги оптом за полгода-год и в основном по судебным искам. Это вполне состоятельные и даже богатые люди. Им просто лень заниматься такой «ерундой», как оплата коммунальных услуг. Некоторые даже бравируют своими неплатежами. При этом они очень болезненно воспринимают огласку, сразу вспоминают закон о защите личной информации.
Можно было бы снисходительно отнестись к беспечности молодёжи и причудам влиятельных людей, но только за последние 3-4 года процент платежей населения за тепло и горячую воду с 96 упал до 94. Дурной пример заразителен. Напомним, что главная причина неплатежей в нашем городе – не бедность, а нежелание платить.
Ежемесячно МУП «КольчугТеплоэнерго» подаёт до 300 исков в суд. Подавляющее большинство их удовлетворяется. По их итогам выписываются исполнительные листы. Судебные приставы уже выделили сотрудника для работы с должниками за коммунальные услуги. Система складывается достаточно жёсткая и работоспособная. Шансы неплательщиков постепенно снижаются к нулевому уровню. Так стоит ли создавать себе проблемы?
Руководство МУП «КольчугТеплоэнерго»