Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как не стать жертвой мошенников?

В 2023 году жители нашей области отдали мошенникам более миллиарда рублей. Доказать факт мошенничества, найти виновных, наказать их и вернуть эти средства очень сложно и редко кому удается. Мошенничество легче предотвратить. Поэтому в Центральной межпоселенческой библиотеке состоялось информационно-просветительское мероприятие «Профилактика мошенничества».

Этот проект реализуется на территории области в сотрудничестве с Центробанком России, Объединением потребителей «Практика» и уголовным розыском. Именно поэтому для участия в мероприятии приехали главный экономист отделения Центрального банка России по Владимирской области Ирина Вячеславовна Парамонова и руководитель общественной организации Объединение потребителей «Практика» Ольга Владимировна Татаринова.

Вначале О.В. Татаринова рассказала о деятельности возглавляемой ею организации, где профессиональные юристы занимаются защитой обычных граждан – тех, кто не может обратиться к адвокату или юристу. Как правило, это люди малообеспеченные, пенсионеры, студенты, инвалиды. Она дала контактные телефоны «горячей линии» для связи при возникновении спорных вопросов.

Далее О.В. Татаринова обратила внимание на то, что проблема мошенничества в отношении пожилых людей никогда не потеряет своей актуальности, ввиду того, что данная категория граждан зачастую бывает юридически неграмотна и крайне доверчива. Она рассказала о наиболее распространенных мошеннических схемах, связанных с информационными технологиями: телефон, Интернет, и способах уберечься от преступных посягательств. По ее словам, объём утечки персональных данных поражает, он огромен. Мало того, он разделен на возрастные группы. На людях пожилого возраста хорошо работает схема – «Мама, я попал в ДТП!».

Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о том, что родственник попал в ДТП или совершил преступление, и для решения проблемы необходима определенная денежная сумма. Зачастую людям скидывают на телефоны фото удостоверений или документов, которые легко можно сделать в компьютерной программе. И если раньше телефонное мошенничество работало на удачу, то теперь одного человека могут обрабатывать продолжительное время. Мало того, мошенники бывают до того волшебно наглы, что звонят еще и родственникам, заявляя: «Ваша мама не понимает всю серьезность ситуации».

Отметила Ольга Владимировна и психологическую обработку людей – манипуляцию их сознанием. В стрессовом состоянии люди совершают немыслимые вещи: отдают деньги курьерам, сбрасывают их с балконов, из окон, едут в банк и берут многомиллионные кредиты. Мошенники могут звонить с любого номера телефона, вплоть до приемной президента. Подменные номера стали делом обычным.

Ещё одна схема – спекуляция на вопросах здоровья. Пожилые люди, за редким исключением, имеют различные проблемы со здоровьем, поэтому оно становится одной из самых главных ценностей, основой душевного спокойствия и уверенности. Медицина не всегда может принести долгожданное облегчение, поэтому люди в ожидании чудодейственного способа избавления от болезней и попадаются на разные уловки мошенников. Кроме того, мы волнуемся не только о своем здоровье, но и своих близких. Это нормально. Но на то и расчет. Когда плачущим голосом кто-то от имени дочери в трубку кричит матери о своей беде – у нее никакого желания, кроме как помочь, не возникает.

Технологии дошли до того, что из обычных голосовых сообщений можно сделать любую фразу.

В такие моменты О.В. Татаринова рекомендовала брать паузу – положить трубку и перезвонить родственнику.

В числе самых частных схем, используемых на сегодняшний момент, О.В. Татаринова назвала:
«Это ваш сотовый оператор. У вас заканчивается договор связи, будем продлевать?» или «Меняли ли вы в Госуслугах номер телефона? Нет, сейчас мы вам пришлем код». Как она пояснила: в реальности вы даете доступ чужому человеку к своим личным данным.
«Легкий заработок в Интернете», «Игра на бирже», «Вы выиграли ценный приз или лотерею» – на это вестись не следует.

В последнее время мошенники стали создавать программы, способные войти в телефон, часто звонят с предложением работы, но, чтобы устроиться, надо включить доступ к экрану. Не следует откликаться на такие просьбы. Все это заканчивается ожидаемо – потерей средств, персональных данных, расшатанными нервами.

Коснулась она и Интернет-сервисов, где люди что-то покупают или продают. Ничего не подозревающий гражданин может лишиться крупных денежных сумм после покупки товара или услуги в сети Интернет. Работают мошенники и в отношении Интернет-магазинов: взламывая платежные системы или их серверы, получают реквизиты. А двойники банковских сайтов сами собирают данные обманутых картодержателей.

Во время разговора приводилось много примеров, взятых из жизни. И как оказалось, многие из присутствующих уже сталкивались с ситуациями, о которых шла речь.
Ирина Вячеславовна Парамонова затронула тему того, а что же могут противопоставить распоясавшимся мошенникам. Так, со следующего года граждане смогут ставить самозапрет на выдачу всех кредитов в кредитных организациях, в том числе и микрофинасовых. В МФЦ уже сейчас можно подать заявление на запрет проведения сделок с имуществом без личного присутствия собственника.

Кроме того, Центральный банк накопил огромную базу существующих мошеннических счетов, на которые средства граждан не переводятся. В случае, если же такое произошло, банк возвращает деньги клиентам. Ирина Вячеславовна показала всем буклет с новыми денежными купюрами. Дело в том, что Центральный банк России пополнил ряд банкнот. Новые пятирублевки, сторублевки и пятитысячные купюры постепенно войдут в обращение. Она подчеркнула, что никакой замены банкнот не предвидится, в обращении будут два варианта, и рекомендовала не обращать внимание на тех, кто активно предлагает избавить вас от проблем с обменом денег, взяв их на себя. Это мошенники. И они действительно избавят вас от денег, заменив их на яркую бумагу.

На что ещё она обратила внимание? На договор инвестиционного страхования жизни. Она призвала граждан быть внимательными. Центральный банк, по ее словам, не может запретить зарабатывать на своих «продуктах», и во многих крупных банках есть страховые компании. Разница между вкладом и договором инвестиционного страхования жизни в том, что вклад, если вы попросите вернуть – вернут. А в случае с договором инвестиционного страхования жизни забрать деньги до истечения срока договора нельзя. В любом случае И.В. Парамонова рекомендовала внимательно читать документы, которые хотите подписать.

Мошеннические схемы меняются постоянно, и они подстраиваются под разные категории граждан, да так, что уследить за ними сложно.

О.В. Татаринова и И.В. Парамонова в течение часа рассказывали об изворотливости современных мошенников, изобретающих всё новые и новые способы отъема денег у населения. Они дали дельные советы о том, как реагировать на попытки мошенничества.

Всем присутствующим были вручены памятки «Финансовое мошенничество» и «6 главных приемов мошенников» с рекомендациями о том, как распознать злоумышленника, какие моменты должны насторожить, о необходимых действиях в случае обмана, а также телефоны ведомств, куда нужно обращаться, если стали жертвой мошенников.

Е. МУРЗОВА

“ГК” №14 от 17.04.2024