7-я школа города Кольчугино на протяжении всей своей славной истории существования старалась идти в ногу со временем, а порой даже обгонять его на полшага. И участие школы в новом эксперименте под научным руководством зав.кафедрой гуманитарного образования ВИРО Дебердеевой Т.Х., несомненно, подталкивает каждого педагога осваивать новые культурно-образовательные практики, чтобы всесторонне развивать личность ребёнка. Это значит не просто прикоснуться к культурному наследию либо творчески обогатиться, это значит «освоить способы существования культуры и существования себя в культуре». Новаторский, интересный подход!
Шесть одиннадцатиклассниц 7 школы: Боровкова Дарья, Кириллова Мария, Самок Анастасия, Лебидь Софья, Кириллова Маша и Горелова Виктория – во главе со своим педагогом – Кирилловой Светланой Викторовной – пустились «в литературное плавание». Уже в 12 раз Ассоциация «Гильдия словесников» совместно с кафедрой СПб АППО проводит Всероссийскую интеллектуальную командную игру для старшеклассников «Литературная планета». Причём сначала – отборочный тур. А задание было дано увлекательное! Придумать концепцию Музея литературного героя и снять по ней видео на 5 минут. Проведя мозговой штурм и проштудировав все существующие музеи литературным персонажам (в России таковых оказалось только 2, а по миру – множество), девушки решили в юбилейный год великого русского драматурга А.Н. Островского «открыть» Музей Катерины из пьесы «Гроза». Литературная команда не ограничилась лишь концепцией музея – мы выполнили его макет со всем внутренним содержанием: оформили каждый зал музея, наполнили комнаты экспонатами, в центре установили храм (мотив веры – один из ведущих в пьесе), а выход из музея оформили в виде картинной галереи Катерин – героинь с этим именем из других произведений. Сняли экскурсию по нашему мини-музею и смонтировали фильм.
Мы были рады, получив сообщение о приглашении нашей команды в Санкт-Петербург для участия в финале конкурса «Литературная планета»! Усиленно готовились, ведь нас ожидали вопросы на знание не только литературы, но и музыки, живописи, кинематографа… Мы благодарны депутату фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Владимирской области Дюженкову Александру Витальевичу за финансовую поддержку нашей делегации.
Итак, 7 апреля мы прибыли в Северную столицу! До конкурса ещё было время, и мы отправились на улицу Декабристов в Музей-квартиру А. Блока. Экскурсия специально для нас… Мы впитывали каждое слово! Здесь была написана поэма «Двенадцать», здесь умер великий поэт… А памятник Блоку перед его домом – потрясает…
Нас ждала Вторая гимназия Санкт-Петербурга – старейшее учебное заведение, основанное в 1805 году Александром I, бюст которого украшал парадную лестницу, нет, не школы, даже не гимназии – этого дворца! Каково было наше удивление, когда вместо 7 команд-финалистов мы увидели здесь 15 команд: 8 – из Петербурга и Ленинградской области, 7 – из Томска, Великого Новгорода, Перми, Нижнего Новгорода, из Балахны Нижегородской области и …Кольчугина. В жюри – филологи петербургских вузов и выдающиеся учителя города на Неве. Сказать по правде, немного испугались: дворцовый зал, столько команд-соперниц, именитые люди в жюри… Но начался финал, и постепенно страх прошел, потому что по всем 8 конкурсам наши литературные барышни шли уверенно! Хотя не оглашались промежуточные результаты, по лицам девчонок было понятно, что всё знают, во всем разбираются. Кроме литературных жанров произведений, нужно было помнить цитаты, имена героев, узнавать без труда экранизации и оперы по великим книгам, иллюстрации к ним, определять по современным афишам пьесу, суметь, попав в характер героя, театрально произнести его реплику и безошибочно назвать пьесу, драматурга, адресата и адресанта реплики. Наши литературные Богини старались! И превзошли себя! Мы победили!!! Хотя были названы два победителя (ещё 47 школа Петроградского района Санкт-Петербурга), жюри признало: Музей Катерины – уникальный проект нашей команды – на 20 баллов обошел соперников! Команда 7-й школы города была счастлива! А во время награждения мы подарили организаторам на память о себе наш знаменитый кольчугинский подстаканник с ложечкой, любезно предоставленные ООО «Кольчугинский мельхиор» и лично Е.В. Федун. В этом подарке соединилось все: и наш небольшой, но такой родной город Кольчугино, и профиль Пушкина на нём как олицетворение этого прекрасного конкурса, и Медный всадник – символ Петербурга. От председателя жюри «творческим кольчугинцам» поступило предложение принять в следующем году участие в Международном конкурсе исследовательских работ.
Завершилась наша поездка так же поэтично, как и начиналась: посещением кафе «Бродячая собака» – приютом поэтов серебряного века, где мы окунулись в поэзию И. Бродского (моноспектакль «Мой Брод» М. Гаврилова), и Музея-квартиры Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Мы вернулись домой окрылёнными, благодарными всей родной 7-й школе за поддержку: постоянно ее чувствовали, и влюблёнными в литературу! Как тут не поверить Фёдору Михайловичу Достоевскому: «Учитесь и читайте… Жизнь сделает остальное.».
С.В. КИРИЛЛОВА