В своих статьях мне часто приходится обращаться к истории нашего Отечества – иначе читателям были бы непонятны некоторые эпизоды. Перелистаем страницы рассказа о маленьком селе Богородском – и повторим историю нашей большой страны.
Село Богородское расположено во Флорищинском сельском поселении близ границы Кольчугинского и Александровского районов, между селениями Тютьково и Макарово. Название села – распространенное в губернии. Еще в ХIХ веке было такое село в Юрьевском уезде, а в Александровском уезде – даже два. На территории современного Кольчугинского района до недавнего времени оставались два Богородских: ещё одно в советское время входило в состав Ильинского сельсовета. В разные времена речку, на которой расположено наше село, называли по-разному: Богановка, Бочановка, Бачевка, Богородка. Село помнит и опричнину, и польское разорение, и несколько эпидемий. В общем, в истории Богородского много общего с селениями Благовещенского Погоста, о котором я писала ранее. В приходе с. Богородского было 9 деревень. Они разорились и исчезли навсегда. А наше село – выжило!
1. Плещеевы, первые вотчинники
Удивительны истории кольчугинских сел! Изучая их, попадаешь в такую старину, действительно – седую! Древнейшее упоминание о нашем селе я нашла в конце ХV века. Существует предположение, что и Успенская церковь в селе Богородском стояла уже в ХV веке. Селом тогда владел представитель древнего московского боярского рода Плещеевых. Род этот ведет начало от легендарного Федора Бяконта. В 7 колене от него числится наш вотчинник Федор Андреевич Плещеев по прозванию Чешиха. После своего отца – боярина Андрея Михайловича – наш вотчинник в 1491 г. наследовал несколько имений, в том числе и наше село, кажется, это была приданая вотчина его матери Елены Плещеевой. Боярам Плещееевым в Переяславском уезде принадлежали два села Богородских. Более древнее село Богородское располагалось на границы с Дмитровским уездом на р. Кунье. Еще при Иване III Федор Плещеев занимал в Переяславле должность волостеля. Он был обязан управлять волостью (отсюда и название должности) и вершить судебные дела. Волости тогда отдавались государем «в кормление», т.е. волостель должен был кормиться за счет населения, точнее, из собранных с населения волости налогов. То, что мы теперь называем зарплатой, волостели от государя не получали. Правда, за хорошую службу им жаловали земли. Интересно, что родной брат Федора Плещеева – Данила Андреевич, получивший прозвище Басман, имел сына Алексея. Знаменитый воевода Алексей Данилович Басманов владел селом Васильевским, вокруг которого и возник г. Кольчугино.
2. Знатные вотчинники: Рюриковичи
Наш вотчинник Плещеев выдал дочь Настасью за князя Ивана Васильевича Щербатого, потомка Великих Черниговских князей в 14 колене от Рюрика. В истории села начинается страница знатных вотчинников. Князь Иван Щербатов упоминается в 1514 г. как воевода Василия III. В 1521 г. он был полковым воеводой в Тарусе, участвовал в защите Москвы от нападения крымского хана Гирея. В бою был ранен, потерял глаз, за что был прозван Слепым. Князь Щербатов умер бездетным. Наше село Богородское, как и Александрова слобода, относилось тогда к Переяславскому уезду. Для многих Слобода связана с именем Грозного царя. Но в нашей истории интересна Слобода во времена Василия III. В 1513 г. в Слободе была выстроена усадьба Великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного. И потянулись за Великим князем в Слободу знатные вельможи, обустраивая поблизости свои имения, налаживая ловчие пути для охоты – любимого занятия Василия III. Так в нашем селе оказались Бутурлины. Древняя, едва читаемая страница начала ХVI в. – о новых вотчинниках.
3. Потомки Радши
Более полувека селом владели Бутурлины, известный владимирский дворянский род. Бутурлины, как и Пушкины, считают своим родоначальником знаменитого Радшу (ХIII век) – основателя нескольких крупнейших боярских родов России. Потомок Радши в 9 колене Иван Иванович Бутурля имел 4 сыновей (см. на схеме). От его младшего сына – Никиты Ивановича и пошла веточка «наших» Бутурлиных. Средний сын Никиты Ивановича – Андрей, окольничий, уже владел землей в приходе села Богородского в 1513 г. А в 1515 г. он упоминается владельцем села. Андрей Бутурлин умер в 1535 г., похоронен в Троице-Сергиевом монастыре. Его жена, умершая к 1550 г., похоронена в том же монастыре. Наследниками Андрея Никитича были 6 сыновей и 2 дочери. Наше село досталось третьему сыну – окольничему Дмитрию. Новый вотчинник по своей матери «дал вкладу в вотчине своей, в селе Богороцком 8 десятин рощи за 12 рублев» в Троицкий монастырь.
Дмитрий Андреевич Бутурлин выполнял разные поручения царя Ивана IV. Одно из них касалось территории нынешних владимирских земель. В 1565 – 1567 гг. проводилось описание г. Мурома. Нужно было переписать дворы всех жителей, определить количество имений, проверить законность межевания земель в каждом из них. На эту работу было направлено несколько писцов. Самым значительным и подробным описанием города и его посадов считается работа Д.А. Бутурлина.
У Дмитрия Андреевича было 4 сына и дочь Варвара. К 1552 году в семье Бутурлиных произошел раздел наследственных вотчин. Наше с. Богородское было поделено на 2 доли. Полсела было отдано сыновьям Дмитрия Андреевича Роману и Леонтию. Почти через 20 лет после раздела Богородского, половина этого села, принадлежавшая Бутурлиным, была передана в Троицкий монастырь. Сохранился документ: «…в 1571 году дали вкладу Роман да Левонтей Димитриевичи Бутурлины по отце своем и по матери, и по себе вотчину свою половину села Богородицкаго, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы… Да к селу же 4 деревени со всеми угодьи. А данная память писана в Вотчинной книге в Переславле…»
В истории нашего села не обойтись без странички о казненных Иваном Грозным.
4. Вотчина Собакиных
С 1552 года в разделенном селе Богородском было поставлено 2 двора для двух вотчинников. Один двор – Бутурлиных. А другой – Собакиных. По разделу 2-я часть села выделялась в приданое дочери Дмитрия Андреевича Бутурлина – Варваре. Дочь была выдана замуж за Ивана Собакина, сына боярина Григория Васильевича. Собакины происходят от тверских бояр, имеют общего предка с боярами Нагими. Фамилия Собакины читателям, конечно, знакома. Марфа Васильевна Собакина – третья жена Ивана Грозного. Царица Марфа была дочерью двоюродного брата нашего вотчинника Ивана Григорьевича Собакина. К нашему селу Марфа Собакина при жизни прямого отношения не имела, но наши вотчинники, в числе других, были назначены виновными в ее кончине. Выборы царевой невесты проводились в Слободе, куда свезли 2000 красивейших девушек. Иван IV выбрал Марфу Собакину и 28 октября 1571 г. женился в третий раз. А 13 ноября 1571 г. царица скончалась. Ее смерть послужила поводом к обвинению в порче и многочисленным казням. Казнен был и вотчинник нашего села.
Эти трагические события в Александровой слободе толковались историками по-разному. Уже несколько столетий судьба Марфы Собакиной волнует поэтов и писателей. Самое известное произведение на эту тему написал в середине ХIХ века драматург и поэт Л. Мей. А через полвека его историческая драма «Царская невеста» стала основой либретто одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. Опера эта до сих пор остается в репертуаре российских театров. Но вернемся в ХVI-й век.
Через 30 лет после раздела села Богородского 1 часть села оказалась во владении Троице-Сергиева монастыря. Другая половина села пока оставалась за Собакиными. У Ивана Григорьевича и Варвары Собакиных было два сына, умерших бездетными. Многие Собакины после 1571 г. были либо казнены, либо отправлены в ссылку Иваном Грозным. После этого фамилия Собакиных исчезла не только из Переяславского уезда, да и вообще из числа столичной знати. Казнен был и старший сын наших вотчинников Собакиных. Их половина села Богородицкого была конфискована, а затем тоже передана в монастырь. Вот только неизвестно когда. Писцовые книги Переяславского уезда за 1591-1593 гг. сохранили такие сведения: « …село Богородицкое, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяны клецки ветха, стоит пуста без пенья, а в селе дворов крестьянских 10, да в приходе деревни, а в них 5 дворов…»
Существует несколько версий о том, как попала в монастырь часть села, принадлежавшая Собакиным. Но к 1595 г. монастырю принадлежало все село. Традиционно монастырские селения при каждом государе проходили проверки, называемые «обыск», проверялась законность владения селом. После чего Государь своим указом подтверждал принадлежность селения монастырю. Вот из такой грамоты ясно, что в монастыре находилось все село целиком: «1595 г. октября 1 дня. Послушная грамота Царя и Великого Князя Федора Ивановича о передачи в Троице – Сергиев монастырь села Богородицкого да 9 деревней…».
Заканчивался мрачный ХVI век с его многочисленными казнями, опричным разбоем. Кажется, жителям нашего села можно было бы и вздохнуть свободнее. Ан, нет! Новая печальная страница ожидала россиян: смута, голод, разорение, нашествие поляков…
В конце ХVI века село по-прежнему относилось к Переяславскому уезду. От нашего села до Слободы менее 30 верст. Можно предположить: опричники, вероятно, не раз бывали в селе, проезжая из Слободы в Юрьев-Польский и обратно. Мысленно отлистаем от опричнины четверть века. И перед нами в начале ХVII века стоит себе село Богородское, которым владеют потомки Рюрика.
Продолжение следует
Надежда Александровна Дубровина, газета “Голос кольчугинца” №20 от 20.05.2020
Фото Олега Щелокова