Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

История – в фактах

155-летнему юбилею
основания города купца Кольчугина посвящается

Так повелось на Руси, что «День рождения» городов отсчитывают с момента упоминания последних в летописных сводах. Самый яркий пример – год основания Москвы, когда Юрий Долгорукий, князь ростово-суздальский, пригласил в свою вотчину «...в Московъ» лояльных к нему правителей удельных княжеств Руси. С нашим городом история та же. Только не княжеских кровей человек является его основателем, а потомственный почетный гражданин города Москвы, общественный деятель, купец, владелец фамильной типографии, меценат, политический деятель (Московская городская дума), промышленник-заводчик и прочее – Александр Григорьевич Кольчугин.

Биография Александра Григорьевича, равно как и история основанных им заводов и рабочего посёлка, казалось бы, довольно-таки тщательно изучена, а историкам, биографам и краеведам остаётся лишь цитировать предшественников, которые в полном объёме описали, как зарождался наш город и описали историю жизни его основателя, ссылаясь на вполне весомые аргументы: документы, письма, архивные данные, воспоминания очевидцев. Низкий поклон за проделанную работу! Отмечу, что особенное место в ряде

публикаций о Кольчугине занимает книга «Свой век украсил он делами. Жизнь

и деятельность Александра Григорьевича Кольчугина» Нонны Марковны Валеевой в соавторстве с Валерием Павловичем Ситько. Это фундаментальный труд высокого уровня, с научной точки зрения, на тот момент. Но в этой статье, в свете открывшихся документальных источников об Александре Кольчугине и его заводах, мы скорректируем некоторые погрешности, допущенные предшественниками, и ответим на вопрос, который до сегодняшнего дня не имел исчерпывающего объяснения. Речь о клеймах на продукции заводов Кольчугина, литографии и рекламных объявлениях [рис. 1], где фигурируют двуглавые имперские орлы с датами 1882 и 1996 гг.

Сперва развеем сложившееся в краеведческих кругах устойчивое мнение о том, что Кольчугин в 1886 г. перестаёт каким бы то ни было образом иметь участие в управлении заводами им же созданными, и довольствуется изготовлением самоваров на заводике неподалёку от г. Киржача (об этом пишут в выше приведённой книге). Логика же изначально подсказывала, что при смене владельца меняется и название, и клеймо на предприятиях и на продукцию в пользу нового владельца, так как в дореволюционной России фамилия производителя или купца была эквивалентом современному понятию БРЕНД. И представить вероятность, что фамилию-бренд «отошедшего» от дел Кольчугина (как неудачника-банкрота) будут использовать в качестве торговой марки успешные предприниматели того времени не является возможным.

В реальности же Кольчугин не прекращал совершенствовать созданные им заводы и заботиться о рабочем посёлке, заводчанах, уделяя социокультурным вопросам особенное значение. Доказательством данного утверждения является Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве, где в докладе экспертной комиссии по горной и соляной промышленности (ископаемые металлы и минералы) заводы Кольчугина отмечены как самые эффективные в своей отрасли (цветная металлургия) в пределах центральной России, как передовые в плане социокультурного развития, а сам Александр Григорьевич выступает в роли СПЕЦИАЛИСТА по производству цветных металлов [рис. 2].

Этот факт – новая веха в биографии Кольчугина и истории его заводов, которая до сих пор не исследована. В связи с этим появляются множественные вопросы: кто его учил материаловедению, физическим и химическим свойствам металлов и сплавов, процессу производства изделии из металлов и как он – купец – смог достичь таких высоких результатов в цветной металлургии, не имея профильного образования?

Как бы то ни было, Кольчугин на выставке 1882 г. в Москве получает награду, о чём есть подтверждение в официальных публикациях [рис. 3], – право чеканить на выпускаемой продукции своих заводов двуглавого орла, как знак наивысшей оценки качества изделий Кольчугинских заводов специалистами-учёными данного профиля Российской империи. И как не трудно догадаться, Кольчугин свое достижение увековечивает в изделиях своих заводов, маркируя их чеканкой-копией наградной медали с портретом императора Александра III [рис. 4].

Успех Всероссийской выставки 1882 года Кольчугин повторяет на аналогичном мероприятии всероссийского масштаба, но уже в г. Нижний Новгород в 1896 году, представляя продукцию своих же заводов. О чём свидетельствуют официальные документы, в которых Александру Григорьевичу присуждается наивысшая награда – право маркировать свою продукцию изображением двух двуглавых орлов – символом Российской империи [рис. 5].

Это обстоятельство, что именно Кольчугину, а не кому бы то ни было ещё вручается столь высокая награда от государства, дает полное право утверждать, что Александр Григорьевич никогда не был на второстепенных ролях, а владел своими заводами в полной мере и представлял свою продукцию как наилучшую в Российской империи лично, без посредников.

В заключение исследования приведу данные Губернского статистического комитета на 1900 год [рис. 6], которые позволяют увидеть в ретроспективе, как на пустынном месте за двадцать девять лет купец Кольчугин сумел организовать высокотехнологичное производство, на базе которого впоследствии город Кольчугина (считай, что завод) будет числиться не иначе как флагман цветной металлургии в Советской России.

А. Комков, краевед

 

 

Напишите первый коментаторий

Добавить комментарий