Алексей Пухов – музыкант, аранжировщик, педагог. Он рос самым обычным, как все подростки 80-х: не спортсменом, но и не «ботаником», не отличником, но крепким «середнячком», не заводилой, но и не «единоличником» – всего понемногу.
Как все мальчишки, пробовал свои силы в секциях и кружках, «батонился» на школьных дискотеках, с восторгом смотрел первые советские боевики, а по утрам просыпался под «Пионерскую зорьку». Но самым сильным его увлечением была музыка, он перепевал все, что неслось из радиоточки и телевизора: народные, эстрадные. Юношеский максимализм толкнул Алексея в объятия рок-музыки. Хард-рок с использованием риффов и искаженного звука гитар, источающий сумасшедшую энергетику, слушал запоем.
Смесь внутренней энергии, драйва, как правило, дает толчок новым событиям и перспективам. Таким событием в жизни Алексея стал ансамбль патриотической песни, где руководителем был Александр Гудников. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что в свое время школа №5 была единственной, которая могла похвастаться наличием такого ансамбля. Старшеклассники приходили сюда, учились играть на гитарах, пели песни, участвовали в различных музыкальных конкурсах, украшали своим вступлением школьные и городские мероприятия. У Александра Гудникова в ансамбле было все демократично: никакой муштры – хочешь играй, учись, хочешь – пой, а не хочешь – дверь там. Именно это и импонировало Алексею, который всячески открещивался от музыкальной школы. Он, к слову, так и обошелся без нее. Предлагали, настаивали, но перспектива учить ноты, гаммы, а также прослыть «ботаником» его не прельщала. «Не хочу, не буду, не пойду», – отмахивался Алексей.
Музыка стала его профессией благодаря В.С. Першину. Закончив 8-й класс, Алексей, ожидаемо, пошел в техникум. А куда же еще податься в городе металлургов? Учился на электронщика, музыка стала отходить на второй план. И, наверное, он остался бы обычным меломаном, не случись в его жизни Владимира Сергеевича Першина.
Раньше было обычной практикой, когда тренеры или педагоги-музыканты приходили в образовательные учреждения для отбора перспективных ребят и девчонок в свои секции и коллективы. И когда В.С. Першин появился на пороге Кольчугинского техникума по обработке цветных металлов, судьба Алексея сделала крутой поворот. Но он пока этого не знал, просто также, как и многие желающие «откосить» от пар на законных основаниях, отправился на прослушивание. И прошел.
Понятно, что никакая слава сразу на голову не сваливается: репетиции, репетиции, репетиции. Постоянной базы не было, занимались то в техникуме, то в клубе ветеранов. Коллектив лихорадило: кто-то уходил, кто-то, наоборот, просился в команду. Окончательно он сложился к 1987 году. И началась полупрофессиональная деятельность ансамбля «Родные напевы». Чтобы добиться успеха, нужен талант, трудолюбие и чуточку везения. Чего-чего, а уж этих слагаемых у молодых и энергичных было с избытком. Один конкурс сменял другой. Менялись города и даже страны. После возвращения из Японии в 1990 году было решено поставить деятельность коллектива на финансовые рельсы.
Это случилось благодаря директору завода по ОЦМ М.И. Темкину. Коллектив стал считаться одним из заводских цехов и даже имел свой номер.
В 90-е всем было несладко. И вновь с легкой руки В.С. Першина Алексея берет к себе в Бавленскую музыкальную школу Т.Ф. Мурашова – преподавателем народных инструментов. Преподавательская деятельность дала толчок к самообразованию. Алексею пришлось учить все то, от чего он так упорно отпирался: нотную грамоту, гаммы, теорию музыки. Чтобы детям что-то дать, надо и самому быть профессионалом. А тарификация стала еще одним серьезным стимулом повысить уровень образования. Владимирский институт искусства и художественного образования встретил Алексея с распростёртыми объятиями. Точнее, с объятиями его встретила профессор института Лариса Рудольфовна Семина, для которой он в свое время делал аранжировки. И выбор между академическим и эстрадным образованием был сделан мгновенно. Вот так от «Не хочу», «Не буду», «Не пойду» спустя годы к «Мне это надо».
Сегодня Алексей Пухов легко преподнесёт ребенку теорию музыки, поможет ему открыть мир звуков и приобрести необходимые навыки: держать ритм, улавливать мелодию, обучит игре на инструменте, даст грамотную основу, поделится полезными «фишками». Он всегда в поиске, всегда открыт для чего-то нового. Удивительно, но профессионально не изучив ни один из инструментов, в процессе жизни и преподавательской деятельности научился игре на гитаре, фортепьяно, про народные инструменты – гусли, сопелки, балалайки – и говорить нечего, освоил и аранжировочное мастерство. Его наставником в этом был небезызвестный Игорь Стариков – аранжировщик телевизионных шоу, который рассказал об основах, поделился секретами. А дальше сам… Музыкальные изыскания, творческий поиск. Для этого требуется всего-то ничего: вкус, знания, слух, музыкальный багаж и опыт. Алексей говорит по-другому: «Это то, что я слышу в душе». Сегодня его аранжировки делают звучание ансамбля «Медовый Спас» запоминающимся, оригинальным и эксклюзивным.
Алексей все также работает в Бавленской школе искусств, занимается с юными вокалистами Арт-студии «Март», все также поет в ансамбле «Медовый Спас».
Кроме музыки в его жизни есть любящая семья, на которую остается не так много времени. Но жена Татьяна сама работает в культуре и как никто другой всё понимает, не реагируя на разного рода издержки профессии мужа. Сын закончил музыкальную школу, но это так и осталось увлечением, профессию он выбрал чисто техническую. Парадоксально, неправда ли? Из тех, кто в разное время посещал музыкальную школу, мало кто выбрал своей профессию музыку, и наоборот. В свободное время семья Пуховых любит путешествовать по стране: либо с палатками, либо по городам, открывая для себя что-то новое.
С годами из ярого рокера Алексей превратился, по его же словам, в музыкального циника. Это, как правило, случается с профессионалами, которые перестают слушать музыку и начинают анализировать каждую песню. Но все же бывают и исключения, и тогда уже неважно классика это или джаз, народная музыка или рэп.
Необходимости искать вдохновения у Алексея не возникает, ему интересно с детьми, нравится наблюдать за тем, как раскрываются их таланты и они сами на сцене. Он учит их не бояться сцены, получать драйв от общения со зрителем, вместе с ними работает над ошибками и радуется их победам.
Планы у Алексея более чем амбициозные – совершенствоваться во всем. Он хочет поработать с детьми в качестве инструменталиста. Вынашивает мечту создания ВИА, где юные дарования сами бы пели и играли. А еще опробовать различные новомодные методики в эстрадном вокале, семимильными шагами идущие из западных школ. «Национальную музыку можно развивать, пользуясь фишками оттуда», – считает Алексей.
Поэтому он не зажат в тисках классического образования, которое отчасти мешает артисту полностью реализовать свои творческие порывы. Он за синтез музыкальных стилей и направлений, делающих музыку ритмичнее и интонационно богаче. Ну, а нам остается лишь ждать, когда его судьба вновь сделает крутой поворот. И тогда мы вновь поговорим. Поверьте, слушать, как музыканты, для которых смысл жизни от музыки не отделим, рассказывают о своей работе – особое удовольствие.
Е. МУРЗОВА
“ГК” №11 от 27.03.2024