Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Искусственный интеллект должен быть ответственным и справедливым

Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. Международная организация потребителей (Consumers International) объявила темой Всемирного дня прав потребителей 2024 года «Fair and responsible Al for consumers» «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственным интеллектом (ИИ) сейчас принято называть все, что способно решать задачи на уровне, близком к человеческому, а иногда лучше и быстрее. Например, системы безопасности в метро и аэропортах находят людей в толпе, а автоматические переводчики преобразуют большие смысловые блоки, учитывая контекст, что позволяет читать статьи, например, на китайском или арабском, не зная языка.

Искусственный интеллект добрался до наших домов. Появились телевизоры, чайники, выключатели и другие домашние девайсы, управляемые через голосового помощника, а умные колонки с домашними ассистентами, такими как Алиса и Маруся, могут отвечать на вопросы и управлять другими умными устройствами в доме.

Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью цифрового мира, проникая во многие сферы жизни людей. Алгоритмы искусственного интеллекта активно используются в медицинской диагностике различных заболеваний, что позволяет врачу поставить более точный диагноз, а также, совместно с роботами, выполнить сложные хирургические операции. В энергетике и промышленности ИИ используется для снижения уровня потребляемой энергии и создания новых материалов с уникальными характеристиками. Банки используют ИИ для одобрения кредитов и оценки кредитоспособности заемщика, а розничные компании применяют его для более точечных рекламных компаний и предложений для своих клиентов. В юриспруденции ИИ создает алгоритмы быстрого поиска нужных судебных решений.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей – такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).

При этом в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен. В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта, устанавливающий общие этические принципы и стандарты поведения в этой области.

Проект Международного Закона об искусственном интеллекте (ЕС, World Economic Forum 2024) будет рассматриваться в текущем году в рамках программы ООН «Справедливый и ответственный ИИ для потребителей». Законом предусмотрено введение системы классификации, определяющей уровень риска, который ИИ может представлять для здоровья, безопасности и основных прав человека (система включает четыре уровня риска: неприемлемый, высокий, ограниченный и минимальный).

Следует отметить, что защита прав потребителей во времена ИИ имеет свои особенности и требует дополнительной внимательности. Прозрачность и понятность алгоритмов ИИ, конфиденциальность данных потребителей и ответственность за негативные последствия – это три ключевых приоритета, которые должны быть учтены при разработке законодательства и правил, регулирующих использование ИИ в сфере защиты прав потребителей. Только тогда потребители могут быть уверены, что их права будут надлежащим образом защищены в цифровой эпохе.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Юрьев-Польском и Кольчугинском районах

“ГК” №10 от 20.03.2024