Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Живая медь

«Живая природа окутана в медь…Она не даёт красоте умереть»

Ее работы мы увидели на недавней выставке в фойе ДК. Живые, изящные формы с невероятной детализацией фактуры. Может ли такое создать человек? Может, если работает в сотворчестве с природой – считает автор работ Наталья Павлова:
Несколько лет назад открыла для себя волшебство меди. Это мягкий, благородный металл, из которого получаются прекрасные изделия, сувениры, украшения. Работать с медью – удовольствие. Ковка, патинирование, шлифовка, полировка… А гальванопластика? Это вообще чудо! Превращение живой органики в вечные медные копии – процесс трудоёмкий и не быстрый. Но результат волшебный.
В коллекции ее работ – листья, раковины улиток, орехи, веточки. Застывшие в медной оболочке навечно. В коллекции нет двух одинаковых вещей. Природа – всегда творит подобное, но никогда – одинаковое.
– Даже технология литья подразумевает некоторую серию, – говорит Наталья. – А работы в гальванопластике – уникальны. Но в тоже время, это не слепое копирование, подражание образцам. Человек всегда привносит что-то свое. Любое творчество неизбежно выявляет, акцентирует что-то скрытое, подобно тому, как скульптор отсекает лишнее, освобождаю гармонию.
Ионы металла, в растворе электролита переносятся с анода на катод.
Гальваника. Сложнейшее направление электрохимии. Ее принято считать современной технологией, развитой из работ Бориса Якоби 1830 года. Однако, весьма вероятно, ее применяли уже ювелиры древности. Никаким другим способом нанести столь тонкий слой золота на украшения царицы Клеопатры было невозможно. А странные глиняные горшки с остатками солей электролита, вполне возможно, были древними электрическими батарейками.
– Вы изучали теорию, Наталья?
– Нет. Я все на практике осваивала. Тут не формулы нужны, а некая «чуечка»…
– Один нюанс, Вы покрываете слоем металла органику, диэлектрик, это не так просто.
– Я использую бронзовую пудру для нанесения первого слоя. А это уже проводник. Можно использовать еще и графит. Но, на мой взгляд, получается несколько грубее.
– Наносите вручную?
– Да.
– Но это требует особой аккуратности. Иначе брак.
– Конечно. Бывает и брак, но бывает и неожиданно интересный наплыв, который как раз и стоит сохранить в изделии. Результат может меняться и от состояния электролита, и от качества анода. Многое зависит от случая.
– «Чуечка» помогает понять и поймать этот случай?
– Да. Эта же «чуечка» позволяет распознать нужный образец, и даже узнать, что непонятный комочек земли под ногами на самом деле содержит в себе кусочек чистой меди. Он пригодится потом для работы.
– Ну, в нашем-то городке найти медь прямо под ногами – не очень удивительно. А что делаете дальше, после гальванопластики?
– Как раз дальше и начинается самое волшебное. Бывает, что в процессе понимаешь, чем эта заготовка хочет стать – кулоном, брошью или частью браслета. Потом происходит пайка и сборка украшения. Готовое изделие патинируется различными способами, шлифуется, полируется и наполняется любовью.
– Ваши работы я видел на Областном семинаре-практикуме. А где Вы еще выставляетесь?
– Да на многих площадках нашей Владимирской области. Выставки-ярмарки, Дни города… Особая атмосфера на фестивале «Реки-Руки» – собирается большое количество участников и все они замечательные, талантливые люди.
В нашем городе много творческих людей. Мы познакомились на базе студии «Дерево декор». Часто вместе колесим по области.
– И последнее, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
– Позволяйте себе творить!
Записал А. Балакирев

“ГК” № 26 от 05.07.2023