Газета «Голос кольчугинца» – первое печатное издание в Кольчугинском районе из средств массовой информации. 26 апреля 1928 года, когда вышел первый четырехполосный номер еженедельной газеты, считается днём основания «Голоса». В этом году газете исполняется 95 лет!
На сайте газеты размещён список из 16 редакторов. Но, как оказалось, он не полный. Первым редактором районной газеты «Голос кольчугинца» был Гдалий Соломонович Гельбрас. И мне случайным образом удалось это выяснить.
В начале сентября 2021 года раздался телефонный звонок. Звонил Александр Вадимович Панцов, как выяснилось позже, российский историк-китаевед, писатель и переводчик, доктор исторических наук, профессор. У него в Кольчугинском районе находится дача. Он сообщил, что со мной хочет связаться москвичка Тамара Ивановна Гельбрас, которой 94 года. Он разыскал меня по её просьбе. Оказывается, свёкор Тамары Ивановны, Гдалий Соломонович Гельбрас – ирановед, дипломат, работавший в советском посольстве в Тегеране, был первым редактором кольчугинской газеты.
Конечно, меня заинтересовала информация, и я тут же стала звонить Тамаре Ивановне. После разговора мне запали в душу её слова: «Светлана, я очень хочу, чтобы Вы в Кольчугино рассказали о моём свёкре. Я его никогда не видела, он погиб в Великую Отечественную войну, но он достойный человек…». Меня просто покорила эта фраза, и возник вопрос: «Почему, Тамара Ивановна хочет рассказать именно о свёкре, которого никогда не видела, а знала о нём лишь со слов своего мужа? Что движет ею?»
И вот в сентябре 2021 года я в Москве. В квартире меня встретила, несмотря на свой возраст, довольно крепкая стройная женщина. 5 часов общения пролетели как один миг. Тамара Ивановна познакомила меня с семейным архивом: автобиография Гдалия Соломоновича Гельбраса, написанная им от руки в августе 1940 года; личный листок по учёту кадров, оформленный при приёме на работу в Наркомвнешторг СССР в 1938 году; фотографии, документы.
Гдалий Соломонович Гельбрас родился в Москве 10 мая 1894 года в многодетной еврейской семье. Его отец Гельбрас Соломон Шмуилович имел право постоянного жительства в Москве. С 1905 по 1913 гг. Гдалий учился в 6-й Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1914 году был зачислен студентом Московского Коммерческого Института. Для поддержания семьи юноша давал частные уроки. В своей автобиографии он пишет: «В годы Первой мировой войны не был мобилизован в армию ввиду большой близорукости, но принимал активное участие в культурной работе студенческой организации института среди раненых солдат (обучение грамоте, проведение массовой работы – устройство концертов)».
После Октябрьской революции, которую Гдалий принял, ушёл с 3-го курса института и с декабря 1917 года по 1921 год работал в Московском Совете. «Активная продолжительная работа в Московском Совете воспитала меня и сроднила с партией большевиков». В январе 1921 года вступил в партию РКП (б) и перешёл на работу в Наркоминдел. Ему предложили поехать на работу в Персию, так как в Коммерческом институте он изучал экономику и статистику внешней торговли Персии, хорошо знал французский язык. Иран одним из первых в мире признал Советское государство и установил с ним дипломатические отношения. В феврале 1921 года был заключен Договор о дружбе между Ираном и Советской Россией.
По прибытии в Персию в июле 1921 года Г.С. Гельбрас был назначен секретарём в генеральное консульство в городе Тавриз. Фактически, за отсутствием консула, ему пришлось выполнять его функции.
В декабре 1921 года он был отозван в Тегеран и назначен 1-м секретарём и заведующим консульской частью. В этой должности дипломат пробыл с мая 1922 года по август 1924 года. Кажется, что дипломатическая карьера складывается удачно. Но вдруг Гдалий всё бросает и по своему желанию возвращается в СССР. Как же он оказался в Кольчугине? А дело вот в чём.
В 1921 году Советская Республика провела генеральную чистку партийных рядов. Это была кампания по проверке соответствия членов партии большевиков предъявляемым к ним требованиям. Для проведения чистки партийной ячейки в Тегеран выезжала специальная комиссия. Будучи в Тавризе, Гдалий под чистку не попал. В 1922 году он выехал в Москву для прохождения чистки в Центральной Контрольной комиссии (ЦКК).
В итоге Гдалий Соломонович был исключён из партии с формулировкой: «Заслушав личные объяснения, тов. Гельбрас исключить из партии, как чуждый элемент, не возражая против его сов.работы». На заседании ЦКК отмечалось, что он поздно вступил в партию, будучи в партии, не вёл активной работы и не участвовал в гражданской войне.
«Постановление ЦКК было для меня громадным ударом. По возвращению в Тегеран, я поставил вопрос о своём откомандировании в СССР, я решил на низовой работе доказать партии свою преданность», – отметил Гдалий Соломонович в автобиографии.
Однако ни Полпред в Иране, ни наркомат иностранных дел (НКИД) продолжительное время не давали согласия на откомандирование, ссылаясь на решение ЦКК (вторично в 1924 году ЦКК подтвердила о том, что она не возражает против заграничной работы). Только в августе 1924 года ему удалось выехать в Москву. «Партбюро Тегеранской ячейки удостоверило, что после исключения из партии я фактически не отрывался от коммунистической ячейки, состоял в партийном ленинском кружке и всегда выполнял все поручения в области общественно-политической работы, исходившие из бюро» – пишет Г.С. Гельбрас.
Пробыв несколько месяцев в НКИД в Москве в качестве референта по Персии, он уехал в феврале 1925 года на 1-й государственный медеобрабатывающий завод в Кольчугине. На заводе Гельбрас проработал четыре с половиной года. Здесь Гдалий Соломонович трудится, не жалея себя, доказывая верность партии на различных должностях: культработник, инструктор Райзавкома металлистов, председатель правления рабочего клуба, пропагандист, член Горсовета, председатель коммунальной секции сбыта, зав. агитчастью подрайонного отделения МОПРа (Международной организации помощи борцам революции), ответственный редактор многотиражки «Кольчугинский рабочий».
Относительно названия газеты имеются некоторые сомнения, но скорее всего, дело обстояло так. В личном листке по учёту кадров написано, что Гдалий Соломонович – редактор заводской многотиражки, в автобиографии он пишет – редактор многотиражки «Кольчугинский рабочий». То, что газета «ГК» вышла из заводской, – не секрет, об этом известно. Но как она до этого называлась?
На сайте «Голос кольчугинца» в разделе «Из истории газеты» говорится, что: «В середине 20-х годов в Кольчугино, на заводе по инициативе комсомольцев стали выпускать газету «Перо рабкора». В ней печатались заметки рабочих завода, в которых они делились опытом и критиковали местные недостатки, но постепенно стали писать и о жизни в рабочем поселке. С начала 1927 года редколлегия стала думать над тем, чтобы переименовать газету. И уже в том же году, с 15-го номера, газета стала называться «Голос кольчугинца». Следует вывод, что первоначально газета была заводская, называлась она «Перо рабкора», затем, вероятнее всего «Кольчугинский рабочий», а с 1927 года «Голос кольчугинца». Причём, «Голос» был сначала заводской многотиражкой, а с 26 апреля 1928 г. – полнокровной печатной четырёхполосной газетой.
Согласно документам Гдалий Соломонович проработал редактором с 1925 года по 1929 год. Значит, он стоял у истоков основания газеты «ГК». Фотографии и документы это подтверждают. Мои предположения подтвердились, когда краевед и бывший ответственный секретарь редакции В.В. Дворников осенью 2022 года представил первый печатный номер «Голоса кольчугинца», где указывается имя ответственного редактора – Гельбрас Г.С.
В этой истории поражает воображение внутренний стержень этого сильного человека, его нравственный, гражданский, человеческий подвиг, желание делом доказать своё право быть и называться коммунистом, самоотверженным трудом восстановить честное имя и отмести все несправедливые подозрения. Тогда были такие идейные и морально чистые борцы за новую жизнь. Именно в Кольчугине Гдалий Соломонович добивается восстановления в рядах партии. В 1926 году Центральная Контрольная Комиссия пересмотрела своё решение, вынесенное в 1922 году, и постановила: а) принимая во внимание хорошие отзывы о тов. Гельбрас Г.С., формулировку «как чуждый элемент» отменить, б) не возражать против вступления в партию на общих основаниях.
Здесь у нас Гдалий Соломонович знакомится со своей будущей супругой Сорокиной Полиной (Пелагеей) Ефимовной, уроженкой деревни Кучки Юрьев-Польского района. По словам Тамары Ивановны, она была «ярой коммунисткой».
19 января 1930 года в Кольчугине у них родился сын Виля, в будущем профессор МГУ, китаевед Виля Гдаливич Гельбрас. Но официально оформят они свои отношения только в 1936 году. Полина не хотела выходить замуж за еврея. Восстановление в партии позволило Гдалию Соломоновичу с семьей вернуться в Москву.
С сентября 1930 года он стал работать в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени И.В. Сталина (КУТВ) в качестве старшего научного сотрудника по Персии, преподавателем по экономике и революционном движении в Персии, заведующим иранским кабинетом и на других должностях. В КУТВе затем стала работать и жена Полина Ефимовна Сорокина.
После закрытия КУТВ в 1938 году Гдалий Соломонович перешёл в валютное управление Наркомата внешней торговли, продолжил исследования и публикации в области иранистики под псевдонимом Ренджбар. Он много и постоянно писал об иранских, арабских делах, но всегда под псевдонимом, и это его спасло. Семья постоянно жила под угрозой ареста, так как Гдалий Соломонович выступал против сталинских идей экспорта революции в Иран и другие страны Востока. Псевдоним в те годы, к счастью, не был расшифрован.
В начале Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, Гельбрас уезжает с семьёй в эвакуацию в г. Омск. У него была бронь, но он трижды настойчиво подавал заявление в военкомат, и в сентябре 1941 года ушёл на фронт. Последнее место его службы – 387-й запасной стрелковый полк 39-й запасной стрелковой бригады в звании лейтенанта, командира роты. Гдалий Соломонович Гельбрас погиб на фронте, точнее, пропал без вести в сентябре 1943 года под Смоленском.
Незадолго до гибели он приезжал в Омск повидаться с семьёй и передал сыну Виле подарок – военный офицерский планшет. С этим планшетом Виля ходил в школу и в институт. Данная семейная реликвия до сих пор хранится в доме Тамары Ивановны. Сохранились фронтовые письма Гдалия. Но мне их почитать не удалось. Не разрешила Тамара Ивановна. Она за столько лет сама их так и не прочла. Считала, это очень личное.
От Тамары Ивановны я узнала, что в холле первого этажа здания Министерства иностранных дел Российской Федерации находится мемориальная доска с именами воинов – сотрудников Министерства внешней торговли СССР, погибших за свободу и независимость нашей Родины в Великую Отечественную войну. Каждый год в День Победы она с мужем возлагала там цветы. Золотыми буквами на мраморе вписано и имя Гдалия Соломоновича Гельбраса (второй столбик сверху).
Вернёмся к списку редакторов газеты. Теперь список уже состоит из 17 редакторов, и первым числится Гдалий Соломонович Гельбрас. Таким образом, благодаря встрече с Тамарой Ивановной Гельбрас автору этой статьи удалось открыть новое имя в истории газеты «Голос кольчугинца».
По окончании исследования я нашла ответ на свой вопрос: почему Тамара Ивановна так хотела оставить память о своём свёкре.
Муж Тамары Ивановны Виля Гдаливич Гельбрас очень переживал, что рано остался без отца, и хотел как можно больше о нём узнать. Долгое время семья по крупицам собирала информацию о Гдалии Соломоновиче. Супруги вместе разыскали документы в архиве, запросили копии. Между супругами были чудесные отношения, была настоящая любовь! Вместе прожили душа в душу более 60 лет! Познакомились в Большом театре, через месяц расписались и никогда больше не расставались. Именно любовь к своему мужу подвигла Тамару Ивановну на поиск человека, который смог бы рассказать и оставить в истории память об его отце, о дипломате, учёном, патриоте своей Родины Гдалии Соломоновиче Гельбрасе. И он действительно – достойный человек!
P.S. Выражаю благодарность журналисту – краеведу Дворникову Валерию Вячеславовичу за случайную находку в архиве Российской государственной библиотеки – первый номер газеты «Голос кольчугинца». Все пазлы сложились!
С. Буклеревич, краевед, председатель Кольчугинскогототделения «Союз краеведовт Владимирской области»
“ГК” № 16 от 26.04.2023