Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Театр невозможно закончить

Накануне Дня театра, в ДК, в камерном зале давали премьеру «Тамбовская казначейша». Таким образом ТЮЗовцы решили отметить свой яркий, юбилейный, 25-летний сезон. Лермонтовская история стара как мир: муж, жена, любовник, а ещё карты. Карты – вещь азартная. Мотивы человека, в них играющего, неизменны: и это не только желание быстро разбогатеть, но и подсознательная жажда риска, которую даёт процесс игры. И уж чего только картёжники не проигрывали. В данном случае престарелый тамбовский казначей проиграл в карты заезжему улану свою молодую красавицу-жену.

Сочетание комизма и драматизма, психологической и сюжетной коллизий сделало спектакль присущим драматургии Гоголя, Чехова. Это уловили и подметили многие зрители. На протяжении всего спектакля музыка, звучащая фоном, и меняющееся световое оформление, не вызывали дисгармонии, напротив – всё в точку, идеально продумано и абсолютно ненавязчиво. Танцы – не танцы и редкая способность хореографа, создавшего внутри спектакля органичную пластику, как его часть. А ещё по всей сцене и у зрителей первого ряда были разбросаны карты, ленточки, лепестки цветов и мишура, играющая роль соломы. Всё это шелестело при каждом шаге, словно воспоминания, как бы говоря – старайся не забыть ничего, особенно главные моменты… Потрясающий режиссёрский ход. Игра актёрского состава – выше всяческих похвал, спектакль прошёл на одном дыхании.

В перерыве между спектаклем и капустником в музее ДК состоялось общение зрителей и создателей данного спектакля. Зрители благодарили за сохранность русского языка, отсутствие речевых ошибок, интересовались созданием костюмов, разбирались в исторических деталях. Было весело.

Вторая часть вечера была не менее захватывающей. Ещё бы – капустник, настоящий театральный капустник! И, как самый настоящий, он был замешан на юморе, щедро сдобрен миниатюрами и музыкальными номерами, приправлен аплодисментами и смехом зрительного зала. Все шутки не для широкой публики, а исключительно для своих. Он носил название «25 лет новому ТЮЗу», а по сути – бенефис его режиссёра Александра Рыжова. Весь капустник представлял собой отрывки из жизни Станиславского – нет не его – Александра Рыжова. Его воспитанники творили на сцене Бог знает что, в то время как его создатель скромно сидел, улыбаясь, на галерке. «Старый» состав – состав 1998 года – лихо обыграл появление в ДК Александра Рыжова, представив его в роли младенца, и уморительно прошёлся по спектаклям, с которых начиналось творение-вытворение «мастера». Следующая труппа, шагая в город Изумрудный для строительства там театра мечты, по ходу рекрутировала в свои ряды новых участников, в числе которых легко угадывались и художники, и хореограф, и… В общем все те, кто так или иначе имеет касательство к ТЮЗу. Их коронные фразы звучали из уст героев миниатюры под дружный хохот зрительного зала. До Изумрудного города весёлая компания всё же добралась, где её уже ждала начальник отдела культы М.Т. Беляева, сразу заявившая: «Всё это – подстава». А дальше она призналась в любви к театру, в трепетном отношении ко всем его участникам.

– Какое счастье, что мы живём в Изумрудном городе и у нас есть театр мечты, и он такой живой, настоящий, смелый, невероятный, любимый. Нам не надо никуда ехать, нужно просто собраться и прийти в театр на спектакль. Спектакли в репертуаре театра живут не один день и не одну премьеру, они живут в несколько лет, поэтому так популярны театральные недели: весенние, осенние, зимние. Зритель может увидеть любимые спектакли несколько раз и то, как они живут, меняются. И в этом театре мечты есть главный человек. И да, он – громкий. К этому можно относиться по-разному. Но это всё потому, что он любит театр, служит ему, и всё здесь происходит правильно.
Сегодняшняя премьера – тоже событие. Мы за этим приходим в театр, чтобы увидеть историю и связать её со своей жизнью, найти себя в этой истории. И это – счастье.

25 лет – это целая жизнь. Недавно я где-то прочитала такую мысль: «Культуру транслирует личность». Она верна на все 100%. Пришёл человек, вокруг которого всё закрутилось: появились режиссёры, талантливые художники, постановщики, идеи, которые носились в воздухе. Появился Александр, появилась команда и родился конкурс художественного слова, конкурс театральных коллективов «ЧугиноКоль», были выиграны 3 театральных гранта, появился инклюзивный театр. Это большое счастье.
В ходе своего проникновенного выступления Марина Томасовна сожалела лишь об одном: отсутствии букета цветов. Но компенсировала его отсутствие, подарив коллективу то, без чего не обходится театральная жизнь. Она невозможна без глотка хорошего чая и сладостей к нему. А дальше, дальше труппа сегодняшнего дня поиронизировала над ученичеством своего режиссёра в Щукинском училище. По законам капустника выступление молодёжи сопровождалось шутками, «шпильками», весьма удачными.
Жизнь в театре – всего лишь один сезон, а сезон – это целая жизнь. А о закулисье этой самой жизни, как никто другой, знает директор ДК Ирина Витальевна Трухина, которая в своём выступление сделала акцент на трёхдневном культурном марафоне – Дне культуры, 25-летии ТЮЗа и Всемирном дне театра. Она также отметила высокий уровень профессионализма и актёрского мастерства юных ТЮЗовцев. И поскольку в праздники принято дарить подарки, она преподнесла Александру Вячеславовичу Рыжову подарочный сертификат в сумме 40 тысяч рублей на новую «одежду» сцены, выполнив тем самым своё же обещание.

Театр – искусство коллективное. Ему одинаково важны и актёры, и зрители. Да, любой театр мёртв без своих зрителей, а их у ТЮЗа очень много. В этот вечер от имени всех, кто любит театр, ценит его за непередаваемую атмосферу таинства и волшебства, ТЮЗовцев разных поколений с юбилеем поздравил представитель Ассоциации кольчугинских филологов В.В. Дворников.

– Я поздравляю всех с праздником, благодарю режиссёра и актёров за популяризацию, культивирование произведений русской классической литературы и постановку русской классики. Я, как филолог, не обнаружил ни одной ошибки в русском языке М.Ю. Лермонтова. Текст идеально выучен, воспроизведён и сыгран актёрами грамотно.
Поощрительный подарок им был вручён А. Кабакину, который начинал спектакль, небольших презентов был удостоен А. Рыжов. Кроме того, в качестве реквизита труппе Валерий Вячеславович подарил гигантские карты со словами: «Сорите – не жалко».
Коллеги тоже не остались в стороне: с толикой загадочности преподнесла свой подарок Л. Яковлева. А. Калантарян была конкретней – как истинная армянка подарила режиссеру коньяк и кладезь мудрости, собранной в оригинальных философско-лирических четверостишиях, наполненных юмором и лукавством – «Рубаи» О. Хайяма. Венчал всё произошедшее капустник – самый настоящий, свежеиспечённый, с золотистой корочкой.

Три с половиной часа пролетели незаметно. Было всё: музыка, танцы, песни, стихи, шутки и скетчи, далеко не беззубые и откликающиеся на злобу дня и театральные дела. Как говорилось ранее: «Театр, как революция – её можно начать, но невозможно закончить». Поэтому-то зрители хоть и встали со своих мест, но расходиться не желали. Что и неудивительно. Вечер получился насыщенным, можно сказать, горячим (как тот капустник, что вынесли на сцену) – настоящим праздником с фейерверком эмоций, аплодисментов и креатива.

P.S. 31 марта по итогам XXXII областного открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Театр, где играют дети» наша Ассоциация кольчугинских театров за спектакль «Тамбовская казначейша», который был показан на сцене Владимирского колледжа культуры, получила ГРАН-ПРИ! С чем коллектив редакции «ГК» и поздравляет. Так держать!

Е. МУРЗОВА

“ГК” № 14 от 12.04.2023