30 октября в России отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В этот день свой профессиональный праздник отметит и коллектив ИП С.Н. Громовой. О том, чем и как живут транспортники нашего района, Светлана Николаевна рассказала в беседе с нашим корреспондентом.
Путь в ее кабинет лежал через диспетчерскую. Сегодня на дежурстве Елена Геннадьевна Герасимчук – общительная интеллигентная женщина средних лет, не выпускающая из рук телефона. Ее рабочий день начинается в половине пятого утра с общения с кондукторами, выдачи им терминалов для работы, билетов, кассовых катушек… Она не только всех встретит, но и отправит в рейс, благословит по-матерински, чтобы у «девочек» день сложился нормально. А телефон в ее руках не замолкает. Не успеет ответить на один звонок, он тотчас звонит снова. Автобус задержался, пассажиры волнуются – кого-то интересует расписание движения, а кто-то просто требует забрать его от «Пятерочки». И со всеми она тактична и приветлива.
В соседнем кабинете – бухгалтер Татьяна Борисовна Лепетова.
«Героическая женщина», – характеризует её С.Н. Громова. На ней финансовое здоровье организации: зарплата, налоги, доходы, расходы, выручка и кадры – словом, все, что в представлении простого обывателя является делом наискучнейшим, рутинным. А для Татьяны Борисовны это дело привычное. Чтобы быть профессионалом своего дела, нужно идти в ногу со временем, постоянно быть в курсе изменений законодательства. Поэтому скучать Т.Б. Лепетовой просто некогда.
А в диспетчерской тем временем на обед собирались кондукторы. Но сначала они должны сдать выручку. К слову, мелочь тут пересчитывает агрегат, внешне очень похожий на мясорубку: она ссыпается в широкое железное горло, а затем агрегат выдает ее обратно, подмигивая зеленым «глазом» с точной цифрой.
В комнате отдыха для удобства и комфорта коллектива установлены микроволновка, холодильник, кулер, диванчик, душевая кабина, чай и кофе здесь – бесплатно. «Люди приходят на работу рано утром. Есть, как правило, ещё не хочется, а немного погодя уже требуется «допинг»», – поясняет Светлана Николаевна.
Первое, что бросается в глаза в директорском кабинете – минимализм. Пара столов, пара стульев, компьютер, а большего и не надо. Транспортными перевозками С.Н. Громова занимается с 2017 года. Сегодня предприятие переживает не лучшие времена, но никто и не обещал, что работа будет спокойной и размеренной. Сначала экономический кризис, а затем пандемия сказались на работе транспортников: при коронавирусных ограничениях держаться на плаву неработающему предприятию помогла государственная субсидия, сотрудники получали минимальную заработную плату.
– Было тяжело, деятельность предприятия была приостановлена, а расходы накапливались. К сожалению, ситуация не поменялась и по сей день, я не стану утверждать, что сегодня у нас все безоблачно.
После коронавируса были введены санкции – и они больно ударили по нам. Мы стремимся по-прежнему выполнять все производственные показатели, решать стоящие перед нами задачи, ведь на долю нашего автопарка приходятся основные объемы по перевозкам пассажиров в районе.
В настоящее время транспортный парк предприятия – это 12 автобусов, обслуживающих 6 городских и 8 пригородных маршрутов. Транспортная сеть не меняется, она много лет существует в неизменном виде, и к ней уже привыкли. Из маршрутов только один был закрыт – девятый. Причина – крайне низкий пассажиропоток.
Значительные расходы предприятие несет по обеспечению пассажирских услуг на пригородных автобусных маршрутах. Однако не было сорвано ни одного рейса. Социальный стандарт обеспечения населения района услугами автобусного транспорта выполняется на 100 процентов, – рассказывает С.Н. Громова.
Естественно, отдаленность и малонаселенность деревень, которые обслуживает ИП Громова, играют не в пользу уменьшения расходов.
Но главное – у жителей района есть возможность даже при отсутствии личного транспорта посетить поликлинику, съездить в гости к родным, на рынок, в магазины и т.д. Если в городе можно выбрать другой маршрут, другой вид транспорта или просто прогуляться, то у селян выбор не велик – или автобус, или такси – но это дорогое удовольствие. К примеру, во Флорищи ездят в месяц всего 12 человек, расходы на топливо значительно выше. Тариф на перевозки устанавливает Департамент цен и тарифов Владимирской области, и он зависит от многих составляющих, в том числе и от пассажиропотока. А в пандемию, например, когда люди из дома боялись выйти, он упал в 10 раз.
– Мы получили большой и стойкий минус. Получилось, что предприятие полтора года работало вхолостую. А сегодня новая напасть: в связи с введенными санкциями увеличились расходы на приобретение запчастей и страховку. Из 12 автобусов основная масса – это иномарки, «МАНы» и «Мерседесы», запчасти на них подорожали в 5-10 раз, резина – в 2 раза, ОСАГО – на 100%.
– А те автобусы, которые стоят на территории – на вид вроде бы новые, когда они выйдут на маршруты? – интересуюсь я.
– Никогда. Они стоят уже два года, до этого еще столько же стояли в Москве. Шанс выехать на линию у них минимальный. Технически их можно реанимировать, но в каждый надо вложить, начиная от резины и аккумуляторов, порядка 300-400 тысяч рублей. Для нас это нереально.
Работать непросто. Сегодня это вряд ли можно назвать бизнесом, скорее – социальной миссией, потому что сама по себе деятельность предприятия нерентабельна. Автобусы старые. У всех приличный пробег. Проблем с ними хватает. Приходится ремонтировать и ремонтировать. Но экономика, как известно, должна быть экономной. Поэтому зачастую если запчасть большая, дорогостоящая – то приобретаем б/у. Скажу прямо: эти автобусы ездят только благодаря упорству и стараниям слесарей и водителей, которые вложили в них немало сил и времени. Так что мы очень рассчитываем на поддержку нашей администрации и государства.
Про век новых технологий пока можно забыть – нет видеорегистратора, кондиционера, бесплатного wi-fi в салоне, чего уж говорить о новой технике! Зачастую при поломке большого автобуса на смену ему приходит старый добрый «Пазик». Он хотя и маленький, а дело правит. Большие автобусы необходимы только в час пик, когда количество пассажиров максимальное. В остальное время и этого «малыша» достаточно. Да и запчасти на него всегда есть, в отличие от иномарок. К слову, у наших ближайших соседей – в Киржаче и Александрове – больших автобусов на улицах не встретишь. Основное средство передвижения в этих городах – те же «Пазики», правда, все они на газу, у них другая окупаемость. Перевести на газ наши автобусы не представляется возможным – дорого.
– А как у нас с дорогами?
– Состояние дорог нормальное. У меня нареканий по качеству дорожного полотна нет, и со всеми службами – с ДСУ, которое возобновило свою деятельность, с МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» у нас хорошие взаимоотношения и взаимопонимание. Наши потребности они стараются удовлетворять в первоочередном порядке: где-то что-то залатать, подсыпать – без вопросов.
К примеру, совсем недавно была ситуация: сотрудники ДСУ в Отяевке сделали остановку, при этом посадочная платформа была выдвинута на дорогу. Водители не могли подъехать, чтобы осуществить посадку-высадку пассажиров, приходилось останавливаться прямо на дороге. В итоге мы выехали на место вместе с представителями ДСУ, объяснили им ситуацию, и в течение недели они переделали эту площадку в соответствии с нашими пожеланиями. Приятно, что так быстро и оперативно отреагировали на нашу просьбу, теперь можно безопасно высаживать пассажиров.
– В нашем коллективе работают 45 человек, – подводит итог разговору Светлана Николаевна Громова. – И каждый из них вносит свой вклад в общий результат предприятия. Люди работают слаженно, ответственно, добросовестно. Исполнительская дисциплина у нас на высоте. И за это я всем благодарна.
«Бойцы невидимого фронта» – диспетчеры, кондукторы – все замечательные. Это какое – колоссальное – нужно иметь терпение! Сами понимаете, люди разные, и с утра весь негатив выливается на кондуктора. Но мои «девчонки» – молодцы! Все терпят, не огрызаются, не обижаются.
Не менее замечательные у нас водители. Они, порой, при поломке автобуса участвуют в ремонте вместе со слесарями, чтобы побыстрее выйти на линию. Работа у них непростая. Ответственность за жизни и здоровье людей, которых они перевозят, на них лежит огромнейшая. Но справляются.
Так что самое главное богатство нашего предприятия – это его сотрудники. Многие работают в автопарке давно, они знают свое дело, верны ему. Повторюсь, у нас сплоченный, ответственный коллектив, даже несколько семейных пар образовалось на нашем предприятии – и сейчас они работают вместе.
По мнению руководителя, значительный вклад в работу предприятия ежедневным трудом вносят все сотрудники – без исключения, но все же Светлана Николаевна выделила водителей с большим стажем А.А. Шумакова и С.Р. Беляева, кондуктора Н.М. Копыток, уборщицу И.В. Крайнову. О ней Светлана Николаевна сказала особо: «Именно эта женщина в одиночку весь ковидный период несколько раз в день мыла все автобусы и кабинеты сотрудников. Трудилась самоотверженно». Отдельных слов благодарности удостоился и мастер-«золотые руки» О.А. Минейчев: «Он слесарь на все руки. Отремонтирует все, что хочешь, обязательно найдет способ, как это сделать».
Если говорить о перспективах предприятия, то, по мнению С.Н. Громовой, прежде всего, должен измениться государственный подход к транспортной отрасли в целом:
– На сегодняшний день только в Москве эта отрасль субсидируется государством, туда вливаются большие деньги. А мы работаем в минус, кроме долгов у нас ничего не копится. Но, несмотря на это, настрой здесь позитивный.
В канун профессионального праздника желаю коллективу предприятия самого главного – здоровья и благополучия, сплоченности, понимания, удачи во всем. Пусть ваш жизненный путь всегда будет комфортным, а дороги – безопасными!
Е. КАСАТКИНА
Уважаемые работники автомобильного и городского пассажирского транспорта, ветераны отрасли!
Примите искренние поздравления с Днем работников автомобильного и городского пассажирского транспорта!
Невозможно представить себе современную жизнь без автомобильного транспорта, а значит, и без профессионалов, обеспечивающих бесперебойное функционирование этого важнейшего в производственной структуре экономики звена. Труд водителя требует высокого профессионализма, внимания, выдержки и мастерства. В любую погоду и время суток автомобилисты должны безопасно и в срок доставить пассажиров и грузы.
Этот праздник также отмечают все работники автотранспортных предприятий, которые обеспечивают бесперебойную работу и исправность автомашин, а значит, и безопасность на дорогах.
Сегодня слова благодарности мы говорим водителям автобусов, грузовых и специализированных автомобилей, кондукторам, ремонтникам и диспетчерам, инженерам и руководителям автотранспортных предприятий и цехов!
Глубокая признательность ветеранам отрасли за вклад в развитие автомобильного транспорта и воспитание достойной смены.
Желаем всем автомобилистам – любителям и профессионалам – безаварийного движения, надежной техники, крепкого здоровья и удачи!
В.В. Харитонов, глава Кольчугинского района
А.Ю. Андрианов, глава администрации
Кольчугинского района
О.В. Савельев, глава города Кольчугино
“ГК” № 42 от 26.10.2022