Недавно просматривая номера газеты «Владимирские епархиальные ведомости», автор данной статьи наткнулся на интересный документ, касающийся Кольчугинской земли. Он представляет несомненный интерес для тех, кто любит историю. Насколько мне известно, только два человека из нашего края за всю историю стали церковными иерархами. Один из них – совершенно удивительная личность: архиепископ Аркадий (Федоров), церковный деятель, миссионер, писатель, человек высоких душевных качеств. Газета «Голос кольчугинца» уже публиковала материалы об этом выдающемся церковном деятеле 19 века. Данная публикация касается письма архиерея к своим землякам, но об этом чуть ниже.
Жизненный путь владыки
Архиепископ Аркадий, в миру – Григорий Федоров, был сыном дьячка Федора Никифорова погоста Димитриевского, Покровского уезда, Владимирской губернии и родился в 1784 г. (сейчас это приход Успенского храма на Димитриевском погосте, с. Лялино).
Один из его братьев – Михаил Федорович Третьяков, протоиерей села Черкутино, был женат на родной сестре графа Михаила Михайловича Сперанского Марфе Михайловне, умер в 1858 г. Другой, Лаврентий Федорович Третьяков, был диаконом на родине – в Димитриевском погосте.
По местным преданиям, благодаря счастливой случайности Григорий, один из многочисленной семьи, получил полное семинарское образование и через это вышел на широкую дорогу общественной деятельности на пользу Русской Православной церкви. Мальчиком, по бедности, он отдан был отцом в услужение к мельнику. Был случайно замечен приехавшим из Владимира родственником и, по его настоянию и участию, определен в светское учебное заведение – во Владимирское народное училище (1796 – 1800 гг.), преобразованное потом (1804 г.) в гимназию, а затем во Владимирскую духовную семинарию (1800 – 1807 гг.). В семинарии он окончил курс в 1807 г. и, как лучший студент, был оставлен в ней преподавателем, проходя совместно с этим должности эконома и библиотекаря,
18 мая 1814 г. он пострижен в монахи с именем Аркадий и в том же году 23 декабря был назначен во вновь открытое Владимирское духовное училище смотрителем. Во время прохождения этой должности в 1818 г. был возведен в сан Архимандрита – настоятеля Боголюбова монастыря.
В 1823 г. был назначен ректором Могилевской Семинарии, в 1824 г. – Минской, в 1827 г. – Ярославской. 3 февраля 1829 г. был хиротонисован во епископа Оренбургского. С 1831 г. – епископ Пермский. С 1851 г. – Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский.
Архиепископу Аркадию было даровано завидное долголетие. Начиная свой жизненный путь и служение Церкви и Отечеству в одну эпоху со своим знаменитым родственником и земляком М.М. Сперанским, видный иерарх, миссионер и историк намного пережил неблагоприятные для русской либеральной мысли времена, стал свидетелем одной из главных побед политического здравомыслия – отмены крепостного права.
7 июля 1869 г., в возрасте 82 лет, архиепископ Аркадий ушел на покой. Он поселился в Александро-Свирском монастыре и принял высший монашеский постриг – схиму. После неустанных трудов и подвигов, завещая нам те духовные основы жизни – понятие долга и правило нашей веры, которыми был богат сам, Владыка окончил дни на 86-м году своей земной жизни 8 мая 1870 г. и был погребен под алтарем Троицкого собора монастыря.
О письме землякам из 1855 года
Во «Владимирских епархиальных ведомостях», №22 за 1902 г., И.В. Малиновский сообщал, что «…в церкви пог. Димитриевского хранится, между прочим, его послание от 26 июля 1855 г. к «Возлюбленному о Господе причту погоста Димитриевского, что во Владимирской епархии, в Покровском уезде». Оно проникнуто теплою любовью к своей родине и к землякам, местным крестьянам. С особенным почтением и любовию вспоминает он здесь своего «незабвенного родителя, высокого по добродетелям: терпению, трудолюбию, благочестию и преданности Всеблагому Богу», вспоминает и «великие нужды его, в коих добрые люди помогали ему», так как прихожане Димитриевского погоста «усердны были к его покойному родителю, а по нем и к нему, ребенку, внимательны». При этом послании препровождалось несколько экземпляров книг «для употребления по их назначению, при богослужении в храме Господнем, в котором собираются и будут собираться на молитву и учение потомки тех боголюбезных, к церкви Божией усердных, в учении ее прилежных прихожан, среди коих провел он свое детство и отрочество, утешаемый теплой их любовию, незабвенной для него».
От себя добавлю, что удивляет великолепная память владыки Аркадия, который по прошествии стольких лет, находясь в далёких краях, помнил многих своих земляков из близлежащих к Успенскому храму деревень: Новоселка, Литвиново, Ульяниха, Огибка. Он называл их по именам, вспоминал некоторые подробности из их жизни, благодарил за какие-то дела. Например, он вспоминает один интересный исторический факт: один из сыновей крестьянина деревни Губаниха, служа в армии, участвовал в русско-польской войне и взятии в плен легендарной личности – руководителя польского восстания Тадеуша Костюшко в 1794 г. Может быть, ныне живущие потомки этих названных в письме людей узнают своих предков или родственников…
Таковы были воспоминания и впечатления детства известного церковного иерарха. Многие его труды опубликованы. Сохранилась публикация и его письма на свою малую родину. Предлагаем нашим уважаемым читателям ознакомиться с ним и самим составить своё мнение о той эпохе и личности архиепископа Аркадия – орфография документа изменена на современную, стиль оставлен без изменения.
Письмо Аркадия, Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского к причту погоста Димитриевского, в Покровском уезде
«Возлюбленному о Господе причту погоста Димитриевского, что Владимирской Епархии в Покровском уезде.
Препровождаю при сем несколько моих собственных книг в принадлежность церкви, при которой вы служите. Число и наименование книг показаны в реестре, который за подписом моим сего 25 июля 1855 года также при сем препровождается.
Прошу Вас, возлюбленные о Господе, и преемников Ваших, чтобы некоторые из оных книг были употребляемы по их назначению при Богослужении в храме Господнем, в котором собираются и будут собираться на молитву и учение потомки тех боголюбезных, чисто православных, к церкви Божией усердных, к учению ее прилежных прихожан, среди коих провел я мое детство и отрочество, утешаемый теплою их любовью, незабвенною для меня; а другие при частных домашних собеседованиях с теми же потомками, да и они, подражая своим благочестивым и миролюбивым предкам, преуспевают в святой вере православной, в христианском благочестии спасительном, пребывая неуклонно в искреннем благодатном единении с Материю нашею Христовою Церковью.
О, если бы вместе с сим Возлюбленный о Господе причт погоста Димитриевского, в молитвах своих, особенно при совершении Божественной литургии в храме Божием, хотя изредка воспоминал с прочими и мое недостойное имя и моих достоблаженных родителей и сродников!
Из 25 экземпляров книжки Молитвы и церковное чтение три выдать дьячку Акципетрову для его семейства, а прочие прошу передать в семейства, которые существуют от покойных родоначальников – крестьян: в д. Новоселке – Николая Семеновича, Ивана Матвеевича, Филата Ивановича, Захара Димитриевича и Александра Андреевича Крючка; в д. Ульянихе – Ивана Васильевича и Симеона Васильевича Лобановых, Никифора и Мавры у коих был сын Никита, Афанасия Васильевича; в д. Литвинове – Антона Лаврентьевича – несколько лет бывшего церковным старостою, племянника его Феоктиста Кривого, Ивана Логиновича брата Прохора Логиновича, пастуха погостовского, который ходил за мною во Владимир, чтобы привесть меня на праздник Св. Пасхи в погост Димитриевский – (помню, как в опасных местах на своих плечах переносил меня через ручьи; помню как он меня, в страдное время, заменял на гумне, а я его при стаде); Ивана Климовича, Феодора Игнатьевича, Гавриила Флоровича пчеловода и Афанасия Губанчика, любившего петь в Субботу: «Славно бо прославися, Господа пойте и превозносите Его во веки»; в д. Губанихе – Марка и Нефеда Петровичей – родных братьев, но живших особыми домами: у первого из многих сыновей был сын старший, великовозрастный, возвратившийся из военной службы солдат, участвовавший во взятии в плен Польского Военачальника Костюшки; а у второго был добрый сын Ермолай, нынешний имянинник, который поступил при мне в военную службу; Ивана и Савелья Васильевичей, которых родная сестра старица-дева Василиса жила особою келиею на погосте, – Гаврила, что жил в первом доме при въезде в деревню из погоста и торговал крестиками и перстеньками, за покупкой которых и я бегал к нему – добрый был человек; в д. Огибке – Ивана Герасимовича, у которого был обычай, в день Пророка Божия Илии, принимать Св. Иконы и Духовенство и на угощение Духовенства закалят того ягненка, который в тот год родился у него первый (впрочем не ошибаюсь ли я в имени: не Герасим ли это, а сын его Иван). Многих милых забыл я, странствуя столь долго и по столь отдаленным местам; да извинят меня достоблаженные предки, кои столь усердны были к моему покойному родителю, а по нем и ко мне – ребенку – внимательны!
Когда я в 1851 году проезжал через приход погостовский, некоторые из прихожан желали видеть меня; а в д. Литвинове, на восходе солнечном, некоторые старушки даже за деревню провожали меня: и в семейства таковых выдать сколько-нибудь, – для пополнения книжек, к 25-ти экземплярам прибавлено еще 10 экземпляров.
Всех, поименованных мною, помнит и знает, как я полагаю, любезный брат мой заштатный диакон Лаврентий Федорович; при выдаче книжек, его указаниями и прошу руководствоваться. Он помнит нашу бедность и усердие прихожан к нам. Он помнит наши великие нужды, в которых добрые люди помогали нашему, высокому по добродетелям, терпению, трудолюбию, благочестию, преданности Всеблагому Богу, – нашему незабвенному родителю.
Ради братий моих, и ближних моих, глаголах убо мир о тебе, приход погостовский: Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе, незабвенный погост Димитриевский!
Аркадий Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский.
26 Июля 1855. С.-Петербург.»
Материал подготовил В. Дворников, краевед