Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кольчугинцы в Республике Сербской. «Мы там чувствовали себя, как человек, вернувшийся домой»

21-23 января российская делегация, в составе которой были и четверо наших земляков (глава Кольчугинского района В.В. Харитонов, глава администрации Кольчугинского района М.Ю. Барашенков, представители кольчугинского бизнеса – Ж.В. Перевалова и М.Е. Яковлев), побывала в городе Зворник Республики Сербской Боснии и Герцеговины. Главная цель визита – расширить всестороннее взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Сербской Боснии и Герцеговины. Событие оказалось настолько важным, что о нём сообщила даже «Российская газета». Сегодня у нас есть возможность узнать о подробностях визита. Наш собеседник – глава администрации Кольчугинского района М.Ю. Барашенков.

Но сначала – небольшое пояснение. Не стоит путать Республику Сербскую с Республикой Сербия. И то, и другое – часть некогда большой Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), распавшейся в начале 90-х годов подобно Советскому Союзу на несколько независимых государств. И если Сербию можно сравнить в этом случае с Российской Федерацией, то Республика Сербская скорее похожа на Донецк с Луганском. Она родилась в ходе гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992 году, как самопровозглашённое государство. Независимость отвоевать не смогла, но получила признание, как часть конфедерации Боснии и Герцеговины. Стрелять здесь прекратили в 1995 году.
Город Зворник расположен в долине вдоль левого берега реки Дрины, по которой проходит граница с Сербией. Живёт в городе около 20 тысяч человек, но он является ещё и центром общины (аналог российского района), численность которой свыше 62 тысяч. Вполне сопоставимо с Кольчугинским районом. Первое упоминание о Зворнике относится к 1410 году. Кстати, тогда он назывался Звонник (Звоньникъ).

– Максим Юрьевич, а откуда вообще взялась идея контактов с сербами?
– Поездка была организована Международным общественным Фондом защиты человеческого достоинства и безопасности. Так сложилось, что мы приехали в Белград через четыре дня после визита нашего Президента В.В. Путина. Первые контакты на муниципальном уровне. Конечно, мы почувствовали на себе повышенное внимание со стороны сербов. И надо отметить, что это внимание всегда было дружественным. Кроме Зворника мы побывали ещё в столице Сербии Белграде. Помимо кольчугинцев в нашей делегации был представитель Правительства Москвы, советник директора департамента транспорта А.А. Мхитарян, презентовавший в Белграде проект IT-технологий в сфере транспортного сообщения.

В Белграде и в Зворнике был презентован и проект дистанционного изучения русского языка «Lang Land». Его представлял В.В. Богданчиков, директор компании «Авангард». Ещё с нами ездил заслуженный артист России А.И. Цуркан. Кстати, он – настоящий мастер общения. Знает, как построить разговор, какие стихи прочитать, какие песни спеть. Его присутствие поставило визит нашей делегации на более высокий культурный уровень. А ещё он – патриот России и очень хорошо знает Сербию. Он говорил только на русском языке, но каждое его чеканное слово было, по-моему, понятно даже незнающим нашего языка сербам.

А идея поездки возникла в минувшем году во время встречи с представителями Фонда. Я рассказал о наших попытках восстановить связи между нашим городом и городом-побратимом Хомутов из Чехии. Надеюсь, осенью мы заключим с ними соглашение. Уже достигнута договорённость по этому поводу на уровне министерств иностранных дел России и Чехии. В ответ представитель Фонда рассказал о Зворнике. С Сербией и сербами русский народ давно связывают братские отношения. Конечно, было интересно поучаствовать в налаживании контактов.

– Много успели посмотреть за эти три дня?

– Да. Все эти дни были расписаны по минутам с раннего утра и до 23.00. Это были встречи с представителями властей и местного бизнеса, посещения различных производств. Мы рассказывали о том, что есть у нас в районе и в области, а также смотрели, что есть у них. С нами встречались депутаты парламента Республики Сербской и депутат парламента Боснии и Герцеговины Яков Галич. Он занимается туристическим бизнесом, у него несколько небольших гостиниц. Мы жили в одной из них. Кстати, очень высокий уровень сервиса.

– А как там было с погодой?

– На улице было +5, но, как и у нас, шёл снег.

– И какое впечатление оставил сам город?

– Довольно скромная архитектура. Главное украшение – православный храм Пресвятой Богородицы. Традиционный стиль, похожий на наши храмы. Но есть одна интересная деталь – колокольня. Очень высокая, напоминает большой столб. Босния и Герцеговина – в основном мусульманская страна. К сожалению, соседство религий в этом регионе часто было не совсем дружественным. Поэтому до сих пор православные колокольни там соревнуются по высоте с мусульманскими минаретами. Хотя Зворник – чисто православный городок. Уютный, компактный. Горожане очень любят спорт, особенно футбол. Посреди города есть водохранилище. Там часто проводятся соревнования по различным видам водного спорта.

– Там ведь стратегический мост, связывающий Республику Сербскую с Сербией…

– Да. Построен ещё во времена Югославии федеральным правительством. Но сейчас один местный предприниматель построил на свои собственные средства ещё один мост. В детстве он жил на противоположном берегу, а ходил в школу в Зворнике: приходилось делать довольно большой крюк. И с детства мечтал, чтобы мост через Дрину был недалеко от его дома. Вырос, заработал большие деньги и осуществил свою детскую мечту.
Сербы, кстати, часто жертвуют собственные средства на общие нужды. Например, мы были в одном селе, где возводится новый православный храм. Его строят три местные семьи на собственные средства.

– А какой бизнес у них есть?

– Город небольшой, но у них очень много предприятий.

В окрестностях Зворника свободно растут широколиственные породы деревьев: бук, дуб, граб, клён. Это ценное сырьё для производства мебели. Поэтому там есть мебельное производство. И возможности поставок качественной древесины из этих мест очень заинтересовали М.Е. Яковлева.
Более 30 лет в Зворнике работает производство обуви. Это специальная обувь для армии и спецслужб. Заказы поступают из Сербии, Германии, Македонии. Не остаётся в стороне и армия Боснии и Герцеговины.

Очень интересное предприятие, с директором которого мы познакомились, более 30 лет занимается переработкой ягод, грибов, лекарственных трав. Экспортируют свою продукцию в Германию, Австрию и Швейцарию. Причём, потребность в этой продукции выше, чем производственные мощности предприятия. Надо присмотреться к опыту и возможностям сотрудничества.
Особо отмечу, что в Республике Сербской и в Сербии запрещено производство продуктов из ГМО. Вплоть до уголовного преследования.
Ещё одно интересное предприятие уже 50 лет работает на мировом рынке. Производит изделия из антиабразивной резины. Это ленты для транспортёров, отбойники для причалов, футеровки шаровых мельниц, которые дробят руду, и т.п. Кстати, раньше 70% продукции этого предприятия шло в СССР. Качество очень высокое. Те же футеровки для шаровых мельниц имеют здесь гарантию на 14 месяцев, в то время, как другие фирмы дают на аналогичную продукцию гарантию в 12 месяцев. Возможно, этим заинтересуется УГМК, которая, кстати, имеет завод неподалёку (по нашим российским меркам – меньше 300 км) в городе Майденпек.

Есть предприятие, выпускающее военную технику – тягачи, самоходки и т.п. Это тоже наследство СФРЮ.

В советские времена на предприятиях конкурировали две марки электродов – «лосино-островские» и «югославские». Так вот, югославские выпускали в общине Зворника.
А ещё недалеко от Зворника есть городок, где изготавливают турбулентные котлы для сжигания твёрдых бытовых отходов. В свете реформы сбора и переработки мусора это может быть очень актуально для нашей области. Котлы серьёзные, качественные. Они идут на экспорт во Францию и Германию.

Все предприятия готовы сотрудничать с нами. Им очень интересен российский рынок. Теперь нам нужно определить, что может быть интересно нам.

– Что может быть интересно сербам в нашем городе?

– Их заинтересовало ООО «Строительные инновации» и те плиты, что они делают. Этот материал очень востребован в странах Евросоюза, и боснийцы готовы к заключению контрактов.
Обязательно познакомим гостей с продукцией «Электрокабеля». И определённый интерес вызвали изделия фабрики серебра «Аргента». Надеюсь, там тоже удастся выйти на взаимовыгодные контракты.

– Как я понимаю, Вы договорились, что летом сербы из Зворника приедут к нам?

– Мы официально пригласили делегацию города Зворник к нам на День города. Постараемся создать такой же уют и атмосферу гостеприимства.

– Говорят, Вы возили туда в качестве подарков иконы?

– Три освящённые иконы. Одну (Николая Чудотворца) подарили настоятелю строящегося храма в Зворнике. В ответ он подарил нам диптих (складную икону с двумя створками) с образами Христа и Божией Матери для нашего строящегося храма. Другую икону с ангелом-хранителем мы подарили мэру Зворника Зорану Стевановичу. И третью (Владимирскую икону Божией Матери) передали представительству Международного общественного Фонда защиты человеческого достоинства и безопасности в Зворнике. Руководитель этого представительства – бывший военный, прошедший гражданскую войну в Боснии и Герцеговине в начале 90-х.

– Кстати, эта война, в которой Сербская Республика с большим трудом смогла отстоять своё право на существование, ещё даёт о себе знать?

– В Зворнике не было больших боевых действий. Но до сих пор в городе есть заброшенные дома и земельные участки. Они очень выделяются на общем фоне ухоженности. Мы спрашивали: что это? Нам отвечали: владельцы этих домов, опасаясь войны, уехали из города и не вернулись. В Белграде мы побывали на тех местах, которые бомбили самолёты НАТО. И в столице Сербии мы познакомились с очень мужественной женщиной – народной артисткой Сербии Иваной Жигон. Она была в составе принимающей нас делегации. Её отец – известный в Сербии актёр и режиссёр Стево Жигон воевал с фашистами в партизанском движении, попал в плен, смог выжить в концлагере Дахау. Много раз приезжал после войны в Советский Союз. Даже учился в Ленинграде. И вот когда в 1999 году самолёты НАТО стали бомбить Белград, его дочь Ивана вышла на мост через реку Сава. Она просто встала на мосту во время бомбардировки и призвала присоединиться настоящих патриотов. Натовцы в первую очередь ставили своей целью уничтожение инфраструктуры Югославии, в том числе мостов, но при этом стремились избегать человеческих жертв. Акция Иваны Жигон спасла самый красивый в Белграде мост через Саву. А потом к ней присоединились сербы в других городах, спасая свою страну от разрушения.

У нас с сербами действительно много общего: исторические связи, вера, идеалы. И это очень сильно ощущается в общении. Мы там чувствовали себя, как человек, вернувшийся домой. Такой тёплый приём, такое созвучие чувств!

– Спасибо за интересную беседу.

Интервью: А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №6 от 30.01.2019

Один комментарий

  1. […] Складень, состоящий из двух образов Божией Матери и Спасителя, был подарен кольчугинской делегации в Зворнике настоятелем строящегося там нового православного храма. Это был ответный дар на преподнесённую кольчугинской делегацией икону Николая Чудотворца (подробности – в газете “Голос кольчугинца” №6 от 30.01.2019 или на сайте “Голос кольчугинца”). […]

Обсуждение закрыто.