Яркая, энергичная, влюбленная в свою работу. И это все о ней – мастере цеха прессово-волочильного производства ООО «Кольчугинский завод специальных сплавов» Ирине Валерьевне Шибаловой.
В далёком 1982 году она выбрала для себя профессию контролера ОТК, пришла работать цех №2 завод им. Орджоникидзе. Работать именно на заводе для Ирины было осознанным решением, можно сказать жизненным вопросом: хотелось поскорее начать зарабатывать. О предприятии знала не понаслышке и трудностей не боялась. Свою трудовую деятельность с заводом связали дядья Ирины – Евгений Семенович и Владимир Семенович Ватагины, которые проработали всю жизнь сначала в цехе №4, а потом в цехе №4а.
Ирину не смутили ни шум, ни запах, ни грязь. Она осталась и ни разу за все 39 лет работы на предприятии не пожалела. Зацепило: дружный коллектив, отношение руководства, совместные праздники. Из контролеров ОТК Ирина ушла на травильные ванны, потом – бригадиром в волочильный отдел. И неслучайно, в свое время на заводе к выбору мастера или бригадира был специальный подход. Руководство видело потенциал людей, которые могут не просто выполнять свои обязанности, а делать это с большой отдачей. Все знали: если работает смена Шибаловой – план будет выполнен.
Со временем она оказалась в прессовом отделе, подмастерьем. Новое подразделение, новые люди, но техника ее никогда не пугала, в производственный процесс вникла довольно быстро.
Но какая же профессиональная деятельность без различных общественных мероприятий? Очень нравились Ирине праздники, они проходили в неизменно теплой обстановке: Дни завода, спортивные соревнования, отдых на природе, семейные вечера и многие другие. О том времени у нее осталось много приятных воспоминаний. Работа была интересной, коллектив – хорошим. Друг за друга стояли горой.
С мужем Ирина Валерьевна тоже познакомилась на заводе, он работал старшим аппаратчиком в прессовом отделе. Яркая, коммуникабельная она обращала на себя внимание многих, но выбрала его – своего Александра. «А он хоть и дарил цветы, но ни разу не романтик», – признается Ирина.
Трудно им быть, когда периодически держишь в руках оружие, а на мушке – живое существо, строишь засидки и часами сидишь не шелохнувшись, идешь по следу зверя, читая его, как открытую книгу. Любовь к природе у охотников другая, а любовь к самому охотнику не вызывала у Ирины никаких претензий и конфликтных ситуаций в семье по поводу высоких трат на увлечение и частое отсутствие мужа дома.
«Увлечение мужа было необычным для меня, но гастрономически изысканным: я попробовала всякую дичь, какая только водится на территории нашей Владимирской области. Быть женой охотника – лучше, чем рыбака, это моя чисто женская позиция. Я не разделяю его увлечения, в том плане, что в лес я хожу исключительно по грибы, но и не препятствую. Сегодня я все больше занимаюсь огородом, а он реже стал ходить на охоту», – улыбаясь, говорит Ирина Валерьевна.
Много лет она проработала на заводе. В целом, ей нравился каждый пройденный этап. Были, конечно, и сложности, куда же без них? Приходилось полностью погружаться в жизнь завода. Чтобы хорошо выполнять свою работу, нужно было проводить на предприятии очень много времени. Никто не заставлял, но необходимо было вовремя все сделать, подготовить, проверить. План нужно выполнять. Сроки всегда сжатые, нужно успеть, чтобы заказчик остался доволен и захотел сотрудничать в дальнейшем.
Но экономическая ситуация поменялась, и в какой-то момент, когда предприятие перестало существовать, Ирина пыталась уйти из профессии. Скрепя сердце, она подала на расчет в числе последних. «Завод закрылся, и город осиротел. Вдумайтесь, сколько поколений кольчугинцев работало на предприятии, сколько всего было сделано для страны. Это была утрата!», – со слезами на глазах говорит Ирина, вспоминая то время. Но спустя три года, сменив название, завод – теперь уже Кольчугинский завод специальных сплавов – объявил о наборе рабочих. А хорошие новости в нашем городке распространяются со скоростью звука.
Завод всегда славился своим дружным и профессиональным коллективом. Многие, с кем Ирина работала на заводе имени Орджоникидзе – Владимир Марков, Владимир Трепашов, Сергей Козлов – снова с ней рядом: и не потому, что так вышло, а потому, что считают предприятие родным. Пусть название другое, а цеха и люди те же. Ирине предлагали сразу должность мастера, но с места в карьер – это не ее. Вместо резкого старта предпочла два месяца поработать крановщицей, посмотреть, кто чем дышит.
– Год назад запустили в работу первый пресс, пошел цветной метал. А это уже мое. На сегодняшний день в работе уже три пресса, и на 85% производство переведено на цветной металл. Предприятие выпускает трубы, прутки, сплавы: медь, бронза, медно-никелевый. Мы на рынке занимаем достойное место, у нас уникальное оборудование. Вернулись к нам старые заказчики, появились много новых, начинаем расти, – рассказывает она.
Для Ирины нет принципиальной разницы между тянутой и прессованной продукцией. Рынок диктует свои условия: что востребовано, то и делают.
Коллектив состоит практически из одних мужчин, но, по признанию И.В. Шибаловой, с ними ей работается легко. Они оберегают и поддерживают во всем. Она здесь своя, что называется «в доску». Как-то так повелось, что при встрече все коллеги мужского пола ей протягивают руку для приветствия, как «своему парню». Что тут скажешь: повезло с людьми, которые ее окружают!
В коллективе преобладает возрастная категория 50+. Молодежь неохотно идет на завод. Все то, что в свое время не напугало и не отвернуло Ирину, не привлекает молодых людей. Они предпочитают сидеть за компьютером, а, чтобы самолет взлетел, нужны детали…
На Кольчугинском заводе специальных сплавов работает немало женщин, некоторые из них выбирают сложные профессии и справляются с ними прекрасно, становясь примером для своих коллег. И Ирина Валерьевна Шибалова – одна из них, но не одна из многих. Она уверена на все 100% в том, что занимается именно своим, самым важным и интересным делом. Человек, по-настоящему влюбленный в свою работу.
Подготовила Е. МУРЗОВА,
фото автора
“ГК” №26 от 17.07.2024