Сегодня вместе с коллегами свой профессиональный праздник – День социального работника – отмечают сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения Кольчугинского района Любовь Владимировна Михнева, Елена Эдуардовна Шилова и Анна Александровна Максимова (см. на снимке).
Каждый из нас иногда размышляет над тем, как хорошо было бы что-то круто изменить в своей жизни. А вот решительно действуют немногие. Героинь нашего сегодняшнего рассказа Любовь Михневу, Елену Шилову, Анну Максимову – швею, предпринимателя и воспитателя детского сада – до определенного времени их профессии устраивали. А потом они решили внести коррективы в свою размеренную жизнь. И сегодня ничуть об этом не жалеют. Более того – как никто другой, они знают, что в нашем обществе есть люди, остро нуждающиеся в помощи.
У каждой на попечении по десятку пенсионеров и инвалидов – людей, которые в силу возраста и проблем со здоровьем не выходят из дома. Соцработники каждый день решают самые различные задачи: от записи на прием к врачу, покупки продуктов питания до замены батареек в пульте от телевизора.
Бабушки и дедушки – именно так социальные работники называют своих подопечных – интересные люди, у каждого своя жизненная история, порой очень непростая. Почти у всех есть родственники, которые в силу жизненных обстоятельств принимают в жизни родных опосредованное участие.
Л.В. Михнева признаётся, что поначалу было сложно, ведь люди старшего возраста не всегда легко идут на контакт, трудно привыкают к новому человеку, не сразу начинают доверять. Но постепенно, шаг за шагом, принимают своих помощниц: «Мы для них как дети. Нам, конечно, не положено, но мы тоже люди и тоже привыкаем к ним, как к своим. И как не привязаться к человеку, не переживать за него, если он остался один на один со своими проблемами? Бабушки и дедушки знают, когда у нас дни рождения, да и вообще в курсе того, что происходит в нашей жизни».
Будни социального работника всегда насыщенные – купить продукты, лекарства, навести порядок в доме, приготовить еду. И всё они делают на совесть и с душой. К слову, покупать приходится много и часто, иногда одним походом в магазин дело не ограничивается. Стараются учитывать гастрономические пожелания своих подопечных. Знают, кто какое молоко любит, сорт чая или конфет. Соцработники устают и сетуют на то, что у них по вечерам ноги «гудят». Тяжело все это. Тяжелее дается только мытье или смена подгузников, когда необходимо поднимать и перемещать взрослого человека. У всех сорваны спины, но, тем не менее, желания сменить работу не возникало. Да, физически непросто, но, по признанию Любови Владимировны, Елены Эдуардовны и Анны Александровны, на работу они идут со спокойной душой и с чувством лёгкости.
Л.В. Михнева работает в районе, а это в разы сложнее, чем в городе: где-то и печку надо истопить, воды натаскать, снег почистить, помыть человека при отсутствии условий. Но никакая физическая помощь не заменит для клиентов Комплексного центра душевное общение. Выслушать, утешить, приободрить – всё это не входит в перечень «социальных услуг», но зачастую как раз и является самым главным. Приходя в дом, соцработники первым делом интересуются настроением и здоровьем подопечных. Аккуратно, скрупулёзно выполняют их поручения, на просьбы помочь откликаются в любое время, порой и в выходные навещают.
Все героини рассказа – члены певческого коллектива «Кружева», поэтому их подопечным скучно точно не бывает. С особым вдохновением они организуют репетиции на дому. Задушевные песни помогают опекаемым раскрепоститься, забыть о болячках и невзгодах, они подпевают любимые мотивы, тем самым давая соцработникам возможность с пользой и творчески провести время, разнообразив общение.
А подопечные бывают разными. Есть сложные и конфликтные, неуживчивые и ершистые. Зачастую бабушки и дедушки переживают внутренний конфликт из-за того, что не могут без посторонней помощи делать самые обычные дела, боясь при этом стать обузой для близких, а потому пытаются скрыть свое состояние за стеной «вредности». У Любови Владимировны была такая клиентка, сменившая до нее 8 социальных работников. Но огромное терпение, ненавязчивая помощь привели «вредную» клиентку к пониманию комфортного существования бок о бок с социальным работником, и ее протестные демарши сошли на нет.
Очень тяжело социальные работники воспринимают уход своих подопечных и помнят каждого. Наверное, они слишком сближаются с ними, но по-другому просто не могут. И каждый раз, когда кто-то из них не отвечает на звонки и не открывает дверь – переживают. Выдыхают, когда тревога была ложной, или тихонько плачут, занимаясь организацией похорон.
Невозможно помогать наполовину. Соцработников знают родственники, соседи их подопечных в микрорайонах, в которых они проживают. Некоторые просят о помощи. Ну как же: соседке принесли вкусных пирогов или молока подешевле, и мне надо. И ведь не отказывают, заботятся.
Есть такие профессии, которым не учат в институтах, для них нужно призвание. Социальная работа – как раз такая: требующая человеческого участия, а главное – понимания нужд и проблем человека. А потому здесь нет случайных людей, в ней остаются лишь душевные, добрые, терпеливые люди с открытым сердцем, готовые прийти на помощь тем, кому она необходима.
Е. МУРЗОВА
Напишите первый коментаторий