– Михаил Игоревич, чем Вам запомнился 2024 год? Какие направления работы были приоритетными? Что удалось сделать и какие вопросы по-прежнему требуют пристального внимания?
– В 2024 году, при относительно стабильной общей ситуации в районе, состояние законности и правопорядка, социальной политики и правоохранительной работы по-прежнему нельзя назвать удовлетворительным.
С учетом поставленных Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором Российской Федерации, а также прокурором области задач, повышенное внимание уделялось вопросам исполнения законодательства при реализации национальных проектов и иных государственных программ, государственного оборонного заказа, целевому расходованию бюджетов всех уровней, защите материнства и детства, социальной поддержке участников специальной военной операции и членов их семей, созданию комфортной среды для маломобильных групп граждан, реализации мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, противодействия экстремизму и терроризму.
Мерами надзорного плана стабилизирована ситуация в сфере жилищно-коммунального комплекса, в результате чего впервые за несколько лет в ноябре 2024 года Кольчугинский район получил паспорт готовности к отопительному сезону.
В сфере исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан межрайонной прокуратурой в 2024 году выявлено 2498 нарушений, принесено 378 протестов, в суд направлено 174 иска, внесено 532 представления, 403 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 120 – к административной, объявлено 147 предостережений, по материалам прокурорских проверок возбуждено 8 уголовных дел. О конкретных примерах восстановления прав и законных интересов граждан я расскажу подробно чуть позднее в рамках настоящего интервью.
Одной из важных функций прокуратуры является осуществление координации деятельности правоохранительных органов на территории района, осуществление надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, поддержание государственного обвинения в судах.
Также в постоянном поле зрения прокуратуры находились вопросы противодействия коррупционным проявлениям.
В 2024 году завершено рассмотрение в суде резонансных уголовных дел по факту совершения коррупционных преступлений бывшими сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Кольчугинскому району С. и Т.
Напомню, что в начале января 2023 года один из сотрудников, осуществляя патрулирование на улицах г. Кольчугино, получил информацию о том, что в состоянии алкогольного опьянения осуществляет управление автомобилем марки «Митсубиси» М. С целью проверки поступившего сообщения С. и Т., осуществив патрулирование улиц, у д. № 56 по ул. Мира остановили вышеуказанный автомобиль под управлением М. При этом, С. установил наличие признаков алкогольного опьянения водителя, а последний, в свою очередь, не желая быть привлеченным к административной ответственности, предложил С. денежное вознаграждение в размере
50 000 рублей за несоставление административного протокола. С. на данное предложение согласился и отпустил находящегося в состоянии алкогольного опьянения М. без составления административного протокола.
Кроме того, у С. после поступившего от водителя предложения о получении вознаграждения за непривлечение последнего к административной ответственности возник преступный умысел получить денежные средства через посредника, поскольку при себе у водителя не имелось необходимой суммы.
С этой целью С. предложил своему знакомому выступить посредником в получении взятки, а именно – сопроводить М. к банкомату, чтобы снять необходимую сумму денег. Знакомый с данным предложением согласился.
По результатам рассмотрения уголовных дел подсудимые признаны виновными в совершении инкриминируемых преступлений и им назначены наказания в виде штрафов. Из органов полиции указанные сотрудники уволены. К уголовной ответственности привлечен и вышеуказанный посредник.
Необходимо отметить, что один из подсудимых – бывших сотрудников ОГИБДД – впоследствии трудоустроился руководителем транспортного подразделения на одно из предприятий города Кольчугино, однако, директор данного предприятия, вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции, не уведомил в установленный срок ОМВД района о факте трудоустройства. За данное нарушение руководитель предприятия привлечен к административной ответственности.
Работа по декриминализации при осуществлении государственной и муниципальной службы будет продолжена, наряду с привлечением к уголовной ответственности в каждом случае инициируем процедуру увольнения с утратой доверия.
По-прежнему распространенный характер носят факты несоблюдения муниципальными служащими и руководителями муниципальных учреждений требований законодательства о противодействии коррупции в части неурегулирования конфликтов интересов, незаконного начисления премий и выплат стимулирующего характера.
В минувшем году межрайонной прокуратурой выявлено, что руководитель одного из муниципальных предприятий принял на работу на должность главного бухгалтера свою тещу. Тем самым, возник конфликт интересов, так как родственные связи между бухгалтером, непосредственно подчиняющимся директору организации, могли повлиять на объективность принимаемых решений, в том числе о премировании, о привлечении к дисциплинарной ответственности. Причем сам руководитель предприятия меры по устранению конфликта интересов не принял. По результатам внесенного межрайонной прокуратурой представления теща от должности главного бухгалтера была освобождена.
В конце 2024 года межрайонной прокуратурой утверждено обвинительное заключение и направлено в суд уголовное дело по обвинению бывшего риэлтора в совершении двенадцати преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное в крупном размере).
В ходе предварительного расследования установлено, что в 2017 году обвиняемая, имеющая солидный опыт работы в риэлторском сопровождении сделок с недвижимостью, злоупотребляя доверием двенадцати жителей населенных пунктов Юрьев-Польского района, просила их оформить для нее от своего имени займы в кредитном потребительском кооперативе «Народная Касса», один из офисов которого находился в городе Кольчугино. За оформление для себя займа обвиняемая выплачивала гражданам суммы в размере порядка 20 тыс. руб. Обещание погасить взятые в долг денежные суммы риэлтор не выполнила.
Реализуя криминальный умысел, риэлтор, получив согласие граждан, неосведомленных о ее преступных намерениях, привозила их в офис кредитного кооператива в городе Кольчугино, где оформляла на них займы для улучшения жилищных условий, суммы которых впоследствии граждане передавали ей.
При этом в составе пакета документов для оформления кредита обвиняемая предоставляла поддельные справки о наличии у заемщиков права на материнский капитал, заверенные якобы печатью Пенсионного и Социального Фонда, чем ввела в заблуждение работников кооператива. Впоследствии в рамках расследования уголовного дела данная печать была изъята из автомобиля гражданского супруга обвиняемой.
Общая сумма ущерба, причиненного кредитному потребительскому кооперативу «Народная Касса» в результате мошеннических действий обвиняемой, составила более 5 740 000 рублей.
Уголовное дело в настоящий момент рассматривается в Кольчугинском городском суде, государственное обвинение по нему поддерживают сотрудники межрайонной прокуратуры.
Также в суд направлено уголовное дело по обвинению бывшего руководителя Государственного бюджетного учреждения «Кольчугинская центральная районная больница» в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, а именно в растрате с использованием служебного положения.
В ходе предварительного расследования установлено, что в 2021 году медицинским учреждениям для целей оказания паллиативной помощи детскому населению было приобретено специальное транспортное средство на базе автомобиля «Lada Largus».
Несмотря на то, что данный автомобиль имеет строго целевое назначение, бывшим руководителем больницы давались незаконные указания водителю использовать автомобиль для ее личных целей (в том числе, для проезда к месту лечения в санаторий «Решма» Ивановской области, в аэропорт города Москвы, как для собственного вылета к месту отдыха, так и вылета своих подчиненных сотрудников), при этом стоимость бензина оплачивалась за счет бюджета медицинского учреждения.
Всего за период с октября 2021 года по апрель 2023 года органом предварительного расследования доказано 29 фактов неправомерного использования обвиняемой служебного автомобиля с растратой бензина.
Указанные уголовные дела находятся в настоящий момент на рассмотрении в Кольчугинском городском суде, государственное обвинение по ним поддерживают сотрудники межрайонной прокуратуры.
В целом, комментируя криминальную обстановку на поднадзорной территории, следует отметить, что в 2024 году в правоохранительных органах района всего зарегистрировано 674 сообщения о преступлениях, а в 2023 – 677, что незначительно ниже и составляет 0,4%. В анализируемом периоде раскрыто 305 преступлений, против 321 в аналогичном периоде прошлого года, что составляет
45,5% (53,6%).
В 2024 году незначительно увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений – 192 против 189 в 2023 году или 1,6%. Раскрываемость преступлений незначительно снизилась и составила 43%. В 2023 году – 45%.
Значительно увеличилось количество преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, и составило 58 против 52 или 11,5%.
В 2024 году отмечается тенденция к снижению преступлений против жизни и здоровья граждан. Так зарегистрировано всего 2 преступления, тогда как в 2023 году их было 4, что составило 50%. Все преступления раскрыты.
Кроме того, на 63,6% снизилось количество преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, и составило 4 преступления (в 2023 – 11). Все преступления также раскрыты. Всего 1 факт изнасилования имел место в 2024 году против 2 в аналогичный период прошлого года.
Снижено количество краж с 209 до 159 или 21,7%, а также грабежей – с 14 до 4 или 71,4%. Значительно снижено количество преступлений, совершенных в сфере безопасности дорожного движения – 2 (в 2023 – 16) или 87,5%.
Зафиксирован значительный рост преступлений, связанных с мошенничеством – 155 (в 2023 – 99) или 56,6%, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий – 257 (в 2023 – 191) или 34,6%. При этом процент раскрываемости снижен, и составляет 36 и 14 процентов против 50 и 17 за 2023 год.
Данная ситуация требует как от правоохранительных органов, так и от органов местного самоуправления принятия совместных скоординированных мер, направленных на профилактику преступлений указанной категории.
Принципиальную позицию прокуратура заняла в вопросах пресечения незаконного строительства на территории Кольчугинского района.
Так, проведенная минувшим летом проверка, показала, что одним из застройщиков на территории города Кольчугино по ул. Железнодорожная и ул. Гагарина начато возведение двух торговых объектов, при этом в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в органе местного самоуправления оформлено не было.
По требованию надзорного органа все работы были незамедлительно приостановлены, застройщику внесено представление. В настоящий момент разрешительная документация оформлена. Также направлено представление главе администрации района в связи с отсутствием должного муниципального контроля в градостроительной сфере. Располагая информацией о незаконном строительстве, сотрудники органа местного самоуправления самостоятельно меры по пресечению нарушений не приняли.
Одновременно с этим, на стройке выявлены факты незаконного привлечения застройщиком иностранной рабочей силы. По указанию межрайонной прокуратуры ОМВД России по Кольчугинскому району, виновные лица привлечены к административной ответственности.
Весной 2024 года по представлению, внесенному межрайонной прокуратурой, приостановлено строительство торгового центра возле д. Литвиново без разрешения прямо под линиями электропередач, а также в отсутствие согласования с электросетевой организацией. В настоящий момент застройщик принимает меры по оформлению разрешительной документации.
Впредь прокуратура не оставит без внимания каждый факт подобного вопиющего игнорирования застройщиками прямых требований федерального законодательства.
Как и в предыдущие периоды, на особом контроле находились вопросы реализации национальных проектов.
В рамках прокурорской проверки, проведенной в ГБУЗ ВО «Кольчугинская ЦРБ», установлено, что 28.03.2024 между ГБУЗ ВО «Кольчугинская ЦРБ» и ИП Кравцовым Ю.В. заключен гражданско-правовой договор №28 на выполнение работ по поставке, установке и монтажу модульного здания фельдшерско-акушерского пункта (далее – ФАП) в с. Ваулово для нужд ГБУЗ ВО «Кольчугинская ЦРБ».
Срок исполнения указанного договора составлял 150 календарных дней, то есть до 25.08.2024, однако по состоянию на 30.09.2024 работы не были выполнены, в связи с чем, 30.09.2024 индивидуальному предпринимателю Кравцову Ю.В., внесено представление, в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Только после прокурорского вмешательства объект здравоохранения был возведен в кратчайший срок.
В ходе мониторинга реализации национального проекта «Культура» установлено, что еще в 2023 году для муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств пос. Бавлены» приобретено различное хореографическое и световое оборудование, которое фактически не использовалось по назначению. Специальная стенка для обучения танцам не была смонтирована по причине непроведения ремонтных работ в хореографическом классе.
По представлению, внесенному межрайонным прокурором руководителю учреждения, разработана необходимая сметная документация, получено дополнительное финансирование из бюджета Кольчугинского района на сумму свыше 400 тыс. руб., заключены договоры на выполнение комплекса мероприятий по монтажу светотехники и ремонту стен танцевального класса.
В настоящий момент нарушения устранены в полном объеме, закупленное оборудование введено в эксплуатацию и используется для дополнительного образования детей, посещающих школу искусств.
Неудовлетворительной является ситуация в сфере земельно-правовых отношений и градостроительства.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что администрация Кольчугинского района в нарушение требований закона, минуя процедуру проведения аукционов, передала в собственность жительнице Московской области в порядке перераспределения земельные участки общей площадью 2100 кв. м. Фактически под видом неоднократного перераспределения земель между сторонами заключен договор купли-продажи без торгов, при этом плата за увеличение площади земельного участка всего – 15 процентов от кадастровой стоимости, то есть по заведомо нерыночной цене.
Незаконные действия органа местного самоуправления повлекли неполучение бюджетом муниципального образования существенно большего дохода, а также лишили неопределенный круг лиц права на приобретение земельного участка на свободном для участия аукционе.
Межрайонным прокурором в Кольчугинский городской суд направлено исковое заявление о признании заключенных сделок недействительными. В рамках рассмотрения гражданского дела назначалась землеустроительная экспертиза, которая подтвердила правомерность выводов прокуратуры о нарушениях при отчуждении земель.
Требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Администрация района, не согласившись с судебным актом, обжаловала его как в апелляционном, так и кассационном порядке, однако, вышестоящие органы судебной власти оставили решение суда первой инстанции в силе.
Впоследствии межрайонной прокуратурой инициировано возбуждение исполнительного производства, в рамках которого земельные участки возвращены в муниципальную собственность, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Также в ходе надзорных мероприятий установлено, что в нежилом помещении, находящемся в многоквартирном доме по ул. 50 лет Октября г. Кольчугино, индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по оказанию ритуальных услуг, а именно организована розничная торговля ритуальной продукцией, производится демонстрация ритуальной атрибутики (венков, гробов, табличек), а также предоставляются услуги по проведению похорон, изготовлению мемориальных объектов, уходу за могилами. При этом, в соответствии с требованиями федерального законодательства, размещение в жилых домах учреждений и магазинов ритуального обслуживания запрещено.
С учетом изложенного, межрайонным судом в Кольчугинский городской суд направлено исковое заявление к индивидуальному предпринимателю о запрете использования помещения для целей оказания ритуальных услуг.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, в настоящий момент судебный акт обжалован ответчиком в апелляционном порядке и не вступил в законную силу.
– Расскажите, пожалуйста, о надзорной деятельности прокуратуры в сфере ЖКХ и работе управляющих компаний, в частности.
– В рамках надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства межрайонной прокуратурой продолжается осуществление контроля за строительством в микрорайоне «Аэродром» города Кольчугино новой котельной. Решение о строительстве данного объекта принято после произошедшей в январе 2024 года крупной коммунальной аварии, в результате которой многоквартирные дома находились под угрозой замерзания. Контракт на проектирование и строительство котельной заключен 29.03.2024 МКУ «Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кольчугинского района» с ЗАО «МНК-групп». По условиям контракта первый этап работ, включающий в себя разработку проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий, получение положительного заключения экспертизы, должен быть выполнен подрядчиком до 1 сентября 2024 года, однако, работы завершены не были, что повлекло за собой увеличение срока строительства. После вмешательства прокуратуры необходимая документация была получена, в настоящий момент осуществляются строительные работы. Очень надеемся, что до конца текущего года объект будет введен в эксплуатацию, в противном случае надзорный орган инициирует привлечение подрядчика к административной ответственности с назначением внушительных штрафов.
Также в ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории Кольчугинского района расположены сети теплоснабжения и котельные по адресам: с. Большое Кузьминское, ул. Рачкова, д. 1 (Бавленское поселение); пос. Металлист, ул. Школьная, д. 1а (Флорищинское поселение); д. Павловка, ул. Вторая, д. 5а, и пос. Раздолье, ул. Механизаторов, д. 2 (Раздольевское поселение); ул. поселок Лесосплава, д. 28, и ул. Луговая, д. 13а, в городе Кольчугино. Данные объекты жилищно-коммунального комплекса, ранее эксплуатировавшиеся МУП «КольчугТеплоэнерго», в ноябре 2023 года на основании концессионного соглашения переданы ООО «Владимиртеплогаз».
В нарушение требований федерального законодательства ООО «Владимиртеплогаз» лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов в целях использования котельных в Центральном управлении Ростехнадзора не переоформлена, необходимые изменения в реестр указанных объектов не внесены. Мероприятия, необходимые для прохождения процедуры лицензирования (проверка готовности паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, получение заключений экспертиз промышленной безопасности, постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования под давлением, разработка плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и многие другие), ООО «Владимиртеплогаз» вплоть до настоящего момента не завершены, что создает как риск возникновения чрезвычайных ситуаций, так и неполучение муниципальным образованием паспорта готовности к отопительному сезону. При этом необходимо отметить, что авария на котельной по ул. пос. Лесосплава в г. Кольчугино стала причиной длительного прекращения подачи тепла жителям муниципального образования в январе 2024 года.
В связи с этим, межрайонной прокуратурой в суд направлено исковое заявление об обязании ООО «Владимиртеплогаз» реализовать процедуру лицензирования опасных производственных объектов, которое удовлетворено, в настоящий момент судебное решение ответчиком исполнено.
Также надзорным органом проведена проверка исполнения законодательства в части подготовки к отопительному сезону населенных пунктов, по результатам которой выявлены факты ненадлежащего состояния наружных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в поселке Бавлены. Отопление поселка осуществляется от блочно-модульной котельной, находящейся в эксплуатации у ООО «Владимиртеплогаз». В свою очередь, обслуживанием тепловых сетей занимается ООО «Коммунальные энергетические системы – Владимирская область».
Участки сети горячего водоснабжения на ул. Заводская, элементы отопительной системы по ул. Мира, Центральная, Рачкова находятся в ветхом состоянии и фактически без теплоизоляции. Гидравлические испытания тепловых сетей на протяжении длительного времени не проводились, равно как и испытания на прочность и плотность для выявления дефектов.
Данные нарушения привели к существенным теплопотерям и, как следствие, к снижению температуры в жилых домах в зимний период, в результате чего ООО «Владимиртеплогаз» был вынужден производить гражданам перерасчет за некачественно оказанную услугу теплоснабжения.
Несмотря на обращения жителей пос. Бавлены, теплосетевой организацией меры по восстановлению сетей не принимались.
В настоящий момент после вмешательства надзорного органа администрацией района разработана «Дорожная карта» по восстановлению теплосетей пос. Бавлены, до конца марта текущего года ООО «Коммунальные энергетические системы – Владимирская область» запланировано проведение ремонта на наиболее проблемных участках. При этом в целях скорейшего понуждения юридического лица к решению социально значимой проблемы межрайонной прокуратурой в суд подготовлено исковое заявление.
Выявлялись нарушения в сфере реализации органами местного самоуправления полномочий по выявлению аварийных жилых домов и расселению из них граждан.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что в с. Новобусино, по ул. Шестой, д. 10, и в с. Есиплево, по ул. Мира, д. 9, находятся два многоквартирных дома, техническое состояние которых имеет признаки аварийности, наблюдается значительный износ строительных конструкций, который создает риск их обрушения.
В доме по ул. Мира зафиксировано частичное обрушение внутренних перегородок дома и крыши, оконные блоки отсутствуют, в одном из помещений произрастает древесная растительность. В свою очередь, администрация сельского поселения, несмотря на наличие обращений жителей домов, на протяжении нескольких лет меры, направленные на проведение обследования дома с привлечением специалистов специализированной организации, проведение процедуры признания его аварийным, не приняты.
Межрайонной прокуратурой главе администрации муниципального образования вносились представления, которые были отклонены по причине отсутствия должного бюджетного финансирования, что не является достаточным основанием для игнорирования законных интересов граждан.
В связи с этим, прокурором в суд направлены исковые заявления об обязании администрации поселения принять предусмотренные жилищным законодательством меры по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими расселению. В ходе рассмотрения судебных дел орган местного самоуправления признал требования обоснованными, и с учетом полученных экспертного заключения и заключения межведомственной комиссии при администрации муниципального образования жилые помещения дома признаны аварийными и подлежащими сносу и расселению.
На территории города Кольчугино имеются 4 многоквартирных дома, управляющих компаний у которых не имеется, а проведенные конкурсы признавались несостоявшимися по причине отсутствия участников (ул. пос. Труда, д. 7; пос. Зеленоборский, д. 18; 5 линия Ленинского поселка, д. 1; ул. Коллективная, д. 35).
Несмотря на изложенное, администрацией Кольчугинского района вплоть до настоящего момента меры, направленные на организацию временного обслуживания указанных многоквартирных домов, их аварийно-диспетчерского обеспечения, не приняты, что нарушает жилищные права граждан. По требованию прокуратуры муниципалитетом в настоящий момент решается вопрос об организации аварийно-диспетчерского обслуживания данных домов.
Что касается работы управляющих организаций, то состояние законности в данном направлении по-прежнему является неудовлетворительным. Данные организации зачастую уклоняются от прямых обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирных домов, оперативному устранению дефектов кровельных покрытий и иных элементов домов, проведения мероприятий по теплоизоляции. В зимний период очень остро обозначилась проблема, связанная с неоперативной организацией очистки придомовых территорий от снега и льда.
Только в декабре 2024 года – январе 2025 года в отношении нерадивых управляющих организаций внесено более 20 представлений, возбуждено 12 дел об административных правонарушениях.
– Как складывается ситуация в сфере защиты трудовых прав граждан?
– По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области на территории Кольчугинского района официальная задолженность по заработной плате действующих организаций отсутствует. Вместе с тем, данный факт не является основанием для самоуспокоения, поскольку в ряде случаев данная задолженность может носить латентный характер.
В этой связи требует активизации работа комиссии при администрации Кольчугинского района по легализации трудовых отношений. Результаты прокурорских проверок, как и в предыдущие периоды, по-прежнему свидетельствуют о том, что работа данного коллегиального органа носит крайне формальный характер и сводится к заслушиванию работодателей, средняя заработная плата у которых составляет менее регионального прожиточного минимума. Какие-либо действенные мероприятия по выявлению и пресечению фактов выплаты заработной платы в «конвертах», а также ее несвоевременной выплаты во взаимодействии с правоохранительными органами, подразделениями УФНС России по Владимирской области, Государственной инспекцией труда Владимирской области не проводятся. От органов местного самоуправления межрайонная прокуратура потребовала принять решительные меры по наведению порядка в данной сфере правоотношений.
Проведена проверка исполнения трудового законодательства в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Межпоселенческая центральная библиотека», по результатам которой выявлены нарушения. Как предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда (даже в том случае, если работник дополнительно трудоустроен внутренним совместителем). Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в период в 2021-2023 гг. семнадцати сотрудникам библиотеки не производилась доплата за внутреннее совместительство до минимального размера оплаты труда.
По представлению, внесенному межрайонным прокурором руководителю учреждения культуры, нарушения устранены, проведен перерасчет по заработной плате на сумму свыше 260 тысяч рублей. Указанная ситуация требует от органов местного самоуправления Кольчугинского района принятия дополнительных мер, направленных на недопущение подобных фактов в иных подведомственных муниципальных учреждениях.
Граждане в любое время могут обратиться в прокуратуру по вопросам невыплаты заработной платы, в том числе анонимно. По каждому сигналу о нарушениях закона в данной сфере будет применяться весь арсенал прокурорских мер реагирования.
Распространенный характер носят нарушения в сфере охраны труда и профилактики производственного травматизма.
Во втором полугодии 2024 года межрайонной прокуратурой в ходе проверки, проведенной во взаимодействии с Государственной инспекцией труда, установлено, что в АО «Кольчугинский хлебокомбинат», занимающемся выпуском пищевой продукции, расположенные на производственных линиях специальные кнопки, рукоятки и вентили не имели сопроводительных надписей, в которых указано об их предназначении. Отсутствие информации о назначении переключающих устройств может вызвать риск причинения вреда жизни и здоровью работников в результате неверной настройки оборудования.
Наряду с этим, в документации по охране труда не был отражен перечень профессиональных рисков работников пищевых цехов, допускались многочисленные факты ненадлежащего оформления протоколов проверки знаний охраны труда сотрудников юридического лица.
Аналогичные нарушения, связанные с несоблюдением требований к оформлению материалов по организации охраны труда, выявлены в ООО «Кольчугинский трубный завод Металлинвест». На этих же предприятиях выявлены факты неукомплектования в соответствии с требованиями законодательства о здравоохранении медицинских аптечек для работников.
По представлениям, внесенным межрайонным прокурором руководителям юридических лиц, нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Одновременно с этим, по постановлениям межрайонного прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (за нарушение государственных нормативных требований по охране труда).
– Растет ли число обращений граждан в прокуратуру, и что чаще всего волнует кольчугинцев?
– В 2024 году в межрайонной прокуратуре количество поступивших жалоб существенно увеличилось – 2076 (1551, +13,3%). Чаще всего граждане обращались по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 1560 (1129, +14,0%). Из указанного числа обращений удовлетворено 266 жалоб, что в процентном соотношении составляет 17%.
Чаще всего граждане обращались по вопросам нарушений в жилищно-коммунальной сфере, при реализации жилищных прав граждан, необеспечения льготными лекарственными препаратами, ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и судебными приставами-исполнителями, в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По каждой удовлетворенной жалобе принимается исчерпывающий комплекс мер реагирования.
К примеру, по результатам рассмотрения обращения одной многодетной семьи, установлено, что еще в сентябре 2023 года администрацией Флорищинского сельского поселения данная семья признана малоимущей в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Несмотря на наступление очередности, жилое помещение не было предоставлено ввиду недостаточности финансирования.
Вместе с тем, исходя из требований законодательства, недостаточность денежных средств не является основанием для отказа в предоставлении жилья гражданам, очередь которых на предоставление жилого помещения уже наступила. При этом администрация муниципального образования, располагая сведениями о наличии на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, семьи, меры направленные на дополнительное денежное финансирование, не принимала.
В связи с этим, прокуратурой в суд направлено исковое заявление об обязании администрации поселения обеспечить восстановление жилищных прав граждан, требования признаны обоснованными, иск удовлетворен в полном объеме. В настоящий момент решается вопрос о получении бюджетного финансирования для приобретения муниципалитетом нового жилья.
В прокуратуре работает «горячая линия», по которой можно обратиться по вопросу несвоевременного предоставления лекарственных препаратов, невыписки рецептов.
К сожалению, вынужден констатировать, что региональная система централизованных закупок лекарств зачастую дает сбои, вследствие чего граждане вынуждены приобретать дорогостоящие таблетки за счет собственных средств. В этих случаях мы обращаемся в суд с исками в интересах граждан о взыскании с Минздрава области и районной больницы затрат на приобретение лекарственных препаратов. Иногда суммы исков достигают нескольких сот тысяч рублей. Одновременно с этим, сформирована практика взыскания компенсации морального вреда с медицинского учреждения в случае несоблюдения порядка лекарственного обеспечения.
– МУП «Коммунальник» все чаще поднимает проблему с серьезными засорами канализационной системы. Есть ли меры воздействия на тех, кто кидает в канализацию все: от картофельных очисток до памперсов?
– Действительно, не только управляющие организации, но и граждане не всегда соблюдают правила пользования внутридомовыми инженерными системами. При этом судебная практика обоснованно исходит из того, что за различный мусор, сброшенный в канализацию, управляющая компания, в случае предоставления ею соответствующих доказательств неправомерного поведения жильцов, ответственности не несет.
Статьей 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Размер штрафных санкций для нерадивых граждан невелик – от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Тем не менее, подразделению муниципального жилищного контроля районной администрации следует на более регулярной основе проводить надзорные мероприятия в данном направлении.
– Прокомментируйте ход строительных работ здания детской поликлиники.
– Мы на постоянной основе держим на контроле ход строительства новой трехэтажной детской поликлиники ГБУЗ «Кольчугинская ЦРБ» в рамках национального проекта «Здравоохранение». Контракт на разработку проектно-сметной документации и сооружение поликлиники заключен в ноябре 2022 года между ГБУ «Облстройзаказчик» (заказчиком) и закрытым акционерным обществом «МНК-групп» (подрядчиком). Первоначально срок завершения работ был установлен до декабря 2024 года, однако, по инициативе подрядчика он был продлен сначала до конца февраля 2025 года, а в последующем – до мая текущего года.
Ранее межрайонной прокуратурой установлено, что по причине простоя строительной площадки в ноябре-декабре 2023 года на объекте по причине отсутствия квалифицированной рабочей силы несвоевременно начаты бетонные работы по возведению котлована и нулевого цикла, что создало предпосылку к срыву срока исполнения контракта. По внесенному межрайонным прокурором представлению ход строительства активизирован, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также по представлению прокуратуры к ГБУ «Облстройказачик» приняты меры по взысканию с ЗАО «МНК-групп» пени в сумме свыше 1 млн 100 тыс. руб. за несвоевременное выполнение обязательств по контракту.
В очередной раз с участием представителей ЗАО «МНК-групп» прокуратурой проинспектирован ход выполнения работ. Несмотря на то, что общая строительная готовность объекта составляет свыше 80%, отделочные работы, а также мероприятия по установке вентиляционных систем и иных инженерных коммуникаций по-прежнему не завершены. При этом, рабочего персонала в настоящий момент, как и в начале 2024 года, недостаточно для своевременного завершения мероприятий. Не решен окончательно вопрос по закупке недостающего медицинского оборудования. В связи с этим, руководителю подрядчика внесено представление с требованием принять безотлагательные меры по интенсификации строительных и монтажных мероприятий. Фактическое устранение нарушений взято на контроль.
– Какие меры воздействия могут быть приняты к региональному оператору, чтобы на контейнерных площадках наконец-то был наведен порядок?
– За несоблюдение графиков вывоза мусора региональный оператор может быть привлечен к административной ответственности. По каждому факту несвоевременной уборки контейнеров с отходами юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа размером до трехсот пятидесяти тысяч рублей. При этом, за систематическое невыполнение обязанностей по вывозу твердых коммунальных отходов региональный оператор может быть лишен данного статуса.
В случае обнаружения указанных фактов граждане могут обращаться в уполномоченные органы государственного контроля (в том числе, в Министерство природопользования и экологии Владимирской области, Инспекцию государственного административно-технического надзора) для принятия мер оперативного реагирования.
– Кто может оформить звание «Ветеран труда»? Куда обращаться и какие документы для этого необходимы?
– В соответствии с требованиями федерального законодательства звание «Ветеран труда» могут получить две категории граждан:
– лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
– награжденные орденами или медалями СССР или РФ, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные почетными грамотами Президента РФ или удостоенные благодарности Президента РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или необходимую выслугу лет.
Для получения звания указанные лица представляют в местный отдел социальной защиты населения Минсоцзащиты Владимирской области документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие их отнесение к одной из двух вышеперечисленных категорий:
– награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
– трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
или
– начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем;
– трудовой (страховой) стаж (не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин).
Документами, подтверждающими начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны, являются трудовые книжки, справки, выданные в установленном порядке органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных.
Заявление лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», со всеми необходимыми документами в 15-дневный срок направляется отделом социальной защиты в Министерство социальной защиты населения Владимирской области.
Министерство, в свою очередь, в течение 30 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами рассматривает их и принимает решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в присвоении этого звания.
– Обязательно ли платить взносы на капитальный ремонт жителям многоквартирных домов?
– Оплата расходов на капитальный ремонт является обязанностью всех собственников помещений, за некоторыми исключениями.
От уплаты взносов на капитальный ремонт освобождаются следующие категории граждан:
– собственники помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия уполномоченным органом решений об изъятии земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и каждого жилого помещения в этом доме, для государственных или муниципальных нужд;
– собственники жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, предусматривающее снос или реконструкцию многоквартирных домов, не признанных аварийными;
– собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта;
– собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, принявшие на общем собрании решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в связи с достижением установленного минимального размера фонда капитального ремонта (за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате взносов).
Наряду с этим, ряду категорий граждан региональным законодательством предусмотрена возможность оформления компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества (к примеру, одиноко проживающие неработающие пенсионеры, достигшие возраста 80 лет имеют право на компенсацию в размере 100%).
Предоставлением данных компенсаций занимается местный отдел социальной зашиты населения Министерства социальной защиты населения Владимирской области (по месту регистрации граждан).
Отметим, что обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (при наличии такого обязательства) не освобождает граждан, приобретших право собственности на квартиру в результате приватизации, от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер.
На 2025 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Владимирской области установлен в следующем размере:
– 10 рублей 40 копеек на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения, –для многоквартирных домов, не оснащенных лифтовым оборудованием, а также для многоквартирных домов переменной этажности, оснащенных лифтовым оборудованием, имеющих выход в подъезд, в котором отсутствует лифтовое оборудование;
– 11 рублей 53 копейки на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения, – для многоквартирных домов, оснащенных лифтовым оборудованием, а также для многоквартирных домов переменной этажности, оснащенных лифтовым оборудованием, имеющих выход в подъезд, в котором имеется лифтовое оборудование.
– Несут ли какую-либо ответственность владельцы социальных сетей? В том числе, за использование нецензурных слов?
– В соответствии с требованиями действующего законодательства владелец социальной сети обязан осуществлять ее мониторинг в целях выявления:
– материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
– информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
– информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
– информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
– информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
– информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
– информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;
– информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам;
– информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола, отказ от деторождения;
– информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений.
За непринятие мер по мониторингу указанной информации и ее удалению виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.50 КоАП РФ (должностные лица – штраф от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до четырех миллионов рублей).
– Н. купил земельный участок в сельской местности, на котором бывает исключительно в теплое время года. Объектов недвижимости нет. Счета за вывоз ТКО от регионального оператора он получает круглогодично. Правомерно ли это? Если нет, можно ли вернуть средства за оплаченные ранее счета?
– Согласно действующему законодательству, неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Интервью подготовлено Кольчугинской межрайонной прокуратурой