27 января в малом зале Картинной галереи открылась одна из самых необычных художественных выставок. Графика Светланы Савельевой узнаваема, а сюжеты нестандартны, ведь автор видит красоту в самых неожиданных вещах. Если цветы, то увядшие. Если апрель, то жуткий, мрачный, холодный. Если любовь, то сочетание противоположностей – черного и белого.
Это уже третья выставка Светланы Савельевой за три года. Сама художница считает открывшуюся выставку экспериментальной, рассказав, что позволила себе быть более свободной в выборе материалов и инструментов. Экспозиция насчитывает около 160 работ, все они новые, выставляются впервые.
Светлана с детства любила рисовать. Ее папа писал этюды в деревне, водил с собой на природу и маленькую Свету. Позже будущая художница занималась в изостудии, а затем поступила в Ивановское художественное училище. «Графика пришла ко мне только после окончания училища. Совершенно случайно. Начала рисовать в блокноте маркером, стала чувствовать линию. Откуда это пришло – я не могу объяснить», – рассказывает Светлана.
Рисование – это работа или хобби? Светлана отвечает, что это образ жизни: «Я могу вдохновиться чем-то, просто проходя мимо. Я стараюсь остановиться, поймать ощущение, чтобы потом его нарисовать». Иногда форма не так важна, как цвет, интенсивность, настроение. В экспозиции прослеживается несколько тем. Деревенские пейзажи соседствуют с городскими, натюрморты дополняет абстракция. Отдельное место на выставке занимают работы в новом для Светланы жанре – иллюстрации.
Картины Светланы Савельевой – своеобразная арт-терапия, когда внимание автора сконцентрировано на ощущениях и чувствах, а работы выражают эмоциональное состояние художника. Тушь, перо, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель – Светлана не боится пробовать, искать, сочетать.
«Я не позитивный человек, это видно в моих работах, я этого не скрываю, – рассказывает Светлана. – Я считаю, что человек вправе воспринимать мир через любую призму эмоций. У меня призма грусти. И жизненные обстоятельства, которые сподвигли меня вернуться к графике, не очень веселые. Я хочу, чтобы люди задумывались и об увядании, и о смерти, и о Боге… Я работаю честно и делаю то, что мне хочется».
На вопрос «Откуда берутся сюжеты?» Светлана отвечает: «Я наблюдаю. Это может быть просто свет из окна. Или какой-то домик. Или мусорная свалка. Моя любимая деревня, бесконечно красивая природа. Маленькие заброшенные деревенские домики – это одиночество, есть только снег, деревья, которые молчат, и дома. Это очень печально, но это и очень красиво. Невозможно передать красоту этих домиков, я стараюсь показать то, что чувствую».
Автор не делает эскизов к своим работам. Иногда картины создаются буквально за полчаса, в порыве. Так быстро, например, создан диптих «Уборщица»: «Это человек, у которого нет лица. Вы меньше всего помните, какое у уборщицы лицо, какие руки, в какой одежде она убирается».
В этот раз на выставке представлено больше работ на тему городского пейзажа. Это и улочки Парижа, и дворы нашего города. Картины, иллюстрирующие стихи мужа Светланы, художница считает самыми ценными в экспозиции: «Работы, посвященные моему Игорю, который, к сожалению, ушел из жизни, очень дороги моему сердцу».
Особое место на выставке занимают три работы из целой серии иллюстраций сказок А.С. Пушкина: «Это была долгая, трудоемкая работа на заказ, которой я посвятила пять месяцев. Я перечитывала сказки Пушкина, выбирала фрагменты, которые потом иллюстрировала в своей манере». И, надо сказать, Светлане удалось найти уникальный стиль и изобразить узнаваемых сказочных персонажей в неповторимой манере.
Чем же вдохновляется художница? Светлана рассказывает, что помимо классических художников – Ван Гога, Пикассо, Модильяни – ее воодушевляют современные художники-графики. Посредством соцсетей Светлана находит близких по духу творческих людей: «Современный мир очень далеко шагнул в искусстве. Стало больше свободы, художники используют современные материалы».
Вдохновляясь работами современников, Светлана стала больше экспериментировать, выбирая для работы желтый листок в клеточку или кусочек картона вместо классического холста. Художница рассказала, что творить помогает музыка: «Я стала рисовать под музыку, рисовать музыку».
На торжественном открытии выставки Светланы Савельевой собрались любители живописи самых разных возрастов и вкусов. Творчество автора произвело впечатление даже на искушенных зрителей. Заведующая отделом культуры Марина Беляева поздравила художницу с открытием новой выставки: «Вы обрели то, что обрел не каждый художник, который нашел себя в профессии, – свободу в творчестве. Этого может достичь далеко не каждый человек. В этом Ваша сила».
Кольчугинский художник Владимир Богатеев пришел поздравить коллегу с открытием очередной экспозиции и поделился своим восхищением от ее работ: «Восприятие Светланы как художника очень схоже с моим. Некоторые работы в цвете – настоящие бриллианты. Они остаются в памяти. И все работы настолько разные, что говорит о творческом поиске художника, а значит, творческий огонь горит – с этим я Светлану поздравляю».
«Интересная выставка, она вызывает странные чувства, – поделилась своими впечатлениями одна из посетительниц Галереи. – Работы, выполненные в очень необычной технике, вызывают ощущение тревожности и восхищения одновременно. Смесь графики и цвета, неожиданные сюжеты. Я впервые вижу такую выставку, где нет холстов и красок. Работы выглядят как простые зарисовки, но в них вложено столько мастерства, эмоций, которые проникают в душу».
Насладиться работами, которые проникают в душу, можно до конца февраля. Художница уверена, что каждый сможет найти среди картин ту, которая ему понравится. Желаем Светлане неиссякаемого творческого вдохновения и открытий выставок не только в Кольчугине, но и в других городах – пусть эта мечта художницы обязательно сбудется.
А. ДМИТРИЕВА
“ГК” № 4 от 01.02.2023