Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Мысли о России в «Русском кругу»

24-26 августа в Кольчугинском районе, у казачьего хутора Медвежий близ села Флорищи, прошёл XIII Фестиваль народных традиций всея Руси «Русский круг». Как мы и обещали ранее, расскажем сегодня об этом событии чуть подробнее.

Самые яркие события фестиваля развернулись в субботу, 25 августа. Официальное открытие фестиваля началось с молебна, который провёл настоятель Свято-Введенского храма села Флорищи отец Вячеслав. Затем по традиции были официальные выступления. С поздравлениями по поводу открытия фестиваля к собравшимся обратились заместитель главы администрации Кольчугинского района по социальным вопросам Е.А. Семенова, заведующая отделом культуры и туризма М.Т. Беляева, исполнительный директор фестиваля – вице-президент по развитию этнической казачьей культуры Межрегиональной общественной физкультурно-спортивной организации «Общество развития русских национальных видов спорта и этнической Культуры «Богатырская Русь» А.Е. Долгов.

Затем был показан Казачий Вар (Вар, Казачий Котёл, Свара или даже Сварга). Это система тренировочных игр, которая существовала у казаков для подготовки воинов и восходила к практике княжеских дружин Древней Руси. Утверждают, будто бы именно так тренировалась дружина Александра Невского. Лично я сильно сомневаюсь. То есть, может быть, она действительно так тренировалась, но вряд ли до нас дошли сведения об этом. Однако в системе чувствуется древность традиции. Она разительно отличается от той физической и моральной подготовки, что существовала в советской или в новой российской армии, и совершенно не похожа на подготовку американских солдат, хотя элементы последней кинорежиссёры с удовольствием используют в фильмах про любые эпохи –от сказочного рыцарского воинства короля Артура до ополчения легендарного Евпатия Коловрата.

Нам, конечно, показали урезанную демонстрационную версию Казачьего Вара, в которой участвовали чуть более 30 добровольцев самого разного возраста. Но даже по ней можно судить о ценности системы, готовящей бойцов как физически, так и психологически к боевым столкновениям в составе группы. Любопытно, что для Казачьего Вара не нужны огромные полигоны и масштабные тренировочные полосы препятствий. В этот раз хватило площадки примерно 20 на 20 метров, на которой были обозначены канавками, отсыпанными светлым песком, три концентрических круга. Внутри этих кругов, носящих названия «ядро», «середа» и «околица», происходит сам Вар. Как уже говорилось, это цепочка силовых игр, каждая из которых тренирует определённые качества и дает конкретные навыки для боя. Суть многих игр, например, заключается в том, чтобы пройти через все круги, имитируя (или раздавая по-настоящему) удары в плечо, в грудь, в челюсть. Другие заключаются в том, чтобы вытолкнуть всех встречающихся на пути из круга или, наоборот, занять самому центральный пятачок площадки.

Были и командные упражнения, например, перетягивание противников на свою сторону. Занятной оказалась игра «Не тронь чурку!». В ней участники, встав в круг и положив друг другу руки на плечи, должны были постоянно проходить через центральный пятачок, на котором установлено солидное берёзовое полено. Главное в игре – его не задеть. Тронувший чурку вылетает из игры, получая порцию отжиманий или (если он официально числится в казаках) – удар плетью.

В общем, со стороны вроде бы забава, но на деле – хорошо выверенная система тренировок, избавленная от тупого однообразного выполнения не вполне понятных действий, чем грешат сегодняшние системы спортивной и военной подготовки.

На фестиваль приехали представители казачьих общин из Москвы, Ростова, Александрова, Судогды, Переславля-Залесского и даже из Пакистана. Все они оказались крайне заинтересованы показанной системой.

В ходе фестиваля была организована торговля съестным (кофе, шашлыки, выпечка, варенье, мёд, гречневая каша с грибами, котлета с макаронами и т.п.), а также сувенирами. Но – никакого спиртного. Это принципиальная позиция организаторов.

Продолжила праздник обширная программа кольчугинских творческих коллективов. В концерте участвовали ансамбли «Карусель», «Капельки», «Узоры», а также исполнители: Анастасия Захарова, Иван Никитин, Варя Андрющенко, Даша Ефремова, Даша Кириллова, Александра Трошина, Евгения Андреева. Рассказывать об их песнях и танцах ещё сложнее, чем о Казачьем Варе. Отмечу лишь, что живое исполнение песен и танцев в фольклорном стиле посреди скошенного луга на фоне стожка сена и темнеющего вдали леса – это потрясающее зрелище.

Этот момент можно считать кульминацией фестиваля. Тогда число его участников было где-то в пределах полутора сотен человек. Честно скажем, немного, но организаторы к большой численности и не стремились. Они собирали единомышленников.

После основное действие было перенесено в стоящий по соседству Свято-Введенский храм, где состоялось всенощное бдение. Церковь во Флорищах – старинная и очень красивая. Служба в ней произвела сильное впечатление на многих участников фестиваля.

А уже на закате дня открылась работа дискуссионной площадки Изборского клуба. Полтора десятка участников из самых стойких расселись на импровизированных лавочках вокруг костра, на котором готовился зелёный чай.

Писатель, тележурналист, сопредседатель Межрегионального общественного движения «Народный Собор» Владимир Евгеньевич Хомяков ещё дюжину лет назад писал книги, которые оценивались почти как экстремистские. Теперь теми же словами с официальных трибун говорит Президент страны. В этот раз Владимир Евгеньевич говорил о необходимости государственной идеологии. Своё выступление он начал с вопроса:

– А задумывались ли вы, дорогие мои друзья, над тем, для чего мы на свете этом существуем? Я имею в виду Россию, русский народ и русскую цивилизацию. Это очень принципиальный вопрос. Дом, который не созиждел Господь, долго не простоит. Если Господь не хранит ворот города, то напрасно бодрствует страж. Так что мы сможем сказать?

Чтобы ответить на этот вопрос, Владимир Евгеньевич предложил вспомнить о тех идеях, что закладывались предками при строительстве централизованного русского государства. И прежде всего речь идёт о том, какими идеями руководствовался Иван IV Грозный (1530-1584 гг.), чей день рождения (25 августа) как раз приходился на дату проведения фестиваля. Иван Грозный, по мнению Хомякова, создал из России полноценную державу, то есть идеократическое государство, в котором есть своя идея. Народ не просто жил, ел и пил. Он жил ради идеи. Если французы живут ради Прекрасной Франции, англичане – ради Старой Доброй Англии, то русские со времён Ивана Грозного жили идеей Святой Руси. Последнего православного царства, противостоящего вселенскому злу и разложению. Третьему Риму, который самим фактом своего существования не даёт миру скатиться в бездну ужаса, предсказанного Иоанном Богословом в «Апокалипсисе». Именно при Иване IV была выдвинута концепция всеобщего тотального служения. Царь служит Богу, все остальные жители державы – царю. Священники ведут духовную борьбу с силами зла, дворяне защищают Отечество с оружием в руках. Крестьяне кормят дворян именно потому, что те являются защитниками страны.

Но дальше была Смута. Вместо служения Отечеству каждый пытался урвать из него кусок пожирнее для себя лично. Смута закончилась воцарением Романовых и частичным восстановлением прежней системы. Пётр I вернул дворянам миссию служения. Но именно при Романовых произошло заражение Руси страшной болезнью – преклонением перед Западом. Западная Европа в XVII веке заметно изменилась и поднялась на грабеже захваченных колоний. И, как ни парадоксально, именно при Пётре I болезнь вышла наружу.

Случилось самое страшное. У нас в стране появились два чуждых друг другу народа. Они одевались по-разному, ели разную пищу, говорили на разных языках и по-разному думали. Речь идет об элите и простых людях. Этот разрыв привёл к тому, что дворяне вскоре забыли о служении и перестали служить. А с этим они потеряли и смысл своего существования. Именно это с неизбежностью привело страну к трагедии 1917 года. Дом, разделённый в себе, не устоит. Где есть разделение, там есть место для действия враждебных сил.

Над разжиганием революции в России трудились, щедро одаривая оппозиционеров деньгами, немецкая и английская разведки, французские промышленники и американские банкиры. Катастрофа состоялась. Но большевики смогли удержать большую часть страны. Удержали потому, что подняли на щит идею Справедливости, изначально присущую русской культуре.

Первоначально они строили базу мировой революции, но позже Сталин фактически развернул проект Красной Империи, восстанавливая концепцию Служения. Там многое было заимствовано из традиционной русской культуры. Но Сталин преставился, а Хрущёв провозгласил главной целью «догнать и перегнать Америку». Отныне целью стало не самое справедливое общество, а самое сытое общество. То же самое общество потребления, но наше, советское, в котором колбасы должно быть больше, чем на Западе. Если у нас будет всего много, то все люди сразу станут хорошими. А когда американцы и европейцы увидят, что у нас колбасы больше, то тут же сдадутся. Это было начало конца. Конец случился в 1991 году.

– Это была трагедия, потому что рухнула государственность. Я не говорю, что не надо было ничего менять. Надо было менять всё и кардинально. Но чтобы извести глистов, не обязательно делать харакири. А мы ведь харакири сделали, но глистов, как это ни странно, не извели. Что же мы строим сейчас? Как говорил Сенека, если корабль не знает, куда он плывёт, никакой ветер не будет ему попутным. А целью у нас является улучшение благополучия граждан. То есть, то же самое общество потребления, – считает Владимир Евгеньевич.

Выходом из катастрофической ситуации, по мнению Хомякова, стала бы государственная идеология, в которой присутствовали бы идеи Справедливости и Служения. Причём идеология – это не учебник, который изучают в вузах. Это система ценностей, определяющая, что хорошо, а что плохо. Вот только сможет ли это принять нынешняя элита? Вопрос. Впрочем, в этом деле нам уже помогает Запад, который показал, что русским богачам там делать нечего, даже в качестве сантехников и дворников.

Православный писатель и историк Вячеслав Геннадьевич Манягин отметил, что он скорее занимается не исследованием истории, а историософией, то есть философским осмыслением истории. В своём выступлении он остановился на исторических корнях Русского мира, проследив их аж от державы хеттов и времён Троянской войны.
В заключение он отметил:

– Русские – это народ, сшивающий просторы Евразии. До нас были скифы, половцы, чингизиды. Если мы не справимся, наше место займёт другой народ. Мы должны это понимать и соответствовать своей роли. Тогда встаёт вопрос: а что мы можем предложить миру? У меня один ответ. Миру мы можем предложить Справедливость. Это исконно русская черта. Я за то, чтобы Справедливость была главным критерием в нашей стране. Возможно ли это? Я сильно сомневаюсь. На мой взгляд, система слишком больна, чтобы принять Справедливость. Но тогда надо менять систему, или Господь поменяет нас.

В ходе обсуждения интересное сообщение сделал управляющий партнёр Центра обеспечения взаимодействия с органами государственной власти Анатолий Леонидович Мальцан, побывавший незадолго до фестиваля в Соловецком монастыре во время визита туда Патриарха. Он довольно эмоционально рассказал об этом визите и немного остановился на пропаганде традиций через спорт.

Пётр Феликсович Юрель, председатель благотворительного общества «Преображение Александровской слободы», напомнил собравшимся о значении нашей Владимирской земли в создании русской государственности. Рассказал попутно о Флорищах, разбойнике Фроле и реке Плаксе. В сгустившейся ночной тьме в отблесках костра это звучало завораживающе и эффектно.

В конце все дружно признали, что фестиваль состоялся, и неплохо было бы его повторить на следующий год. Правда, на мой взгляд, если будет продолжение, учитывая затраты на выездную торговлю и концерт, надо что-то скорректировать. Либо урезать то и другое, либо заметно увеличить количество участников.
Впрочем, это дело будущего. Главное, что первый блин оказался вполне съедобным.

Альберт Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №65 от 12.09.2018

Ещё фотографии с фестиваля смотрите ТУТ.