15-16 мая Региональный информационный центр развития туризма совместно с администрациями Кольчугинского и Юрьев-Польского районов организовал проведение рекламно-информационного тура «Русь мастеровая – Русь крестьянская» для представителей туроператорских компаний и СМИ с посещением Кольчугинского и Юрьев-Польского районов с целью знакомства с туристским потенциалом и новыми объектами турпоказа. В туре приняли участие более 20 человек – представители из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Шуи, Ярославля, Волгореченска, а также туроператорских компаний Владимирской области.
В первый день гостей принимал наш район.
Сотрудники отдела культуры и туризма администрации района встретили их на подъезде к городу. Экскурсия, которую вела председатель Кольчугинского районного отделения Союза краеведов Т.В. Харитонова, началась на «Журавлиной горке». Это небольшой подъём дороги недалеко от деревни Журавлиха, откуда видна очень красивая панорама города. Есть идея в будущем построить здесь смотровую площадку и начинать масштабные экскурсии по городу именно отсюда.
Затем автобус с участниками тура направился на стадион «Кабельщик», где гостей тепло встретили и даже чаем напоили руководитель МБУ «Кольчуг-Спорт» К.В. Кобишев и председатель Федерации лыжных гонок Кольчугинского района А.В. Чернышов. Сразу отметим, что общение участникам тура очень понравилось. Как они позже признавались, приятно было услышать рассказ о своём деле увлечённых им людей. «Такой энтузиазм заражает энергией», – признался один из гостей.
А после стадиона автобус направился к администрации района, где участников тура поприветствовала глава города Кольчугино Е.Н. Савинова. Появление главы и её душевные слова явно говорили об уровне мероприятия и том значении, которое придаёт ему кольчугинская власть.
Потом было посещение «Галереи серебра» фабрики «Аргента», магазинов «Кольчугмельхиор» и Кольчугинской швейной фабрики, экскурсии по заводскому музею и Картинной галерее. В последней гостей ждали мастер-классы росписи по шёлку (от ООО «Шелковая коллекция») и дереву (от Е.С. Тумановой). Побывали они и в Художественной мастерской «Шик», продегустировали еду в ресторанах «Купеческое подворье» и «Виктория». Проинспектировали возможности размещения туристов в гостиницах «Альянс», «Дружба» и на базе отдыха «Горшиха».
Особыми пунктами программы было открытие салона народных промыслов и ремёсел (это в здании гостиницы «Дружба») и спектакль Ассоциации кольчугинских театров в ДК. О спектакле говорить не будем. Он был традиционно добротным. Приятно удивил гостей своим уровнем. Но нам, кольчугинцам, это уже привычно. А вот салон…
Салон народных промыслов и ремёсел – это серьёзная новинка и значительный шаг в подготовке туристической инфраструктуры. Здесь объединили свои усилия и предоставили свою продукцию ООО «Шелковая коллекция» (роспись по тканям), ООО «Микляихское литьё» (бронзовое литьё) и ЗАО «Универсал» (изделия из металла). Кроме того, в салоне представлены работы многих мастеров центральной России – от павлово-посадских платков и мстёрской росписи до изделий суздальских лоскутников. Чтобы уйти из салона без сувенира на память, нужно быть очень стойким или аскетичным человеком.
В завершение дня состоялся круглый стол, за которым гости поделились своими впечатлениями, оценили возможности развития туристического бизнеса в районе и дали некоторые рекомендации.
В целом это первое подобное мероприятие можно назвать вполне успешным. Некоторые владимирские туроператоры заявили о готовности к сотрудничеству уже сейчас и высказали пожелания, какие объекты лучше включить в туристический маршрут. Остальные взяли на заметку мысль о существовании нашего города на туристической карте мира, а отдел культуры и туризма администрации района получил хорошую порцию информации к размышлению. Сразу отметим, что участники рекламного тура очень высоко оценили то, что уже сделано отделом культуры и туризма, в том числе уровень проведения мероприятия.
Участники тура побывали в «Галерее серебра» (и некоторые вышли оттуда с покупками и под впечатлением от света и блеска драгоценных металлов), прошли по благоустроенной территории перед офисом «Аргенты», на площади купца Кольчугина оценили по-достоинству прекрасный бюст купца Кольчугина на постаменте из великолепного карельского гранита… Хотя с общим видом площади что-то надо делать. (см фото с памятником). Гости говорили о том, что для того, чтобы привлечь туристов, вначале достаточно сделать привлекательными 1-2 улицы, по которым можно водить гостей пешком. У нас, по их мнению, в этом плане наиболее интересны улицы Ленина и III Интернационала. К остальным объектам туристов можно доставлять на автобусе. А пойдут от туризма деньги в казну, станет возможным заняться и другими улицами.
Понравились участникам тура наши гостиницы. «Альянс» хвалили за обстановку и дизайн, а у «Дружбы» особенно отметили тёплый приём со стороны персонала. У базы отдыха «Горшиха» с восхищением оценили природу, но с сожалением заметили, что москвичи будут недовольны внутренним содержанием номеров и домиков.
– Обстановка пионерского лагеря конца 80-х вряд ли привлечёт их, – говорили гости. – Да и цена в 1000 руб. с человека за ночь для этого уровня сервиса великовата.
По мнению туроператоров, магазины «Аргенты», «Кольчугмельхиора» и швейной фабрики имеют товар привлекательный для шопинга. По 3-5 человек из группы участников тура нашли, что прикупить в этих магазинах для себя. Значит, и рядовым туристам это будет интересно.
И все были в восторге от мастер-классов росписи по шёлку и дереву. Очень хорошая позиция.
К заводскому музею идеально подошла бы небольшая экскурсия на производство. Завод «Электрокабель» уже имеет опыт организации таких экскурсий. Особенно хорошо они удаются на производстве товаров народного потребления. Кольчугинские подстаканники – это настоящий бренд. А увидеть, как их изготавливают – это событие. Одна проблема. Завод не работает в выходные дни, а туристы как раз в выходные наиболее активны. Хотя летом, к примеру, у многих случаются отпуска и каникулы.
Так или иначе, «Кольчугино – город мастеров» – это востребованная тема для туристического маршрута.
Есть интерес к музею эвакогоспиталя в школе №5 и биографии скульптора А.П. Верещагина. И не меньший интерес вызвал рассказ Т.В. Харитоновой о проекте В.И. Штуцера, на рубеже XIX-XX веков мечтавшего создать в Кольчугине город-сад.
Гости рекомендовали развивать в городе событийный туризм и туризм по основному ядру города. И нужно побольше так называемого интерактива, то есть указателей, табличек, стендов, подобных тому, что размещен у башни-самовара. Ещё, говорят, туристов очень привлекают необычные малые формы архитектуры.
И, наконец, прозвучали слова об интересе к некому «красному» маршруту, построенному на ностальгии о прошлом. Туроператоры отмечали, что в крупных городах постепенно исчезают архитектурные виды и атмосфера, связанная с советским прошлым. Наши же серпы-молоты на въезде в город, типично советские улицы и даже один из первых памятников Ленину – это серьёзный потенциал. Ещё бы кафе или ресторан, стилизованные под советскую эпоху…
– В Кольчугино есть потенциал для развития туризма. Но это пока сырой материал, не обработанный. Как мне сказали, вы начали делать первые шаги по развитию туризма только 2-3 года назад. И то, что удалось сделать – уже хорошо. Во многих других городах с таким же потенциалом не сделано даже этого. Я от души желаю вам удачи в таком сложном деле, – поделилась со мной своими впечатлениями одна из участниц тура – заместитель генерального директора «ТурПрессКлуб» (Московское представительство) Ольга Дёмина.
А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №36 от 30.05.2018