На минувшей неделе Сергей Анатольевич Тяжёлов был награждён Благодарственным письмом ОМВД России по Кольчугинскому району Владимирской области.
А дело было так. Вечером 30 августа к нему обратились работники полиции с просьбой о помощи в поиске женщины, пропавшей в районе села Ваулово. Она пошла собирать грибы и заблудилась. К счастью, при ней был сотовый телефон, но места там довольно глухие, и их мало кто знает.
Сергей Анатольевич незамедлительно выехал на место происшествия. Сотрудники ГИБДД уже вели поиск вдоль дорог и установили место, откуда потерявшаяся женщина слышит их сигналы. Она сообщила им об этом по телефону. Сергей Анатольевич примерно установил место её возможного нахождения и направился туда.
Сколько мог, пробивался через лес на машине. Когда дальше уже было не проехать, связался с потерявшейся по телефону и включил «крякалку» СГУ, которую дали ему работники полиции. Женщина подтвердила, что слышит сигналы. Тогда он попытался позвать её голосом. Услышала и отозвалась, но чувствовалось, что расстояние ещё довольно значительное. Тяжёлов взял направление по навигатору и в сгущающейся темноте (время шло к 23 часам) отправился пешком в лес.
Через пару километров он вышел на окраину большого поля. «Потеряшка» обнаружилась на противоположной стороне в другом лесном массиве. Можно сказать, что им повезло. Ветра не было, и голос через поле был слышен довольно далеко. Когда встретились, Сергей Анатольевич увидел, что женщина очень устала и переволновалась. Добраться самостоятельно до машины она не сможет.
И тут им повезло во второй раз. На опушке леса в палатке отдыхал турист из Петушинского района. Оказалось, что в поисках выхода из леса потерявшаяся женщина ушла в противоположную от Ваулова сторону и оказалась на самой границе с соседним районом. Так вот тот турист, привлечённый перекличкой, пришёл к ним, чтобы выяснить, что случилось. Оказалось, что у него есть квадроцикл. Вот это была случайность, так случайность. На квадроцикле женщину доставили к машине Тяжелова. При этом пришлось дать круг в 5 километров. Ну, а дальнейшее было уже делом техники.
А теперь, уважаемые читатели, если вы, конечно, не знаете Сергея Анатольевича Тяжёлова лично, то у вас непременно должен был возникнуть вопрос: «А почему именно к нему обратились за помощью работники полиции?». Ответ простой. Должность у него весьма примечательная – главный специалист-эксперт – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Владимирской области (государственный инспектор Владимирской области по охране природы). С младых ногтей он сам занимался охотой. И дед, и отец были охотниками. 11 лет проработал в Госохотинспекции, а до того 3 года – в Россельхознадзоре. Кого же, как не его про лес спрашивать? Таких специалистов в нашей области немного. В районе вообще один. А под его присмотром ещё и Юрьев-Польский район.
При встрече с С.А. Тяжёловым мы, конечно, не могли не поинтересоваться у него состоянием животного мира в нашем районе. Тем более, что состоялось это событие накануне Дня работников леса, который отмечался 15 сентября, да и День охотника был совсем недавно.
– Сергей Анатольевич, основная задача Госохотинспекции, как я понимаю, надзор за правильным использованием животного мира в наших лесах. А одним из самых грубых нарушений в этой сфере является браконьерство. Это большая проблема для нашего района?
– Это серьёзная проблема. Последние десятилетия у браконьеров резко выросло качество технического оснащения. Сегодня у них есть тепловизоры, глушители, вездеходная техника (мощные снегоходы и квадроциклы). Организация незаконного промысла у них тоже очень серьёзная. Работают по 3-4 машины, контролируют подходы к месту охоты. Порою случается, что не мы за ними следим, а они за нами. Но, тем не менее, в сотрудничестве с полицией, егерями и общественными инспекторами рано или поздно удаётся привлекать их к ответственности. Так, в текущем году было обнаружено место разделки туши незаконно добытого лося. Преступник был привлечён к уголовной ответственности. Доказан ущерб природе на сумму 240 тысяч рублей.
– Помимо браконьерства существует ещё и законная добыча животных?
– У нас в районе 5 охотхозяйств. Все они сданы в аренду юридическим лицам. И там производится добыча лисиц, кабанов, оленей, лосей и других животных.
– По Вашей оценке, кого сегодня больше в наших лесах: браконьеров или честных охотников?
– Конечно, честных охотников. Их в разы больше. У нас в районе зарегистрировано более 1300 охотников – владельцев огнестрельного оружия.
– Но их владельцы не все регулярно охотятся…
– Многие делают это крайне редко, а некоторые вообще держат ружья для собственного спокойствия. Да и охота сегодня – это всё-таки хобби не из дешёвых. Патроны – дорогие, разрешения на добычу – дорогие.
– Сколько сейчас лицензия на лося стоит?
– На руки она не выдаётся, но юридические лица в охотхозяйствах предоставляют частным лицам охоту. Лось – примерно обходится в 45-50 тысяч рублей.
– А много у нас этих лосей и оленей? Само состояние животного мира сейчас в районе каково? Как ситуация изменилась за последние, к примеру, 15 лет?
– Вот как раз численность лося и оленя за последние годы заметно увеличилась. Их серьёзно повыбивали в 90-е, когда у охотников только-только появились карабины. Олени весной очень рано выходят на полевые угодья, их видно издалека, а у карабина – дальний прицельный выстрел. С лосями примерно та же история. Но за последние 10 лет численность этих животных практически восстановилась и стабильно держится на одном уровне. Олень, кстати, у нас благородный, европейский. Обитает в трёх охотхозяйствах: Кольчугинском, Дубковском и Фетининском. Примерно две сотни.
– Вот с кабанчиками, наверное, беда…
– Есть проблема с кабанами. У них года три назад прошла эпизоотия африканской чумы свиней (АЧС). Многие погибли. Но сейчас поголовье постепенно восстанавливается.
– А что с лисицами и енотовидными собаками? У них ведь тоже проблема с бешенством.
– До 15 сентября проходило регулирование численности лисиц в четырёх охотхозяйствах (Дубковское, Кожинское, Бавленское и Фетининское). Снижали численность для пресечения распространения бешенства.
– Я слышал, у нас на барсуков охотиться нельзя. Почему?
– Пять лет назад охота на них была закрыта. Этот вид сильно пострадал от эпизоотии. Но теперь поголовье восстановилось. Мы даже надеемся, что в следующем году запрет может быть отменён. То же самое с зайцами. Их численность три года назад резко уменьшилась. Причина не ясна, возможно, виной был энцефалитный клещ. Но сейчас популяция восстановилась. Была даже увеличена норма отстрела с двух до четырёх зайцев за сезон.
– Более крупные животные (медведи, волки) в нашем районе есть?
– В данный момент у нас в районе живёт один медведь. Это в Фетининском охотхозяйстве. Судя по следам, среднего размера медведь. Скорее всего, ему 2-3 года. Волки у нас регулярно появляются в районе Ваулова. В этом году 14 февраля мы организовали на них охоту в Кольчугинском охотхозяйстве. Были добыты два волка. Я сам участвовал в её организации. Охотники собрались не только кольчугинские, но и из Киржачского и Петушинского районов. Добыли волков в первый же день с первого загона. Но в том углу «серые» всё-таки сохранились. И этим летом их следы встречались. Места там малолюдные, поэтому волки пока нам не мешают.
– Как я понимаю, считается, что в нашем районе волков вообще не должно быть…
– Волки – это те хищники, которые наносят существенный урон животному миру лесов. А могут и собаку загрызть. Но их наличие – это всё-таки хороший показатель. Он означает, что плотность животных в данной местности достаточно высока, чтобы прокормить таких хищников. Иначе бы они оттуда ушли.
– А про бобров что скажете? На них часто жалуются жители деревень, стоящих на берегах небольших речушек. Мол, подгрызают деревья, делают свои плотины, получается из ручья болото.
– У нас регулирование популяции бобров не проводится, поскольку их численность не превышает оптимальной. Нет такой плотности этих животных, чтобы их истреблять. Но разрешения на добычу периодически всё-таки в охотхозяйствах выдаются.
– Какие-то редкие виды животных у нас есть?
– Например, занесённая в Красную книгу рысь. Их на весь район и десятка не наберётся, но они есть почти во всех охотхозяйствах. При этом периодически мигрируют.
– А символ нашего города – глухарь?
– Вот как раз в нашем-то районе по сравнению с соседними, глухарей мало. Они любят сосновые боры. А у нас сосновых лесов очень мало.
– Скоро зима. Дикие животные как-то будут поддерживаться?
– Этим занимаются охотхозяйства. У них есть определённые нормативы: сколько должно быть солонцов, сколько площадок для подкормки оленей, сколько необходимо заготовить на зиму сена, веников, сочных кормов. Мы всё это отслеживаем и во время плановых проверок проверяем. Надо сказать, что нормы там выполняются. Сами охотхозяйства заинтересованы, чтобы животные привязывались к определённым местам. Они даже поля для кабанов и оленей специально весной засевают. У нас ведь сельское хозяйство не в лучшем состоянии. Приходится неподалёку от мест обитания этих животных высевать овёс для кабанов и рапс для оленей. Арендуются участки полей у землевладельцев или подходящие участки леса.
– У Вас помощники есть?
– В каждом охотхозяйстве есть по 4-5 егерей. Кроме того, существует институт общественного инспектора. Это наиболее надёжные и знающие члены общества охотников. Они оказывают мне огромную помощь и на выездах, и в рейдах.
– Я желаю Вам успеха в этом благородном и очень серьёзном деле. Спасибо за интересный разговор и наши Вам поздравления!
Интервью: А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №57 от 018.09.2019