Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Карманные деньги детям: за и против

Решение – давать или не давать – всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

• все необходимое у ребенка и так есть;
• он все равно потратит их на ерунду;
• он не будет знать цену деньгам;
• он станет жадным, будет шантажировать родителей.
Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:
• дают ребенку бессистемно большие суммы;
• не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
• не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
• используют метод кнута и пряника –дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

• ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
• оценит преимущества финансовой независимости;
• поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
• не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) – при поддержке родителей;
• не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, а это важно для подростков.
Такое положительное влияние карманных денег возможно только в том случае, если сами родители действуют ответственно:
• выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
• помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
• обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт – тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
• придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще –ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Платить ли детям за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге, ведь домашняя работа – это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Нужно ли контролировать траты ребенка?

Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку, и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.
Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку – он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил. Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки – такова цена финансовой грамотности.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели».
На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

  • Копилка: классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.
  • Визуализация: предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.
  • Список «Я хочу»: самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.
  • Банковская карта или электронный кошелек: это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели – а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Начните с себя

Если родители не выпускают из рук телефон и едят перед телевизором, а ребенку запрещают это делать, будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания. Правила финансовой грамотности для взрослых:
• вести учет доходов и расходов;
• не тратить больше, чем зарабатываешь;
• не брать беспорядочно кредиты;
• использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
• иметь финансовую «подушку безопасности»;
• знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
• выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на предметы роскоши, но пренебрегают формированием сбережений, чередуют швыряние денег на ветер с режимом жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отношение к деньгам? Для взрослых, с которых дети берут пример, важно взвешенно относиться к своим тратам, быть финансово осмотрительными и контролировать доходы и расходы.

Для повышения финансовой грамотности приглашаем всех желающих в Кольчугинскую межпоселенческую центральную библиотеку – каждый вторник в 15:00. Контактный телефон 2-38-57.

О. КОРНЫШЕВА