С 1 января 2023 года начал работу Социальный фонд России, который объединил Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР гражданам выплачивались пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования, в свою очередь, предоставлял гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые были в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки. Объединение позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.
Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохранятся. Граждане продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам.
Сегодня назначение многих мер поддержки уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Гражданам доступно более 100 онлайн-сервисов на портале госуслуг. Социальный фонд продолжит развивать систему проактивного назначения выплат и электронные сервисы. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без обращения в фонд.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГРАЖДАН:
- Быстрое и удобное оформление социальной поддержки. Раньше возникало немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной поддержки необходимо было обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Пенсия по инвалидности, например, выплачивалась ПФР, а средства реабилитации выдавались ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получали в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно было подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например, путевки в санаторий. Объединение услуг фондов – это возможность быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки в единый офис клиентского обслуживания, что позволит существенно сэкономить время. То есть пенсионеры, семьи с детьми, инвалиды могут обращаться туда, куда удобно – будь то ближайшая клиентская служба Социального фонда России или МФЦ.
Доставка пенсий и пособий при объединении фондов будет обеспечиваться своевременно и в полном объеме. Все данные о страховом стаже граждан уже хранятся в единой системе индивидуального персонифицированного учета и надежно защищены.
- Проактивное назначение выплаты. Наряду с расширением полномочий, Социальный фонд продолжит работу по автоматизации процессов назначения выплат.
Сегодня ряд выплат назначается в проактивном формате. Например, пенсии и отдельные социальные выплаты инвалидам. Проактивно устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии и пенсия по старости, если предпенсионер не может трудоустроиться через центр занятости.
Родителям детей сегодня не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал – сертификат направляется автоматически после появления ребенка в семье на основании сведений ЗАГС. В проактивном режиме также реализованы многие перерасчеты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет или при установлении более тяжелой группы инвалидности.
При этом оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно – через свой электронный кабинет. Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основной пенсии в России, которую сегодня получают свыше 34 млн человек. С 2022 года для ее назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах, дать свое согласие, после чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.
В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг Социального фонда России онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Уже подготовлены предложения – например, о беззаявительном назначении детям пенсии по случаю потери кормильца.
В аналогичном автоматическом формате планируется повышать пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве – чтобы надбавка к пенсии устанавливалась сразу после того, как у пенсионера появился соответствующий стаж, без обращения. Подобный формат существенно сократит срок получения выплат, их можно будет оформить по единому запросу или совсем без него.
- Повышение социальной защищенности работников и увеличение выплат по больничным и беременности. Длительное время работа по гражданско-правовому договору была не так привлекательна для квалифицированных работников из-за отсутствия социальных мер поддержки, например, пособий по временной нетрудоспособности и оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Это происходило, потому что на гражданско-правовые договоры распространялось только пенсионное и медицинское страхование, а обязательное социальное – нет. При этом работодателю удобно нанимать сотрудников по гражданско-правовому договору для сезонных работ – например, в сфере строительства, туризма. Внедрение единого тарифа предусматривает единый круг застрахованных лиц – то есть, все работающие по найму граждане вне зависимости от формы договора смогут получать больничные, декретные и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, привязанные к их уровню заработка.
К 2025 году за счет введения единого тарифа выплаты по больничным, отпуску по беременности и уходу за ребенком увеличатся в 1,5 раза. Благодаря внедрению единого тарифа уже к 2025 году максимальный размер больничного составит 165,8 тыс. руб. за месяц, по действующей модели он был бы 98,1 тыс. руб.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА:
- Снижение административной нагрузки для работодателей. Раньше работодатели формировали отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляли отчетность как в ПФР, так и в ФСС.
Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, был введен единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчет и направить один платеж. Платеж в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределит по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. Форма уплаты не меняется – это по-прежнему платежное поручение в банк. В процессе объединения фонды позаботились о том, чтобы избавить работодателей от лишней работы по формированию трех расчетов и платежных поручений, а также нескольких отчетов, как это происходило раньше. Это не только упрощает документооборот для предприятий, но и снижает риск бухгалтерских ошибок и, следовательно, штрафов. Таким образом, обеспечивается «единое окно» для бизнеса.
Помимо единого тарифа страховых взносов и единой формы отчетности работодателей, появилась одна общая дата представления информации о работниках, что делает порядок отчетности проще. Также будет отменена ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М, вместо нее работодатели будут должны передавать в налоговые органы данные о заработке сотрудников.
Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и раньше, составляет 30% в пределах базы и 15,1% – сверх базы. Действующие и раньше льготные категории плательщиков объединились в несколько групп со следующими тарифами страховых взносов – 15% с выплат выше МРОТ: малый и средний бизнес, резиденты Сколково;
7,6%: ИТ-компании, НКО, благотворительные фонды, организации-мультипликаторы, резиденты особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также организации, уплачивающие взносы за деятельность студентов-очников высших учебных заведений в студенческих отрядах;
0%: экипажи судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН).
В результате этих изменений существенную поддержку получили НКО и благотворительные фонды – для них тариф уплаты страховых взносов снизился с 20% до 7,6%.
Таким образом, все действующие льготные режимы не только сохранились, но и расширились, а отдельные льготные категории получили дополнительные преимущества в результате оптимизации тарифов страховых взносов.
Информация с сайта https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_ fond/
“ГК” № 2 от 18.01.2023