Администрация Кольчугинского района уведомляет о необходимости заключить договор о совместном содержании мест накопления (контейнерных площадок) для устранения нарушений действующего законодательства.
Межрайонной прокуратурой проведен анализ требований действующего законодательства на предмет порядка организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов, лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. №307-ЭС20-3601).
Проверкой установлено, что в ряде случаев, в районе сложившейся застройки многоквартирных домов, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы. При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО.
Вместе с тем, из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).
В силу норм гражданского законодательства, Правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должен быть установлен соответствующим соглашением, заключенным между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления). Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления, противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.
Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике. И таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из двух способов:
– создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества, за счет собственников многоквартирного дома;
– содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадкой (в том числе совместном соглашении для группы домов).
Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.
А. ЕРШОВ, и.о. главы администрации Кольчугинского района