С Валентиной Гавриловной Шибаловой мы встретились в парке сразу после репетиции ансамбля «Русские узоры». Яркая, позитивная, улыбчивая, будто двухчасовая репетиция не только не утомила, а наоборот – добавила энергии и задора. О секретах активного долголетия, о родной семье и о семье творческой, о спорте и песнях мы поговорили с Валентиной Гавриловной.
В переводе с латинского имя Валентина означает «крепкая, здоровая». Считается, что люди с этим именем обладают силой воли, целеустремленностью, сильной энергетикой, независимостью. Удивительно, как совпал выбор имени с характером и судьбой Валентины Гавриловны Шибаловой: она привыкла принимать решения и нести за них ответственность, рассчитывать на свои силы и не унывать при любых обстоятельствах.
Родилась Валя в 1943 году в селе Флорищи Кольчугинского района. Вспоминает, что детство было веселое, босоногое: «Война до нас не дошла, поэтому папа на фронт не попал. У родителей было четверо детей – старший брат, сестра и младший брат. Сейчас осталась я одна.
Окончила сельскую школу, у нас как раз был первый выпуск десятилетки. Дети учились из разных деревень, при школе был интернат. После школы поступила в училище на токаря по металлу».
Несмотря на то, что профессия токаря больше подходит мужчинам, в группе было много девочек. Через десять месяцев Валентина окончила училище. Из всей группы в Кольчугино оставили только трех девушек, в том числе и ее. «Мы были спортсменками-лыжницами – нас взяли на завод имени Серго Орджоникидзе, – вспоминает Валентина Гавриловна. – Я занималась легкой атлетикой, дальше всех парней метала гранату, ездила на велосипеде, ходила на лыжах – у меня был первый разряд».
С будущим мужем Юрием Валя познакомилась на заводе – он тоже работал токарем, только в девятом цехе, и был на три года постарше. «Он два раза делал мне предложение, – улыбается Валентина Гавриловна. – Мы уже подали заявление, но в день свадьбы я испугалась и не пришла на роспись. И он уехал в Северодвинск – устраиваться на торговое судно. Но из-за слабого зрения его не взяли». Видимо, так распорядилась судьба и дала молодым людям второй шанс на создание семьи. Через год Юрий вернулся в Кольчугино.
«Помню, это было 3 марта 1963 года – закрытие лыжного сезона. И в этот же день проходили выборы. И вот я сбегала на соревнования, заняла первое место, а потом пошла с подругой на танцы. И подруга говорит: «Смотри, Шибалов стоит в дверях». Я не поверила, он же должен быть в Северодвинске. Глянула: стоит представительный молодой человек в модной фуражке, в шикарном драповом пальто… И мы снова стали встречаться, снова подали заявление. 20 апреля расписались. В то время мы жили скромно, мама болела, папа один работал, так что пышных торжеств не было. Жили в Давыдовском, у мамы мужа. Пешком ходила через Отяевку на завод по семь километров, а летом ездила на велосипеде». Валентина Гавриловна вспоминает, что муж первое время ездил встречать ее с работы. Но однажды не приехал… И как бы ни было страшно молодой девушке добираться до дома одной, пришлось проявить стойкость и побороть страх.
В январе 1964 года у супругов Шибаловых родилась дочка. Юрий выбрал имя Надежда. «Девочка росла здоровая, крепенькая, – рассказывает Валентина Гавриловна. – Через полгода я вышла на работу, а свекрови не очень хотелось сидеть с малышкой, начались упреки. Тогда я сообщила мужу, что переезжаю на съемную квартиру. И с сумкой наперевес, с ребенком на руках отправилась в Кольчугино. Он сел на велосипед и приехал следом за мной. Позже переехали в кооперативную квартиру, до сих пор в ней и живу. Муж постоянно ездил по командировкам, я работала на заводе. В 1973 году родилась у нас вторая дочка, Оксана. Имя тогда было модное, на слуху».
Трудовые будни Валентина Гавриловна посвятила заводу. Сначала работала токарем, потом контролером ОТК, потом в диспетчерской научилась печатать на машинке. «Бухгалтером в нашем цехе работала Валентина Михайловна Степанова, я называла ее старшей сестрой, – вспоминает о работе на предприятии Валентина Гавриловна. – Она научила меня бухгалтерскому делу. Когда она уходила в отпуск, я ее замещала. Позже работала на станке на сухой шлифовке».
Заводской коллектив тоже был большой семьей, в которой не только трудились, но и проводили досуг, занимались творчеством: «Я всегда была активисткой, занималась художественной самодеятельностью, была председателем женсовета. В нашем цехе были высокие, стройные, певучие ребята, красивые молодые женщины с хорошими голосами, у нас были свои инструменты – гитары, синтезатор. Мы занимали первые места на ежегодных смотрах художественной самодеятельности, за это нас поощряли путевками – где мы только не были! И на юг ездили, и в Беларусь, и в Латвию, и в Севастополь, и в Кишинев, и в Брест, и в Киев. Жизнь была интересная, наполненная – и спорт, и самодеятельность, и поездки. И мы были активными, разносторонними, молодость играла в крови».
Молодые и активные родители успевали и работать, и находить время на увлечения, и заниматься воспитанием детей. «С Надей я росла сама, совсем молодая ведь была, – рассказывает Валентина Гавриловна. – Дочка была спокойная, даже не помню, чтобы она плакала. Детей воспитывали в строгости, я никогда не позволяла собой командовать, так же воспитывала и детей. Хотелось, чтобы дочери, в первую очередь, стали хорошими людьми, самостоятельными, добропорядочными, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь».
Рассчитывать на свои силы и уметь дать отпор – эти качества характера развивались в семье с раннего детства. «Помню, Надю в садике кусал мальчик Вова, – вспоминает Валентина Гавриловна. – Дочке было полтора года. И я научила ее постоять за себя. На следующий день маленькая Надя сделала так, как научила мама. С тех пор Вова сдувал с нее пылинки. Так что девочки были самостоятельными».
Несмотря на то, что супруги Шибаловы прожили в браке много лет, Валентина Гавриловна поняла, что не чувствует себя счастливой. И снова сама приняла непростое решение. «С мужем мы прожили 19 лет, но к концу совместной жизни стало совсем тяжело, постоянные скандалы, ссоры… Оксане тогда исполнилось девять лет, Надя заканчивала техникум на обработчика цветных металлов давлением, планировала работать на заводе. И я решила разойтись с мужем. В то время со мной в цехе работал Саша – молодой парень, неженатый. Подошел ко мне и предложил встречаться. Его не пугало то, что у меня двое детей. С Оксаной они долго искали общий язык, но дочка оттаяла, когда Саша подарил ей котенка. И когда Оксана спросила, как ей называть дядю Сашу, я ответила, что папа у нее есть, а как называть дядю Сашу, пусть решат между собой. Тогда Саша сказал моей дочке: «Я должен заслужить, чтобы ты называла меня папой».
Папой Оксана начала его называть в 17 лет».
Спортом дочки не занимались. Зато увлекались и до сих пор занимаются рукоделием. Впрочем, это у них семейное: еще в детстве Валя помогала маме вязать: «Помню, как мама вязала брату носки, а я, когда она отлучалась, повторяла за ней, незаметно подвязывала несколько рядов. Она вязала послабее, а я покрепче, поэтому сразу было видно, где вязала я, а носки в итоге получались буграми из-за неравномерной вязки». Потом был связан шарф из распущенного свитера. Позже друзья поставляли материал для новых изделий. «Первую шерсть – белую – мне привезли из Латвии, потому что тут ее было не достать. Оттуда же присылали и краски для пряжи. Я вязала шапки, шарфы, варежки, свитеры. Ко мне приходили, заказывали – я, наверное, тогда полгорода обвязала. Научилась вязать платки из козьего пуха».
Обе дочки Валентины Гавриловны вяжут. Младшая, Оксана, в свое время даже окончила училище на портного. Увлечение шитьем передалось и внучке Тане. Так что все в этой семье умеют трудиться руками. «У меня хорошие девочки. Надя не боится тяжелой работы, у нее все в руках горит. У старшей дочери двое детей – Василий и Елена, у Елены во второй класс пойдет учиться Егорушка – мой правнук. У младшей Оксаны дочка Танечка вышла замуж. У нас большая и дружная семья. В прошлом году отмечали сразу три юбилея – мне 80, Оксане – 50, Тане – 30 лет».
Союз Валентины и Александра оказался крепким и долговечным. «Саша предлагал расписаться, – признается Валентина Гавриловна, – а я все думала, что он еще женится, зачем ему штамп в паспорте? А потом шли годы, мы до сих пор так и живем вместе – уже 42 года. Мы можем и поругаться, но быстро оба остываем, с ним невозможно поругаться всерьез. Саша все эти годы живет для меня, для моих детей, для внучат, я это ценю. Когда Танюшка научилась ходить, она как на веревочке увивалась за Сашей. Он считает всех нас своей родной семьей. Я благодарна мужу за спокойную, хорошую жизнь. И сейчас он сидит в машине и ждет меня», – улыбается Валентина Гавриловна.
В 53 года героиня нашего рассказал попала под сокращение. В 1961 году пришла на завод и в 1996-м ушла – 35 лет отработала на одном месте, одна запись в трудовой книжке. «Смотров самодеятельности не стало, – говорит Валентина Гавриловна, – а душа просила песен. Помню, как в 1998 году Валентина Охапкина позвала на концерт своего ансамбля, а после концерта – на чаепитие. Так я и оказалась в «Рябинушке». Потом попробовала другое направление – год пела в академическом ансамбле. И после этого пришла в ансамбль «Русские узоры», которым тогда руководил Николай Воронин. Сейчас руководит хором и играет на баяне Александр Волков. Коллектив у нас хороший, мы умеем сглаживать углы. У меня самый большой стаж в ансамбле. Солировать я стесняюсь, несмотря на то, что много лет на сцене. Но я настолько влюблена в песню! Вот смотрю, как руки баяниста бегают по клавишам, и кажется, что инструмент и музыкант – единое целое. На репетицию два раза в неделю прихожу как на праздник. Как тот мотылек, который летит на свет, я лечу к Саше на репетицию. И семья всегда поддерживает меня в моем увлечении, дочери ходят на концерты».
Музыка помогает проживать эмоции, радоваться, мечтать, улучшать настроение. И Валентина Гавриловна прекрасно об этом знает: «Я непрофессиональная певица, но песни льются из души. Всегда мурлыкаю мелодии. Посуду мою – пою, гряды полю – пою, траву сгребаю – пою. Вообще, без земли себя не мыслю, я землю люблю, с ней разговариваю, радуюсь каждому цветочку. Все лето мы живем на даче, участок всегда в ярких цветах, благоухает, радует красотой и ароматами».
Валентина Гавриловна много лет состояла в Совете ветеранов завода, 17 лет трудилась председателем ТСЖ, 7 лет председателем садового товарищества, и до сих пор соседи вспоминают ее добрым словом. На вопрос «Можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?» Валентина Гавриловна отвечает: «Я счастливый человек». Что же вдохновляет, в чем источник энергии, активности, неиссякаемого оптимизма? «Около меня дети, которые меня любят, внучата и правнуки, которые меня обожают. Рядом со мной муж, который на протяжении сорока двух лет любит и принимает такой, какая я есть. Я занимаюсь любимым делом, радую людей красивыми песнями. Люблю людей, переживаю как за родных. Я умею прощать. На моем жизненном пути было много сложностей, но хороших людей встречалось всегда больше, чем плохих. Мне очень хочется, чтобы все были счастливы и здоровы!».
А. ДМИТРИЕВА
“ГК” №39 от 16.10.2024