Восемь лет назад в нашем городе открылась секция греко-римской борьбы под руководством тренера Рустама Алиевича Баротова. За эти годы наставник вырастил 18 призеров региональных турниров и продолжает тренировать будущих чемпионов. Рустам Алиевич не только вкладывает в ребят знания, опыт, но и воспитывает их личным примером, с раннего детства прививая любовь к спорту, труду, Родине.
КОВАЛ ХАРАКТЕР С ДЕТСТВА
Рустам Алиевич родился в Душанбе и жил на улице Айни, возле мечети. Вот как он вспоминает свое детство: «В семье трое детей было – я и две сестренки. Отец работал в президиуме академии наук, мама – в институте геологии. Она умерла рано, мне было 4 года. Младшую сестру забрала бабушка. А меня и старшую сестру отец отдал в интернат, у него не было возможности нас воспитывать».
В детском саду обучали на таджикском, английском и русском языках. Баротовы попали в русскую группу. «Папа нас навещал – один раз в неделю или две, – вспоминает Рустам Алиевич. – Ощущалась нехватка родителей, но мы старались отвлечься: с детства я любил побегать, поупражняться на перекладине. Жили по режиму, по выходным ходили на экскурсии, в горы, рисовали пейзажи. Эти занятия мне нравились, я и в дальнейшем продолжил рисовать».
Во втором классе воспитанников временно разделили на две группы – математическую и музыкальную. Рустам попал в музыкальную группу, играл на баритоне, но особой любви к инструменту не испытывал, просил учителя дать ему трубу: «Но он меня как-то уговорил. А однажды одноклассники сказали, что в оркестре за нас старшие играют. Тогда на одном занятии, когда музыка закончилась, я заново начал играть свою партию: чтобы все убедились, что мы сами играем. Учитель нас поругал, но я доказал, что умею играть».
Уже в третьем классе отец перевел сына в математический класс. А мальчик стремился заниматься спортом: вместо обеда вместе с другом бегали в секцию классической борьбы, а потом успевали вернуться на самоподготовку. Интерес к восточным видам спорта только возрастал. Рустам с упоением слушал рассказы про карате, кунг-фу, дзюдо, грезил борьбой, позже увлекся тренировками: «Отец хотел, чтобы его дети стали учеными, а я любил спорт. Каждый раз, когда ездил на соревнования, искал книги по восточным видам спорта».
После 10 класса хотел поступать в гражданскую авиацию, физическая подготовка позволяла. «Но в Таджикистане решения принимают старшие, и на семейном совете единственному наследнику запретили заниматься опасной профессией. Тогда я решил пойти в институт физической культуры», – рассказывает Рустам Алиевич.
Тренеры в интернате давали своим воспитанникам хорошую спортивную подготовку. Рустам уже был кандидатом в мастера спорта СССР, а на первом курсе института выполнил норматив мастера спорта.
Первым его кумиром стал сербский актер, каскадер, выпускник Белградского института физической культуры Гойко Митич. Рустам с упоением пересматривал фильмы про индейцев и старался повторять трюки, которые видел на экране. А про Ивана Поддубного узнал, когда начали проводить международные турниры имени выдающегося борца. Так что с детства у будущего тренера были прославленные кумиры.
О ПУТИ В ПРОФЕССИЮ И СЛУЖБЕ В АРМИИ
Во время практики Рустам Алиевич работал учителем физкультуры, а потом тренером. «Я был молодой, активный, все было интересно, – вспоминает спортсмен. – Когда я окончил институт, отец взял меня на работу в академию наук. Каждое утро проводил зарядку для профессоров, докторов наук, всех научных сотрудников. А они говорили, что я такой строгий, заставляю бегать, упражнения делать, а в обеденный перерыв еще и в теннис играть». Потом решил пойти инструктором по спорту в «Горэлектросеть» – там собрали команду по волейболу, играли в теннис, устраивали соревнования. Так он готовился к армии.
Служил два года: «Меня отобрали в аул Отар в Казахстане. Среднеазиатская военная дивизия. Попал в пехоту, а оттуда должен был пойти в спортивную роту, как мастер спорта». Но сложилось иначе. После учебной части Рустама направили в Киргизию, а затем – к границе с Афганистаном: «Больше месяца мы ждали, когда нас отправят на войну. И вдруг приказ возвращаться обратно в часть. Потом окончил офицерские курсы и в звании лейтенанта вернулся домой».
СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ
По традициям Таджикистана, возвращение Рустама праздновали в большом кругу родственников. Отец стал жаловаться на здоровье и решил женить единственного сына, пока были силы. «Стали искать мне жену. Не я сам, а они – родители, родственники, – рассказывает Рустам Алиевич. – А я много ездил, многое видел, у меня совсем другие понимания. Обычаи казались дикими – мы же в другом веке живем. У нас поженились – и должны жить с родителями. Старшие временно живут с родителями, потом уже отдельно. А младший сын должен остаться и вместе с женой ухаживать за пожилыми родителями, помогать, готовить».
Невеста была на шесть лет младше жениха – ей исполнилось 18. Шумную свадьбу гуляли сначала на берегу реки Варзоб, потом в ресторане в Душанбе. Несмотря на то, что жену выбрали родственники, Рустам ответственно подошел к созданию семью и продолжению рода: «По нашим традициям, обязательно надо устроиться на хорошую работу, чтобы содержать семью, жену, детей».
ШАНС, СТАВШИЙ СУДЬБОЙ
После армии Рустам планировал работать в спортинтернате, где сам рос: «Там дисциплина, порядок, режим, а для спорта это важно. Но в интернате была очень большая конкуренция, работали профессиональные тренеры. А мне было всего 24 года». И все же молодому тренеру дали шанс, Рустам преподавал классическую борьбу. И через два года его воспитанник выиграл соревнования среди интернатов – это был успех. А дальше – соревнования, спортивные сборы, работа, рождение детей… И гражданская война в Таджикистане.
Уже тогда друг Рустама Алиевича переехал в Кольчугино и настойчиво звал спортсмена сюда же. В 2015 году переезд состоялся. А в 2016 году открылась секция греко-римской борьбы, за что Р.А. Баротов до сих пор благодарен всем, кто помогал и поддерживал его.
Рустам Алиевич Баротов – мастер спорта СССР, заслуженный тренер республики Таджикистан – приехал за 4000 километров, чтобы тренировать кольчугинских мальчишек. По мнению тренера, самое главное – это желание тренироваться, любовь к спорту. Занятия спортом закаляют характер, учат дисциплине, ответственности: «Мы в интернате все делали сами – и убирались, и мыли полы, и гладили себе одежду. Нас воспитали самостоятельными. Я и своих воспитанников стараюсь приучать с малых лет к труду, чтобы маме дома помогали». В процессе воспитания спортсмена важно вложить в него и моральные, духовные ценности: «Могу сказать, что даже внутри одной нашей страны в разных семьях традиции могут отличаться. У разных народов свои обычаи. Тем не менее, есть ценности, которые должны быть основополагающими – смелость, честность, доброжелательность, целеустремленность, уважение к старшим. Стараюсь воспитывать не только сильных спортсменов, но и достойных людей». Результат приносят и упорные тренировки, отрабатывание техники, приемов до автоматизма, правильный настрой: «Дети спрашивают, как я настраиваю себя, чтобы не проиграть схватку. Отвечаю, что вижу противника и представляю, что если проиграю, значит, он победил и моих родителей, и сестру, и брата, всю родню. Я должен выиграть или хотя бы ни одного балла не уступить. А если я и проиграю, то проиграю достойно».
ЗА СЕМЬЮ, ЗА СТРАНУ
В прошлом году именно с таким настроем – за семью, за родню, за всю страну – Рустам Баротов принял решение подписать контракт и пойти на СВО: «Мой друг уходил на спецоперацию, и я тоже пошел за ним. Мы на соревнованиях выходили под одним флагом, у нас была одна Родина – Советский Союз. Мы родились в Советском Союзе и считаем Россию своей Родиной. Мы так воспитаны. Мы живем в государстве, которое о нас заботится, поддерживает, наши дети здесь живут, ходят в садики, учатся. Почему не помочь государству в тяжелые времена?». Определили в военную разведку, прошел обучение и стал оператором беспилотных летательных аппаратов. Луганская область. Три километра от фронта. На передовой взрывы, выстрелы. Рустам Алиевич признается, что до сих пор кажется, что земля под ногами трясется: «Там не снились сны, очень уставал, спал крепко.
Очень большая нагрузка, тяжелые условия, в холоде, в окопах. Со мной служили очень хорошие парни со всей России: узбеки, таджики, казахи, киргизы, запомнились русские ребята из Сибири. Комбат – очень хороший человек. Было тяжело психологически. Что помогало держаться? Спорт, закалка, дисциплина. И еще помогала вера. Разницы не имеет, какая религия – перед Богом все равны. Человек должен быть человеком, поступать по совести. Молитва нужна для того, чтобы задуматься, не сказал ли ты или не сделал что-то плохое. Чтобы помнить, что Бог с тобой всегда».
ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Этим летом Рустам Алиевич по состоянию здоровья был вынужден покинуть зону СВО. Все-таки в 65 лет организм не такой выносливый, как в молодости. Отпуск тренер провел в Таджикистане, встретился с родственниками, друзьями, одноклассниками, посетил родные места: «У меня был дом, огород, на участке цвели цветы, много плодовых деревьев, очень красиво было. А теперь на этом месте 18-этажный дом. Время идет, все меняется». Неизменными остаются лучшие человеческие качества, умение дружить, любить свою страну.
Каждый день Рустам Алиевич общается с сослуживцами, которые остались на СВО, поддерживает связь с друзьями и учителями, которые сейчас в разных странах. «Хочется, чтобы все народы жили дружно, как одна семья, помогали друг другу», – говорит он.
Жизнь продолжается. У Рустама Алиевича Баротова большая дружная семья – две дочери и сын, подрастают шесть внуков. Продолжателем спортивной династии стал сын Сухроб – мастер спорта Таджикистана по дзюдо. Он тренировал юных спортсменов, пока Рустам Алиевич был на СВО: «Сухроб планировал пойти служить вместе со мной, но я не хотел бросать ребят, попросил меня заменить». Сейчас тренер вновь вернулся к занятиям в свою спортивную семью и продолжает воспитывать будущих чемпионов и достойных граждан нашей страны.
А. ДМИТРИЕВА
“ГК” №37 от 02.10.2024