11 сентября исполнилось 123 года со дня кончины основателя нашего завода и, фактически, города А.Г. Кольчугина.
Александр Григорьевич скончался 29 августа (11 сентября по новому стилю) 1899 года в Москве после продолжительной болезни. После отпевания в церкви Знамения Богоматери в Зубове Кольчугин был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своим родным братом, потомственным Почетным гражданином Василием Кольчугиным. Могилы Кольчугиных не сохранились, не сохранилась и Знаменская церковь, где молился Александр Кольчугин и где его отпевали.
Но сохранилась память об этом выдающемся человеке. Нет-нет, да и выходят новые публикации о нём в журналах и газетах, в интернете. Наш город носит его имя, а на площади, носящей имя купца Кольчугина, ему установлен памятник-бюст. Это всё видимые знаки уважения достойного человека. А вот поминает ли кто основателя города в своих частных и церковных молитвах? Ведь это необходимо его душе, это необходимо нам – тем, кто называет себя потомками и продолжателями дела купца Кольчугина.
12 сентября священник Покровской церкви отец Игорь по просьбе некоторых прихожан, вспомнивших о годовщине кончины А.Г. Кольчугина, помянул на панихиде раба Божия Александра. Это было как раз тезоименитство (день ангела) Александра Григорьевича, так как 12 сентября отмечается праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петребург. В связи с этим хочу высказать своё пожелание или предложение. Почему бы предпринимателям нашего города, лауреатам премии имени купца Кольчугина не стать инициаторами соборной панихиды по Александру Григорьевичу Кольчугину в день его кончины 11 сентября?
Это мероприятие или богослужение можно провести или в Покровском храме, на который, как известно, он жертвовал средства, или в часовне Всех Владимирских святых на заводе «Электрокабель» – это то место, где ступала нога купца Кольчугина, или у памятника на площади его имени, прямо на открытом воздухе. Этим мы воздали бы честь основателю завода и города.
Послесловие. Недавно автор этой публикации, просматривая газету «Владимирские епархиальные ведомости», в одном из номеров наткнулся на маленькую информацию, которая гласила, что «в январе 1881 года епископ Владимирский и Суздальский Феогност объявил благодарность купцу Кольчугину за пожертвование 75 руб. при обмене церковных вещей с. Васильевского, измятых похитителем».
В. Дворников