В канун Дня знаний в школе №1 состоялась традиционная августовская конференция учителей, в рамках которой были проанализированы результаты прошедшего 2018-2019 учебного года, озвучены проблемы и нерешённые вопросы, а также пути их решения. В ней приняли участие педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, ветераны педагогического труда, члены родительского сообщества, а также представители общественности, всего 120 человек.
Открыла конференцию заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Е.А. Семенова, глава Кольчугинского района В.В. Харитонов и глава города Е.Н. Савинова тепло поздравили педагогов с началом нового учебного года, пожелав им здоровья, успехов, здорового микроклимата в коллективах и благодарных учеников.
Далее начальник управления образования В.Н. Дергунов проанализировал итоги работы в 2018-2019 учебном году. Но вначале он в очередной раз поблагодарил всех, кто принимал участие в работе по подготовке образовательных учреждений к учебному году, трудился в летних оздоровительных лагерях, в том числе в период своих отпусков, организовывал и проводил государственную итоговую аттестацию.
В.Н. Дергунов подчеркнул, что основной задачей педагогической работы было и остаётся предоставление общедоступного и качественного образования всем детям, проживающим на территории Кольчугинского района. А фундаментом для получения качественного образования всех уровней является дошкольное образование. В этой связи Владимир Николаевич с сожалением отметил, что начиная с прошлого года наметилась тенденция сокращения количества детей, посещающих дошкольные учреждения, что привело к закрытию здания бывшего ДОУ №3 по ул. 3 Интернационала и пяти групп в действующих дошкольных учреждениях.
В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для получения общедоступного качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Статус ребёнка с ОВЗ в нашем районе имеют 174 воспитанника ДОУ, для которых создаются все необходимые условия для получения качественного дошкольного образования. С целью организации обучения детей с особенностями в развитии в прошедшем учебном году функционировали 13 коррекционных групп, из которых 8 – для ребят с речевой патологией, 1 – для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, 2 – для ребят с задержкой психического развития, 2 – для ребят с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). На базе ДОУ №4 получали дошкольное образование 14 воспитанников Кольчугинского дома-интерната для умственно отсталых детей, функционировала круглосуточная социальная группа для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. С 1 сентября 2019 года в этом детском саду будет открыта группа для детей с расстройством аутистического спектра.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников Владимир Николаевич назвал одной из важнейших задач. На протяжении ряда лет отмечалось увеличение количества дней, пропущенных ребенком по болезни. Специалистами был проведён глубокий анализ причин сложившейся ситуации, усилен контроль со стороны администрации ДОУ, управления образования, ЦРБ за проведением утренних фильтров, прогулок, оздоровительных мероприятий. Результатом стало снижение количества пропущенных дней по болезни на 1 ребёнка с 18,3 в 2017 году до 15,7 в 2018-м.
Большое внимание в прошлом году уделялось и предметно-пространственной среде. На данные цели было выделено около 5 млн. рублей, еще 2,5 млн. рублей удалось привлечь внебюджетных спонсорских средств. На эти средства были созданы: LEGO-студия в ДОУ №1, сенсорная комната в ДОУ №5, комната психологической разгрузки в ДОУ №18, кабинеты робототехники в ДОУ №6, дополнительного образования в ДОУ №7. Также приобретено интерактивное и игровое оборудование, оборудование для работы с детьми с ОВЗ, уличное игровое оборудование, костюмы для сюжетно-ролевых игр, конструкторы, тренажёры. Всё это не могло не сказаться на показателях качества дошкольного образования. Об этом ярко свидетельствуют результаты участия воспитанников ДОУ в конкурсах, фестивалях областного и всероссийского уровней. Так, воспитанники ДОУ №14 Настя Дмитриева, Алиса Карташова, Вероника Парамонова, Андрей Решетилов, Эвита Шостенко стали лауреатами национального молодёжного патриотического конкурса «Моя гордость – Россия», воспитанник ДОУ №15 Алексей Миронов – лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов «Я – исследователь», ансамбль «Колокольчик» ДОУ №5 – дипломантом I степени международного фестиваля-конкурса «Творческие вечера в Суздале» и дипломантом II степени V международного фестиваля-конкурса «Московская мозаика».
Воспитанники детских садов принимали активное участие в сдаче норм ГТО. Впервые 6 воспитанников ДОУ №14 выполнили нормативы испытаний комплекса ГТО на золотой знак отличия.
Не отстают и воспитатели. В 2018-2019 учебном году они принимали активное участие в областных и всероссийских семинарах, конференциях, форумах. Так, педагоги-психологи ДОУ №12 и №18 М.Ю. Калашникова и Н.А. Охинько приняли участие в международной научно-практической конференции «Аутизм – Выбор маршрута»; заведующая ДОУ №18 С.Е. Адрианова – в международном форуме «Город образования»; педагоги ДОУ №№2, 4, 15, 16 – во II межрегиональной научно-практической конференции «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС: эффективные инновационные и традиционные педагогические технологии».
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях занимаются укреплением учебной и материальной базы. На эти цели было выделено 8 млн. 43 тыс. рублей, которые позволили провести капитальные ремонты: кровли ДОУ №1, пищеблока ДОУ №16, ремонт группы в ДОУ №15, монтаж горячего водоснабжения в ДОУ №10, установить автоматическую пожарную сигнализацию в ДОУ №7, заменить окна в ДОУ №№1, 5, 14, 16, 12, 8.
Говоря о школьниках, В.Н. Дергунов отметил, что образование района стабильно держит планку на высоком уровне. Вот и в этом году средний балл ЕГЭ по всем предметам составил 62,35 балла, что выше среднеобластного на 1,1 балла. Но несмотря на это начальник управления образования выразил обеспокоенность тенденцией снижения как среднего балла в целом, так и средних баллов по отдельным предметам.
Средний балл по всем предметам ЕГЭ колеблется с 68 баллов у школы №7 до 55 баллов у школы №5. В этом году повысился средний балл выполнения работ по математике профильного уровня и достиг наибольшего значения за всё время сдачи данного экзамена – 56,3 балла. Увеличились по сравнению с предыдущим годом средние баллы по физике (с 55,28 до 62,9) и английскому языку (с 68,7 до 79,57). Отрицательная динамика наблюдается по информатике и биологии, значительно снизился средний балл по обществознанию – с 65,74 до 55,5, ниже 60 баллов остаётся средний балл по истории.
Количество учащихся, которые не смогли набрать минимальное количество баллов, увеличилось с 12 человек в 2018 году до 22 в 2019-м. Наибольшее количество учащихся (10 человек) не сдали ЕГЭ по обществознанию. Больше всего учащихся, не набравших минимального количества баллов, в школе №1 – 8 человек. В школе №4 таковых 7 человек, в школе №5 – 3 человека, в школах №6 и Бавленской – по 2. В школах №2 и №7 не справившихся с экзаменами выпускников не было.
Качественным показателем прохождения государственной итоговой аттестации является доля высокобалльных работ (в расчёт берутся учащиеся, получившие свыше 70 баллов), данный показатель учитывается в рейтинге общеобразовательных учреждений. В этом году он составил 38,8% от общего числа сдававших ЕГЭ, в прошлом году – 37,6%. Самое большое количество высокобалльных работ у школы №7 – 57%, самое низкое – 19% – у школы №5.
18 выпускников 11-х классов получили медали «За особые успехи в учении»; в прошлом году их было 28.
Работа с одарёнными детьми ведется в образовательных учреждениях не первый год. В.Н. Дергунов поделился итогами выступления наших учащихся на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Так, в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 62 участника стали победителями, 184 – призёрами. Ученики школ №№7, 4, 1 завоевали наибольшее количество победных и призовых мест. Лидеры среди сельских основных школ – Макаровская (2 призовых места по русскому языку) и Большевистская (2 призовых места по биологии).
Успешным было выступление наших учащихся на региональном этапе Всероссийской олимпиады. Из 25 участников семеро признаны победителями и призёрами. Учащаяся 10 класса школы №7 Анна Долгополова стала победителем регионального этапа олимпиады по литературе и представляла Владимирскую область на заключительном этапе Всероссийской олимпиады в городе Калининграде.
Учащиеся школ района принимали активное участие в различных конкурсах областного и всероссийского уровня и добились хороших результатов: Александра Семенова и Анна Гусева (школа №7) стали победителями регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» (педагог Л.В. Молькова); Вероника Бакланова и Елизавета Фадеева из Бавленской школы получили диплом I степени на областной выставке «Зеркало природы» (руководитель Н.В. Бакланова); Александр Маркелов и Роман Кучер (школа №4) завоевали золотые медали, Евгений Кузнецов и Максим Лукьянов (школа №7) – серебряные медали, а ученики школы №4 Дмитрий Сенькин и Александр Андрианов – бронзовые медали на региональном чемпионате «Джуниор Скиллс» в компетенции «Инженерный дизайн» (наставник Н.И. Мананкова); Дарья Спиридонова (Бавленская школа) стала победительницей областной научно-практической конференции (учитель Г.А. Шааб); Екатерина Силантьева, ученица этой же школы, стала призёром регионального конкурса юных исследователей окружающей среды (учитель М.А. Корючкин); команда школы №5 – призёром областного интеллектуального турнира «О малой Родине – с большой любовью!» (педагоги Л.В. Моисеева и С.М. Васильев); Яна Никонова (школа №1) удостоена персональной стипендии администрации Владимирской области «Надежда Земли Владимирской».
На укрепление материально-технической базы, обеспечение антитеррористической защищённости, пожарной безопасности школ в 2019 году из муниципального и регионального бюджетов выделены средства в размере более 23 млн. рублей. За счет них выполнен большой объем ремонтных работ. Где-то поменяли кровлю, где-то – окна, где-то капитально отремонтировали кабинеты.
В рамках национального проекта «Образование» в Кольчугинском районе реализуются федеральные проекты «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Современные родители». Готовится к вводу в эксплуатацию новая школа на 550 мест в микрорайоне №1, практически подготовлен к началу работы Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в Бавленской школе, оборудована спортивная площадка в Павловской школе, созданы студия видеоконференцсвязи в школе №7, робототехнические кружки в школах №1 и №6. В ближайшей перспективе – создание «Точек роста» в школах №№6 и 5, строительство спортплощадок в Новобусинской и Большекузьминской школах.
Далее разговор коснулся дополнительного образования, которому в последние годы стало уделяться повышенное внимание. И неслучайно, ведь оно не только расширяет и углубляет знания детей, но и формирует личность ребёнка, даёт возможность выразить и самореализовать себя. И в этом детям помогают педагоги – профессионалы своего дела: Д.В. Петрашкевич – тренер-преподаватель ДЮСШ, финалист областного конкурса «Учитель года – 2019» в номинации «Сердце отдаю детям», Е.В. Иванычева – педагог дополнительного образования ЦВР, победитель в номинации «Сердце отдаю детям» областного конкурса «Учитель года – 2018», М.А. Корючкин – учитель географии и химии Бавленской школы, А.А. Кормаков – учитель физической культуры Бавленской школы, Заслуженный учитель Российской Федерации, О.Г. Парфиненко – педагог дополнительного образования ЦВР и другие.
Владимир Николаевич подчеркнул, что дополнительное образование является одним из инструментов поддержки талантливой молодёжи. Система мероприятий различной направленности даёт возможность проявить творческий потенциал школьников. В прошедшем учебном году проведено около 120 районных мероприятий, в которых приняли участие более 5 тысяч детей.
Стабильно радуют успехи юных баскетболистов, ставших победителями первенства Владимирской области этого года сразу в четырёх возрастных группах. Уже традиционно воспитанники отделения плавания становятся победителями – в этом году у них 34 победных и призовых места на областных соревнованиях. В течение ряда лет воспитанники ЦВР становятся победителями международного фестиваля детского творчества «Детство без границ», а два отделения ЦВР – танцевальный клуб «Калейдоскоп» и изо-студия «Вдохновение» в 2019 году получили звание «Образцовый коллектив». Также высоких результатов добиваются воспитанники шахматного клуба «Рокировка».
В завершение своего доклада В.Н. Дергунов затронул больную тему всех школ и детских садов – нехватку кадров. Он отметил, что сохраняется и, более того, становится катастрофической сложившаяся в последние годы негативная тенденция сокращения и старения кадрового корпуса. Не хватает учителей английского, математики, физики, технологии, химии и биологии. По мнению Владимира Николаевича, если не переломить ситуацию в ближайшее время, то совсем скоро станет реальностью угроза невозможности реализации образовательной программы в полном объёме, т.к. ряд предметов просто некому будет преподавать. А тех мер, которые предпринимаются сегодня, для решения кадровой проблемы недостаточно.
В числе приоритетных задач нового учебного года В.Н. Дергунов назвал создание современной инфраструктуры, включающей в себя введение в эксплуатацию здания новой школы в микрорайоне №1, создание цифровых центров образования, универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов, условий для занятий учащихся робототехникой, обеспечение условий для реализации прав учащихся с ограниченными возможности здоровья на получение качественного и доступного образования, развитие физкультуры и спорта в сельских школах и многое другое.
Затем особые слова благодарности В.Н. Дергунов адресовал руководителям образовательных учреждений за их активную позицию, неравнодушное отношение к своей работе и поздравил их с началом нового учебного года.
Дополнили доклад руководителя управления образования выступления участников конференции. Педагоги много говорили о проблемах сферы образования в целом и конкретных, касающихся только их учреждений.
И, как водится, августовское совещание закончилось на оптимистичной ноте – пожеланиями стабильности, взаимопонимания, благополучия, здоровья, профессиональной самореализации, а существующие проблемы – решать сообща.
Е. МУРЗОВА
Газета “Голос кольчугинца” №55 от 04.09.2019