Занятия в музыкальной школе – это не только игра на музыкальном инструменте или вокал. Музыкальная культура – часть мировой культуры и истории – складывается из умения слушать и слышать музыку, размышлять…
Для того, чтобы успешно и интересно исполнять музыку, необходимы не только развитые музыкальный слух и память, но и знание ее теоретических основ. Музыкально-теоретические дисциплины – сольфеджио и музыкальная литература – формируют необходимый кругозор, без которого невозможно развитие полноценного восприятия музыки как на профессиональном, так и на любительском уровне. Именно поэтому теоретическое отделение Кольчугинской ДШИ, как никакое другое, имеет так много выпускников: ведь через класс теоретических дисциплин проходят ученики сразу нескольких отделений – фортепианного, народных музыкальных инструментов и народного хорового пения!
Теоретическое отделение существует с самого первого дня работы Кольчугинской детской школы искусств, тогда еще просто музыкальной школы. Предметы, которые здесь преподаются, – неотъемлемая часть обучения музыке.
Одним из первых преподавателей теоретических дисциплин можно назвать Тамару Фоминичну Диденко, которую кольчугинцы знают как Т.Ф. Мурашову, много лет проработавшую директором Бавленской школы искусств.
Так получилось, что почти все преподаватели-теоретики, как, впрочем, и педагоги других отделений, являются выпускниками Кольчугинской ДШИ. Не стала исключением и Лариса Геннадьевна Коровкина, нынешний руководитель теоретического отделения. Она училась музыкальной теории у Ирины Дмитриевны Куренковой, которая, в свою очередь, была ученицей Т.Ф. Мурашовой. После окончания Владимирского музыкального училища в 1986 году Л.Г. Коровкина вернулась в школу уже преподавателем. Тогда теорию преподавали такие опытные педагоги как И.Д. Куренкова, И.В. Муравкина, С.Н. Филиппова, И.А. Бондаренко – выпускница Ивановского музыкального училища, много лет отдавшая Кольчугинской школе искусств.
Сегодня музыкальную литературу в Кольчугинской школе искусств ведут директор ДШИ И.Д. Куренкова и М.А. Лазарева, которая совмещает этот предмет с работой в творческом объединении «Карамельки» и во Владимирской хоровой студии «Ювента», а все сольфеджио полностью преподает Л.Г. Коровкина.
Что же представляет собой теория музыки – область непростых знаний, которые взрослые должны адаптировать для детей? Музыкальная литература перекликается со школьным уроком литературы. Здесь ученики знакомятся с биографиями и творческим путем композиторов, с их произведениями, изучают различные стили искусства, музыкальные жанры.
Другая учебная дисциплина с итальянским названием «solfeggio» (чтение с листа, пение с использованием нот) давно уже считается легендарной по многозадачности и трудности усвоения, особенно для детского восприятия. Тут нужно и петь, и слышать музыку, и свободно владеть нотной грамотой. Даже знание математики на сольфеджио очень пригодится! Зато эта дисциплина не хуже практического знакомства с инструментом показывает, насколько велики способности к музыке у учащегося, в чем их особенность, какова динамика развития. Поэтому преподаватели часто обращаются к Ларисе Геннадьевне за характеристиками того или иного ученика, а она, в свою очередь, не жалеет изобретательности, чтобы донести до маленьких музыкантов все тонкости непростой музыкальной науки.
Особая область ответственности преподавателей-теоретиков – ученики, решившие посвятить свою профессиональную деятельность музыке: ведь первые же их дальнейшие шаги на этом поприще напрямую зависят от качества знаний по сольфеджио. Примечательно, что этот урок длится не 45 минут, как другие, а 65, да и преподаватель занимается с группой – 10-12 учащимися.
Кроме преподавания того или иного учебного предмета каждый педагог теоретического отделения нашел свою творческую стезю в воспитании и образовании молодого поколения. Например, И.В. Муравкина готовила и записывала на городском радио интереснейшие музыкально-литературные композиции, например, по опере М.И. Глинки «Иван Сусанин», а также «Сказание о Рождестве Христовом». А за радиопередачу «П.И. Чайковский. Музыка для детей» она получила диплом III степени на областном смотре-конкурсе педагогического мастерства.
С.Н. Филиппова была награждена дипломом I степени за участие в областном смотре-конкурсе педагогического мастерства за реферат «Работа над ритмом в старших классах сольфеджио», ее уроки всегда отличались высоким профессионализмом и креативностью.
Преподаватели И.Д. Куренкова и Л.Г. Коровкина ежегодно со своими учениками принимают участие в областных и зональных теоретических олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе. За тридцать лет они подготовили более пятидесяти успешно выступивших там ребят.
Теоретики Кольчугинской ДШИ поддерживают тесную связь с коллегами из других районов – Юрьев-Польского и Киржачского. Их встречи в рамках координационно-методического объединения, руководителем которого является Л.Г. Коровкина, – это взаимно полезный обмен опытом, возможность поделиться новинками практической работы и собственными наработками.
– Хочется выразить огромную благодарность моим преподавателям Ирине Дмитриевне Куренковой, обучавшей меня когда-то сольфеджио и музлитературе, и Любови Евгеньевне Суверневой, у которой я училась по классу фортепиано. Они вложили в меня столько сил, энергии и знаний, что я и сегодня не устаю делиться ими со своими учениками. А своих коллег я хочу поздравить с Днем работника культуры и пожелать им успехов, вдохновения и радости творчества! – отметила в заключение нашего разговора Л.Г. Коровкина.
Н. Лушина, газета “Голос кольчугинца” №20 от 28.03.2018