Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Туризм. Новые акценты

28 марта Кольчугино посетил председатель комитета по туризму администрации Владимирской области Игорь Леонидович Каверзин (см. на снимке). Он провёл встречу с работниками местной администрации, предпринимателями и волонтёрами, чья деятельность так или иначе связана со сферой туризма.

Как обычно бывает на подобных встречах, сначала высокий гость сделал небольшое сообщение о работе комитета и ситуации в туристической сфере области.

С сентября 2018 года туризм на федеральном уровне перешёл из ведения Министерства культуры в ведение Министерства экономического развития. Соответствующие изменения произошли и на уровне областной администрации.

На уровне области сейчас идёт разработка новой программы развития туризма в регионе. Действующая программа заканчивается в 2020 году. Но ещё в её рамках планируется переход развития туризма в области на формат создания кластеров.

Полюбившееся в последнее время чиновникам слово «кластер» в переводе с английского означает «скопление», «связка», «рой». Туристический кластер – это объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. В своем составе он имеет мелкие и крупные фирмы, которые постоянно взаимодействуют между собой. Их работа объединена территориально. Но эта территория не обязательно тождественна одному муниципалитету. Скорее всего, единый туристический кластер будет создан на базе Александровского, Киржачского, Кольчугинского и Юрьев-Польского районов. Впрочем, основная работа в этом направлении ещё впереди, и конкретика определится позднее. Работа в таком формате даёт возможность войти в федеральную программу.
А пока необходимо пользоваться теми ресурсами, что уже имеются.

Среди них областной портал http://vladimirtravel.ru. Он уже раскручен в целом по России и готов размещать новостную информацию о сфере туризма из районов. Сайт имеет группы поддержки в шести социальных сетях.

Ещё один ресурс – постоянные выставки на уровне Москвы и Владимира. Для муниципалитетов и предпринимателей это возможность выйти на большой поток туристов.

И, наконец, недавно в Торговых рядах Владимира был открыт Визит-центр Туристского информационного центра (ТИЦ) Владимирской области. Место очень популярное и востребованное. Визит-центр готов заключать договоры с мастерами и предпринимателями области на реализацию сувенирной продукции и бесплатно распространять предоставляемую муниципалитетами рекламную продукцию. В ближайших планах – открытие партнёрского представительства Визит-центра на железнодорожном вокзале Владимира.

Касаясь перспектив развития туризма, Игорь Леонидович сообщил, что примерно 80% туристического потока в области идут на Владимир и Суздаль.

Первоочередная задача – организовать полудневные, одно- и двух дневные туры из Владимира и Суздаля в другие города области. Так организован бизнес в курортных центрах юга России. Туристы, приехав на отдых на неделю – две в определённое место, могут выбрать интересный краткосрочный тур в соседние города. Правда, у нас в качестве основного препятствия выступает пассивность наших региональных туроператоров.

Поправить дело, возможно, сможет создаваемая Ассоциация туроператоров области. Властям региона через неё будет легче строить взаимоотношения с туристическими фирмами и даже оказывать им помощь. Например, уже сейчас администрация области ведёт переговоры со вторым в мире по объёмам бизнеса туроператором TUI. Корпорация готова сотрудничать с Владимирской областью. Они могут направить сюда значительные потоки туристов. Но этот оператор не будет работать на уровне региона и тем более муниципалитетов. Он привезёт туристов в область, а обеспечить дальнейший отдых должны уже местные туроператоры. Но те не спешат воспользоваться щедрым предложением, поскольку опасаются, что не смогут выдержать международный уровень требований.

Ещё один аспект, который поднимается на международном уровне – это вопрос комфортной городской среды. Когда турист приезжает в тот или иной город, он, конечно, хочет увидеть интересные места. Кстати, выявление этих мест – тоже важная задача. Пока представления муниципалитетов в этой части слишком консервативны. А между тем какой-нибудь тысячелетний дуб с «историей» или «поле кладоискателей» (есть такое в Камешках) могут привлечь туристов не хуже классических музеев.

Так вот, помимо объектов показа (вовлечения) и объектов отдыха и питании (гостиницы, рестораны и т.п.) для туристов очень важна городская среда. Вот с этим в небольших городах возникает большая проблема. Она, конечно, связана с существующими бюджетными отношениями. Недавно один из «экспертов», побывав в Суздале, пожаловался, что пройдя всего 15 минут по городу, он испачкал свои итальянские ботинки. В межсезонье, кроме Москвы и Петербурга, в нашей стране найдётся немного городов, где можно пройти и не испачкать ботинки. Но, возможно, даже не это самое главное. Важнее, чтобы наши площади и парки имели свои точки притяжения. Туристу должно быть интересно пробыть там полчаса или даже полтора часа. И ему должно быть там комфортно.
Также необходимо задуматься над тем, что площади, парки и смотровые площадки в городе должны быть адаптированы к необходимости фотографироваться на них. Туризм сегодня относится к экономике впечатлений, а впечатления лучше всего передаются самими туристами. Люди гораздо больше верят отзывам других людей, чем официальной информации. А красивые фотографии города в Инстаграмме – лучшая рекомендация для тех, кто хотел бы посетить этот город.

– Кроме промышленного туризма Кольчугино вполне может быть одним из двигателей экологического и гастрономического туризма, – отметил И.Л. Каверзин. – Отдельным аспектом должен стать событийный туризм. Мы уже не говорим о разработке чисто туристических событий. Мы сейчас говорим о том, как адаптировать хорошее, качественное городское событие под турпоток. Событие должно быть привлекательно и для горожан, и для туристов. Фестиваль «Нашествие» – это чисто туристическое событие, поскольку проходит в поле. А вот «Алые паруса» в Санкт-Петербурге – событие городского масштаба, привлекающее огромное количество туристов. Как сделать так, чтобы наши мероприятия стали интересны туристам? Этим мы будем заниматься.

Более того, главный эффект от событийного туризма – это не те тысячи или даже сотни тысяч людей, которые приезжают в данный момент в город. Гораздо важнее – тот информационный эффект, который идёт от события. Это связь каких-то событий, символов, брендов с данным местом. Так, фестиваль «Медовуха Фест» важен в первую очередь тем, что связывает Суздаль и медовуху, «столбит» за Суздалем этот товар, этот бренд. Ярославль 6 лет вкладывал деньги в празднование Масленицы. Они кричали везде, что главная Масленица проходит у них. Получали при этом массу негатива, но сегодня у всех туроператоров Масленица ассоциируется в первую очередь с Ярославлем. Когда я слышу слово «Кольчугино», мне сразу вспоминается «Квадрожара». Я не знаю, что сейчас с «Квадрожарой», но она на слуху.

Затем председатель комитета ответил на вопросы. Обсуждали проблемы использования водохранилища на Пекше в туристических целях и возможность объединения в единый тур кольчугинского подстаканника и гусевского гранёного стакана. Звучали вопросы о промышленном, спортивном, «красном» и китайском туризме.

Оказывается, более 40% туристов в России в 2018 году составляли жители Москвы и Санкт-Петербурга. Близость к Москве даёт большое преимущество для нашей области в плане привлечения заметной части этого потока.

Последние годы во Владимирской области идёт переформатирование туристических потоков. Скоростные поезда «Ласточки», «Стрижи» и «Сапсаны» сделали поездку из Москвы и Нижнего Новгорода во Владимир очень быстрой и комфортной. Теперь основной поток туристов направляется в областной центр по железной дороге, а уже отсюда развозится на автобусах в другие города региона.
Одновременно трудности проезда по федеральной трассе М7 ещё сильнее сократили поток туристов, едущих во Владимир на автобусах. Они ищут объездные маршруты. И в этом смысле у нашего города появляются новые возможности.

С удивление Игорь Леонидович узнал, что Кольчугино как город строился не стихийно, а был реализацией идеи города-сада. При этом председатель комитета сообщил, что сегодня Индия и Бразилия активно развивают туризм в города, которые изначально создавались человеком на регулярной основе. Может быть, попытаться использовать эту тенденцию?

А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №24 от 10.04.2019