С 16 по 22 сентября в России проходит неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья (в честь Всемирного дня безопасности пациента 17 сентября).
Всемирный день безопасности пациентов входит в число отмечаемых ВОЗ глобальных памятных дат, посвященных вопросам общественного здравоохранения. Он был учрежден в 2019 году. Его задачи заключаются в том, чтобы повысить осведомленность и активизировать участие общественности, углубить понимание проблемы во всем мире и укрепить глобальную солидарность и усилия государств – членов по обеспечению безопасности пациентов и снижению наносимого им вреда.
Каждый год для этого дня выбирается новая тема, призванная привлечь внимание к какому-либо из приоритетных аспектов безопасности пациентов и способствовать достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Тема Всемирного дня безопасности пациентов в 2024 году была сформулирована как «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», а его лозунг – как «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!».
Всемирный день безопасности пациентов служит поводом повысить осведомленность населения и укрепить сотрудничество между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения в интересах повышения безопасности получателей медицинской помощи.
Диагноз определяет суть заболевания пациента и является условием для получения необходимой помощи и лечения. Диагностические ошибки имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя объяснить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно либо врачу не удается распознать заболевание или грамотно разъяснить его пациенту.
Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к диагностическим ошибкам. К системным факторам относятся недостатки организации, повышающие вероятность диагностических ошибок, в том числе неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и пациентами, чрезмерная рабочая нагрузка и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности подготовки и опыта клиницистов, а также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу.
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Постановка диагноза – это коллективное усилие. Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения.
Заведующий отделением ультразвуковой диагностики Александровской районной больницы, кандидат медицинских наук Сайфиддинова Лола Максимовна:
– В рамках недели безопасности пациента мы стремимся не только повысить качество диагностики, но и улучшить взаимодействие с нашими пациентами. Чтобы повысить качество обслуживания, кабинеты отделения ультразвуковой диагностики находятся в разных местах: поликлиниках городов Александров, Карабаново, Струнино, женской консультации.
Эффективная диагностика — это основа успешного лечения, и мы постоянно работаем над внедрением новых технологий и методов, которые позволяют нам более точно и быстро ставить диагнозы.
Одним из ключевых аспектов является улучшение коммуникации. Мы активно обучаем медицинский персонал навыкам эффективного общения с пациентами, чтобы каждый мог задать вопросы, высказать свои опасения и получить доступную информацию о своем состоянии. Это не только повышает уровень доверия, но и способствует лучшему пониманию пациентами своих заболеваний и методов лечения.
Мы также внедряем современные информационные системы, которые помогают нам отслеживать историю болезни каждого пациента и обеспечивают более точную передачу данных между специалистами. Это позволяет избежать ошибок и сократить время на диагностику.
Наша цель — создать комфортную и безопасную среду для пациентов, где они могут быть уверены в качестве медицинской помощи и открыто обсуждать свои проблемы с врачами. Мы верим, что такие изменения сделают нашу больницу более эффективной и ориентированной на потребности пациентов.
Пресс-служба Александровской районной больницы