Жил-был пес. Жил он на Ленинском поселке, возле дома №11 по улице Победы. Приблудился он еще в прошлом году, и жители близлежащих домов сжалились над бедолагой и стали подкармливать его. Пес, хотя и большой, но добродушный, всех кормящих его знал в лицо. Каждый звал его по-своему. Одни – Сынком, по аналогии с сыном полка, другие – Малышом, что явно не соответствовало его габаритам, третьи – Лопоухим, потому что одно ухо висело несколько иначе, чем это обычно бывает у собак. Иногда ему, как и любому живому существу, хотелось ласки, тогда пес тыкался своей теплой мордой в коленки очередному добродушному жителю, и подолгу стоял, млея от того, что его теребили за ухом.
За зиму он заметно поправился, стал справным и разборчивым в еде. Недавно его сбила машина, и одну лапу, серьезно пострадавшую, пришлось частично ампутировать. Сейчас пес живет во дворе того же дома и не один, а с сотоварищами. Неравнодушные люди кормят их и стараются не давать в обиду тем, на кого огрызается эта хвостатая команда. Пока одни бросают в них камни, другие – кормят и жалеют. А сколько еще таких бедолаг бегают по улицам в поисках пропитания и в надежде на обретение дома?
Кто-то может сказать, что я через чур сердобольная и жалостливая, а собаки бывают еще и агрессивными, кусачими. Об этом я тоже хорошо знаю. Никогда не думала, что боюсь собак. Все изменилось, когда мне пришлось на протяжении 8 лет разносить квитанции за коммунальные услуги по всему своему любимому Ленинскому поселку, где живу уже 25 лет. Могу сказать, что история, описанная мною выше, типична для данного микрорайона. Не ошибусь, если скажу, что в каждом дворе есть свой Сынок, и порой не один. Как правило, тех, кто его кормит, собака не трогает, но стоит чужаку появиться на охраняемой им территории – сразу готов кинуться на ее защиту. Одно время в доме №9 по улице Лермонтова проживал Гром, у «высоток» по улице Фурманова (дома №№15, 17, 19) территорию охранял Кузя и он не был беспризорником. Маленький, сволочной, он просто не давал прохода. Не успевала я появиться в районе этих трех домов, он не только провожал меня с лаем от дома к дому, но и сбивал «команду» из мирно гуляющих беспризорников, которые в считанные минуты становились агрессивными. Однажды одна из таких команд взяла меня в кольцо, ждать хорошего не приходилось, я испугалась и заплакала, стала звать на помощь. А кольцо из нескольких лающих псов неумолимо сжималось, еще мгновение, и эта агрессивная свора бросилась бы на меня, но на мое счастье на улице показались люди. Их собаки знали, а потому грозный оклик в мгновение ока отрезвил и разметал псов по сторонам. Они, словно очнувшись, побежали каждый по своим делам, а зачинщик Кузя, как ни в чем не бывало, помахивая хвостом ринулся навстречу идущим…А меня просто трясло.
За 8 лет таких ситуаций было великое множество. Улица Ким доставляла мне немало хлопот. Два дома, стоящие между улицами Чапаева и Щорса, наводили ужас. Я заходила в них очень тихо, старалась не шуметь и не греметь почтовыми ящиками. Потому что житель одного из этих домов, после того, как я разложу по ящикам квитанции, вдогонку выпускал своего далматинца. Я не могу описать, откуда у меня брались силы, чтобы оказаться у входной двери раньше пса и захлопнуть ее у его носа. А в другом доме жил «боксер»…
А еще у людей есть привычка заводить животное на время, пока он маленький, или на лето. Собака выросла – стала не нужна, лето закончилось – выбросили на улицу. И бездомные, обиженные на людей, животные становятся проблемой каждого населенного пункта. С одной стороны – жалко их, бездомных, с другой – жалко людей, которых они кусают.
Попытки исправить данную ситуацию предпринимались неоднократно, но решить проблему так и не удалось. С 2015 года полномочия по безнадзорным животным были закреплены за муниципалитетами, но объем возложенных на них функций не соответствовал их реальным возможностям. Вопрос об организации деятельности по отлову и содержанию бездомным животных поднимался неоднократно, и в январе т.г. Законодательное Собрание Владимирской области приняло закон, согласно которому основные полномочия по обращению с бездомными животными закрепляются за регионом, а конкретнее – за департаментом ветеринарии (см. «Голос кольчугинца» от 03.02.2021).
Как пояснила начальник ГБУ ВО «Кольчугинская РАЙСББЖ» Н.М. Федосеева, на сегодняшний день ставка делается на снижение популяции животных за счет кастрации и стерилизации:
– На сегодняшний день департамент ветеринарии является уполномоченным органом исполнительной власти Владимирской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Раньше это была прерогатива местной власти, сейчас эту обязанность возложили на департамент ветеринарии.
Департаментом уже заключены договора и контракты с организациями, занимающимися отловом животных, и с приютами, готовыми приять животных на время. После того, как животное было отловлено и помещено в приют, оно вакцинируется, стерилизуется, маркируется. В приютах информацию о нем размещают в соц сетях с целью найти ему нового хозяина. Если хозяин не находится, то через 14 дней его опять возвращают туда, откуда взяли. Причем, делается это под фото-видео фиксацию.
Мест на всех в приюте не хватит. Здесь остаются те, у кого выявлена немотивированная агрессия и получившие увечья. В области планируется увеличение числа приютов, но это процесс небыстрый.
Что же касается животных без владельцев, уже сегодня жители нашего города и района могут обратиться в департамент ветеринарии по телефону 8 (4922) 53-37-98 и передать всю информацию о них: преимущественно, где обитают, агрессивные или нет. По заявкам их приедут и отловят. Собаки с бирками отлову не подлежат.
Вот так. А ведь хотелось, чтобы ситуация изменилась коренным образом. Чтобы люди, наконец-то, стали ответственными за тех, кого приручили. А те, у кого нет крыши над головой, наконец-то, ее обрели. А так от полумер меньше собак на наших улицах не станет. И еще возникает вопрос: а как поведет себя собака, которая за 2 недели в приюте почувствует заботу, а потом вновь окажется на улице? И кем в ее глазах будем мы, люди?
Е. КАСАТКИНА “ГК” №21 от 09.06.2021
Фото из архива “ГК”