Хорошие учителя не считают себя великими мастерами. Они – вечные студенты своего ремесла, своей жизни. Они постоянно спрашивают себя, как им быть лучше. Вот и героиня сегодняшней публикации не спала всю ночь перед интервью, переживала о том, как все пройдет и даже выполнила большую часть моей работы. Ну, кто знает себя лучше, чем ты сам? Именно поэтому рассказ о себе Ларисой Васильевной Ивановой мы даем без сокращений из уважения к ее труду, тем более, что выполнен он достаточно профессионально: живо, интересно, блестяще.
Родилась наша героиня 22 марта 1956 года. Март – очень обманчивый месяц: казалось бы – весна, а погода – зимой такой лютости нет. В общем, мела метель, стояли холода. В деревне Кабелиха Юрьев-Польского района в 5 часов утра родилась девочка, которую назвали Ларисой.
Когда ей исполнилось 8 месяцев, семья переехала жить в Кольчугино. Их домом стал деревянный барак по улице Набережной. Два окна этого жилища находились почти вровень с землёй. В комнате была отгорожена малюсенькая спальня, где помещались большая кровать и детская кроватка. Из мебели ещё были диван с валиками, шифоньер да круглый стол с табуретками. Зато на кухне, кроме печи-голландки, стояла двухконфорочная газовая плита – редкость по тем временам. В тот период у маленькой Ларисы в друзьях были почти одни мальчишки, так как на улице жила только одна девочка ее возраста. С мальчишками она играла в войну и была у них медсестрой.
В возрасте 7 лет она пошла в школу №2. Сейчас в этом здании по ул. Ленина находится Центр внешкольной работы. Ее первой учительницей была Сергеева Раиса Николаевна – хороший, опытный педагог, с которым до последнего дня её жизни у Ларисы были прекрасные отношения. Вскоре семья получила однокомнатную квартиру на улице Школьной, позднее – 50 лет Октября. В доме №11 было много детей. Тогда жили просто и дружно: каждый вечер гуляли, играли, ставили спектакли на лестничных площадках. В школе №2 она проучилась 5 лет. Затем образовательное учреждение объединили со школой №3, и образовалась, вопреки всем законам математики, школа №1. Новое здание школы было совсем рядом с домом, где жила Лариса.
Школьные годы были чудесными. Училась она с лёгкостью, не напрягаясь, лучше всех в классе. Учителя её любили, вызывали к доске при разных комиссиях, посылали на олимпиады. Лариса всегда была лидером класса: в октябрятах – командиром звёздочки, в пионерах – бессменным председателем совета отряда, имела две красные нашивки на рукаве формы, в комсомоле – комсоргом класса. У нее было много друзей не только среди отличников, но и среди отпетых хулиганов. Дальновидные педагоги посадили ее среди слабых учеников, и на контрольных она делала варианты за всех окружающих, давая списывать, за что ее уважали даже второгодники. Ларисе очень везло с педагогами, они не только давали хорошие, крепкие знания, но и были замечательными людьми: «Если я что-то из себя и представляю, то только во многом благодаря тому, что на моем пути встретились эти люди». В старших классах математику вела Татьяна Алексеевна Зотова, физику – классный руководитель Аркадий Ильич Фёдоров, химию – Нина Георгиевна Шадрина, историю – Любовь Николаевна Филаретова, русский и литературу – Римма Ивановна Кувакина, которая была твердо убеждена в том, что если ученик знает только учебник, то предмет он знает на тройку. Для нее было важно знание первоисточника и понимание учеником литературного произведения. С ней у Ларисы сложились удивительно теплые уважительные отношения, она предлагала книги для внеклассного чтения, сочинения отправляла в область. Впоследствии Лариса узнала, что Римма Ивановна считалась одним из ведущих специалистов области и вела курсы повышения квалификации во Владимире. Удивительно, но Лариса Васильевна помнит всех учителей по именам и фамилиям. К сожалению, многих из них уже нет в живых.
Лето – это маленькая удивительно-прекрасная жизнь. Летом Лариса уезжала на все каникулы в деревню к бабушке и дедушке. Туда, в Красное Заречье (бывшая Кабелиха), съезжались и ее двоюродные сёстры из Владимира, Кольчугино. Всю ораву бабушка кормила, обстирывала, воспитывала примером собственного трудолюбия. В доме был заведён чёткий порядок: подъём в 8.00, завтрак, дальше убирали дом, таскали воду из колодца. Потом семейство отправлялось в лес за ягодами или просто погулять. В хорошую погоду, а она для детворы всегда была хорошей, шли на речку Колокшу, купались до посинения. Обед бабушка готовила в русской печке – это суп из общей миски и топлёное молоко с пенкой. После обеда читали книги из местной библиотеки. Потом опять шли на речку. Вечером поливали огород, ужинали, а потом гуляли с подругами, играли в разные игры, рассказывали то страшные, то смешные истории. Спать ложились под утро. В деревенских домах не было замков – только на ночь запирали дверь изнутри на вертушок. Жили в спартанских условиях: без телевизоров, без газа, спали на полу на сенниках. Каждое утро выметали полы, вытряхивали половики, а каждую субботу мыли некрашеные полы с мылом и проволочной тёркой. Бабушка Татьяна Ивановна не надзирала за детьми, она целыми днями работала в огороде, готовила еду. Дедушка Иван Петрович очень хорошо плёл корзины и не только… Он был пастухом и виртуозно играл на рожке. А дядья и вовсе были первыми парнями на деревне, потому что все они замечательно играли на гармошке. Тетушки тоже от них не отставали. Трое из них жили в Кольчугино и имели обыкновение собираться семьями каждый выходной. Дети играли, а взрослые общались под отварную картошечку, лучок, соления и песни. Пели мелодично, задушевно, красивые лирические русские песни. Они завораживали маленькую Ларису, равно как игра на фортепьяно музыкального работника детского сада №13 Татьяны Александровны Степановой. Лариса очень любила эти занятия, они для нее были сродни какому-то фантастическому моменту, когда из-под пальцев пианиста рождалась красивая мелодия.
Но окончательный вердикт Ларисе вынес худрук инструментального ансамбля и оркестра народных инструментов профтехучилища, легендарная личность – Виктор Ефимович Ананьев. Как-то во время одного из визитов, мама Ларисы работала в ПТУ №5 бухгалтером, он заметил ее интерес к роялю, показал несколько песенок, которые та с легкостью повторила. Пока Лариса гуляла среди народных инструментов, запах которых так поразил её, Виктор Ефимович настоятельно рекомендовал матери отдать девочку в музыкальную школу.
И вот в 3 классе с большим трудом, в кредит был куплен инструмент. Лариса хорошо помнит свой первый день, когда переступив порог храма музыкальной науки, поняла сразу, что это ее мир. Первый педагог Жанна Михайловна Глариозова учила слушать музыку и слышать её во всем, обогащаясь духовно, видеть красоту мироздания. Ларисе это было по душе, поэтому и училась она на «отлично», а ее фотография всегда висела на Доске почёта. Заканчивала музыкальную школу Лариса у преподавателя Софьиной Галины Николаевны.
Поскольку Лариса всегда была натурой прагматичной, рациональной, то после окончания школы она составила себе четкий план: если не удастся поступить туда, где музыка царит, то будет поступать в политехнический институт, а если и туда не получится, то пойдет работать на хлебокомбинат, где так изумительно пахнет сдобой… и будет учиться заочно. Но, ни политеха, ни хлебокомбината в её жизни не случилось. Она с легкостью поступила во Владимирский государственный педагогический институт на музыкальный факультет.
Училась легко, хотя недельная нагрузка превышала 40 часов, а 50% учебного плана совпадали с консерваторским курсом. Студенческая пора – один из самых ярких периодов жизни. Ты молод, полон сил, получаешь много знаний, общаешься с уникальными педагогами. А педагоги – действительно мэтры, корифеи, личности высочайшего уровня.
Евгений Александрович Финченко преподавал историю музыки. Виртуоз своего дела, артист, который не только знал досконально предмет, но и каждую свою лекцию превращал в яркий спектакль, представление. Он входил в роль, словно сам был участником событий. Бетховен, Бах, Шостакович! Он мог говорить о них часами. Стоит ли говорить о том, что все студенты его просто обожали.
Лина Петровна Вейлерт – умная, красивая женщина, немка по национальности. Она вела хор. И никогда ни на кого не повышала голос. Говорила практически шепотом, и огромный хор сидел так тихо, как только мог, чтоб не пропустить ни единого слова, сказанного ею. По мнению Ларисы Васильевны, именно она научила ее петь – распеваться, интонировать, находить правильную опору для дыхания, вокальную позицию.
Педагогом по дирижированию был Борис Александрович Молдавский, ученик знаменитого Клавдия Птицы, начинавший свою карьеру в Большом театре.
Их было много и о каждом она помнит, а о том, как учились и дружили – отдельная история, которую Лариса Васильевна пообещала описать в своей книге, после выхода на пенсию. И глядя на всё то, что она делает, охотно в это веришь.
4 года учёбы пролетели, а дальше были госэкзамены, которые она сдала на одни «пятёрки», выпускной, распределение на работу. 15 августа 1977 года спозаранку она отправилась в Ярославское ГОРОНО, чтобы получить направление на работу в Ростовское музыкально-педагогическое училище. На автобусе доехала до Александрова, затем на электричке – до Ярославля. В этот день она успела устроиться на работу, заселиться в общежитие. И началась ее трудовая жизнь. Лариса осталась в прошлом, в настоящем была Лариса Васильевна.
В общежитии поначалу пришлось жить рядом со студентами. Ростов Великий – один из старейших городов Руси. Строения в нём тоже старые. Общежитие располагалось в бывшей женской гимназии постройки XIX века. Отсюда – безумная высота потолков. Вода – только на первом этаже. А еду готовили в комнате на электрической плитке. Вёдра с водой приходилось таскать по узким лестницам с высоченными ступеньками на третий этаж. Всё это можно пережить только в молодые годы, когда ко всему привыкаешь и даже находишь место для романтики – совсем рядом находился всемирно известный Ростовский Кремль.
В училище Лариса Васильевна вела уроки фортепиано, дирижирования, была концертмейстером. Нагрузка – 2,5 ставки. К этому прилагалась еще и общественная: она возглавляла студенческую агитбригаду, с которой исколесила по бездорожью весь Ростовский район. Доводилось руководить и хором солдат в воинской части, и студенческим – в сельхозтехникуме. Но всё равно было свободное время! Поэтому она пошла на курсы экскурсоводов (Ростов был полон туристов) и некоторое время водила экскурсии. А ещё выучилась играть на балалайке-секунде. Играла в составе педагогического оркестра русских народных инструментов, пела в хоре. На каких только подмостках она не выступала в составе этих коллективов! Они часто занимали первые места в конкурсах. Наградой были трёхдневные поездки в Ригу, Тулу, Владимир, Москву и др.
Жизнь такая яркая! И ей не сиделось на месте. Активная, жизнелюбивая, энергичная… Таких парни не пропускают. Она выходит замуж. В 1984 году родился сын Степан. А в 1985 году она вернулась из Ростова домой, в Кольчугино, и была принята на работу в музыкальную школу преподавателем по классу специального и общего фортепиано. Постепенно набиралась опыта работы с начинающими пианистами, стали появляться результаты. Каждый школьный день для нее – это поиск путей в творчестве, выдвижение инновационных принципов и методов обучения и воспитания и, конечно же, познание нового. Находилось время и для творчества. До недавних пор она пела в вокальной группе преподавателей. 16 лет занималась аэробикой во Дворце спорта, 7 лет пела в церковном хоре. По инициативе творческого человека Вадима Николаевича Романчука в начале 2000-х была организована серия тематических концертов. Лариса Васильевна не только была ведущей, но и писала к ним огромные литературные сценарии, которые должны были объединить все номера и отразить тематику.
Много лет она сотрудничает и дружит с преподавателем КПК Ольгой Борисовной Галкиной – человеком творческим, интересным. Литератор по профессии, Ольга Борисовна прекрасно поёт. Их дуэт не раз покорял кольчугинцев своими выступлениями на различных сценических площадках.
С 1998 года Лариса Васильевна работает в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В дружном союзе и при грамотной профессиональной поддержке директором школы Заслуженным работником культуры Российской Федерации Куренковой Ириной Дмитриевной успешно решаются задачи по художественному образованию, личностному развитию, творческому и профессиональному самоопределению подрастающего поколения, бережно сохраняются лучшие традиции школы. При этом Лариса Васильевна имеет и педагогическую нагрузку. Она, по-прежнему, учит детей любить музыку, в то время как сама музыка заставляет постоянно искать в ней новые грани содержания, пути к её пониманию.
44 года Лариса Васильевна служит одному из красивейших видов искусств – музыке. Той, что чарующими волшебными звуками способна дотронуться до потаённых струн человеческой души, наполнить сердца гармонией. За это время она обучила около 100 пианистов, а это немало – ведь каждому она отдала частичку своей любви, своего сердца. Со многими до сих пор поддерживает дружеские отношения, встречается, общается. И все эти годы Лариса Васильевна чувствует себя «на своем месте». Изо дня в день, из года в год она трудится, отдавая свои силы, знания и умения воспитанию детей, проводит на работе большую часть сознательной жизни. Здесь ее окружают хорошие люди – коллеги, любимые ученики. Жизнь в окружении молодого поколения не дает стареть, заставляет держать себя в тонусе.
Но в ее жизни есть ещё и семья. Сын Степан давно уже вырос, окончил Кольчугинский техникум по специальности «кабельщик», а также Владимирский колледж культуры и искусства по специальности «звукорежиссёр».
Семья – поддержка и опора для Ларисы Васильевны. Близкие всегда рядом. Раньше это были мама и Степан, теперь к ним добавились внучки Даша и Маша.
«Мне везло, мне всегда по жизни везло, хотя, может, это и необъективно. Я нашла свое дело, свое призвание. Не каждому такое выпадает, – подводит итог Лариса Васильевна. – Особые слова любви и благодарности – моей маме Лидии Ивановне Мавриной. К сожалению, её уже нет с нами. Её трудолюбие, порядочность, честность, отзывчивость, чуткость, душевная красота, терпение сохраняются в памяти всех, кто её знал. Она была уважаема на работе. Она была старшей сестрой в семье с семерыми детьми, а значит, опорой родителей. Она была самой лучшей, заботливой, любящей и любимой мамой, бабушкой, прабабушкой. Если есть во мне хоть часть её достоинств, то я – счастливый человек».
Е. Мурзова, газета “Голос кольчугинца” №11 от 24.03.2021