«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей,
Только от жизни, от жизни собачьей собака бывает кусачей!»
Ах, как прав Ю. Мориц, написавший про самый «Огромный собачий секрет»! Этим секретом в совершенстве владеет и кинолог, судья по рабочим качествам и спорту с собаками Международной кинологической федерации (IKU) и Союза кинологических организаций России Павел Кокарев.
Он из семьи охотников и не помнит в своей жизни момента, когда бы в ней не было собак. Служебник немец по кличке Амур по полям и лесам, конечно, не бегал, но лаек и спаниелей было предостаточно. С ними семья Кокаревых прошагала весь «куст» от Князей – это старое название д. Новофролово, Бакинца, Новофетинино до Фомино. Места там изумительные. Были. Это сейчас там можно заплутать среди многочисленных неубранных делянок, а раньше лес стоял стеной, и дичь в нем водилась. Павла с детства брали на охоту – правда, вместо ружья у него была палка, но не суть. Старшие учили «читать» следы, ходить бесшумно по лесу, подходить к зверю с подветреной стороны, а еще понимать четвероногого компаньона, страстно влюбленного в охоту, понимающего с полуслова – ведь для собаки нет лучшей награды, чем возможность поохотиться. Тогда никто и предположить не мог, что для Павла общение с собаками станет делом его жизни.
Он всегда хотел иметь свою собаку, но высокая степень ответственности не позволяла этого. И лабрадор-ретривер палевого цвета по кличке Зидан появился у Павла только в двадцать лет.
Сначала крутая собака по кличке Дэйси с хорошей породной линией появилась у его друга. А первый ее щенок – самый шустрый, но упертый, настырный, во всем первый – приглянулся Павлу: он не любит чересчур покладистых собак.
У породистых собак щенки, как правило, имеют клички на определенную букву. Она выбирается по порядку, который соответствует номеру данного помета. В случае с Павлом это была буква З. Зидан получился отнюдь не от сильной любви Павла к футболу, а путем соединения имени друга – Даня и слога Зи. Даня – Зиданя, Зидан. Сейчас ему 10 лет. За это время Зидан принимал участие в многочисленных выставках и соревнованиях, получил не один чемпионский титул, объехал три страны, полтора года жил вместе с хозяином в Финляндии, прыгал с парашютом, ходил на паромах, ездил на квадроциклах, самых скоростных поездах и метро. Свою первую утку он принес Павлу в 7 месяцев. Зидан – превосходная подружейная собака, которая ни разу не оставляла своего хозяина без трофея. Забегая вперед, отмечу что всю свою жизнь пес обходится без намордника и поводка, хотя хорошо знаком с этими неизменными собачьими атрибутами. Он комфортно чувствует себя не только в лесу, но и в местах большого скопления людей. Абсолютно спокойно может принести с болота утку во время охоты и в тоже время никак не реагировать на нее, прогуливаясь с хозяином возле пруда. В Хельсинки эта рабочая охотничья собака равнодушно взирала на зайцев, резвящихся в траве городского парка. И при этом своего любимца Павел называет «настырщина»!
Чуть позднее пару Павел – Зидан разбавил джек рассел по кличке Танчик. Это «стихийное бедствие», которое грызло всё и вся, было привезено из Белгорода в возрасте 2,5 лет. Павел решил, что справится с двумя «ребятами» и у него не было и тени сомнения в том, что они подружатся. Вскоре от хулиганских выходок шустрого Танчика не осталось и следа, а сам он любил устроиться между лап более мощного и снисходительного собрата и поспать, свернувшись калачиком. Отважный и бесстрашный Танчик прожил у Павла четыре года, пока однажды на охоте при схватке с барсуком его не завалило в норе.
Недавно тандем вновь превратился в трио. Сегодня у Павла новый друг и воспитанник – мощный итальянский кане корсо по кличке Лёлик. До него собака сменила две семьи – отказывались из-за ее агрессивного поведения. Павел сам в качестве волонтера пытался пристроить собаку в семьи, и в лучшем случае монстра Лёлика, а таковым его сделали люди, ждала жизнь в вольере или в сплошной вязке. Но Павел, понимая, что собака рабочая и для нее нужна крепкая рука и порядок в голове хозяина, забрал его себе.
Первое время было не без проблем. У Лёлика было много сформированных нежелательных реакций. На образование новых и угасание старых требовалось время, Павлу приходилось показывать, что он хочет от собаки. А самое главное – добиться от пса не реагировать на других. Этого можно достичь путем отсутствия реакции у проводника на нежелательное возбуждение собаки, переключив ее внимание на команду знакомую, изученную ранее. При этом Павел не сторонник жёстких мер в отношении с собакой. По его мнению, это удел слабых духом людей. Заводя собаку бойцовских пород, надо и самому быть бесстрашным.
Лёлик по началу неоднократно пробовал хозяина «на зуб», проводил атаку, но Павел и сам крут – реакции на агрессию не давал, чем тормозил собаку. У этой породы своя особенность – врожденное недоверие к человеку, хотя со своими инстинктами и потребностями она выведена и ориентирована на охрану и защиту. Хозяин должен закрыть эти потребности, чтобы комфортно жить с собакой, что Павел и сделал. Пес успокоился, привык, почувствовал заинтересованность в нем, а главное – защиту, ведь по природе своей, вне зависимости от породы, собаки боязливы. В последнее, глядя на огромную морду Лёлика, верится с трудом.
Сегодня это серьезная рабочая собака, способная грудью защитить своего хозяина от любой опасности, адаптированная под него и беспрекословно ему подчиняющаяся. И таким он стал только под чутким руководством Павла. Из злого агрессивного пса Лёлик превратился в чемпиона России и призера соревнований – аристократичного, воспитанного, элегантного, статного Лорда (именно так значится его кличка в родословной). И хотя агрессия никуда не делась, вымещает он ее исключительно на площадке для дрессуры: этот хвостатый гладиатор в пылу схватки смыкает свою челюсть на рукаве кинолога, облаченного в защитный костюм, либо участвуя в Большом русском ринге, где должен защищать хозяина от двух и более нападающих. Он собран, серьезен, ждет от Павла команды подкрепления либо запрета, но действия предпринимает исключительно сам. Поэтому частенько Лёлик отбивает охоту у особо прытких и самонадеянных друзей Павла, желающих пощекотать себе нервишки прогулкой с крепким рабочим псом, и просто волочит их за собой.
Вообще, в жизни Павла серьезно настроенных псов хватает. Его часто просят помочь «договориться» с агрессирующей собакой: то азиат не пускает на порог дома всю семью, то доберман «жрет» хозяина, завидев в руках того когтерез, а бывает, что необходимо перевезти пса на новое место жительства. Павел не отказывает. Занимается он этим делом давно, а значит причинно-следственные связи выстраивает на раз, да и успокоить собаку может как никто другой. И вот пес, недавно с остервенением кидавшийся на всех, прикрыв глаза и прижавшись к боку кинолога, отправляется в путешествие. Он спокойно едет к месту назначения, подбадриваемый тихим, но твердым голосом Павла: «Ну, что ты, парень, разнервничался? Все будет хорошо. Ты же хороший!».
Павел говорит, что нет ни плохих, ни хороших, ни глупых, ни умных собак. Есть люди, которые любят собак, есть те, кто не любит, а есть и третьи, которые «подлюбливают». Вот благодаря двум последним категориям очень часто собаки и оказываются на улице: наигравшись со щенками, животное выставляют за дверь. Павел любит собак, а потому волонтерит и подкармливает «беспризорников». Считает, что решить эту проблему можно отчасти чипированием собак, что облегчит задачу в плане установления владельца, отчасти – размещением в приютах, но не в тех, где расчет прост – чем больше собак, тем больше денег. Раздать собак в семьи и доплачивать на корм – тоже вариант, но самое главное, по мнению Павла, переломить отношение, воздействуя на молодые умы. Чем, собственно, он сейчас и занимается. На своих уроках, куда он зачастую приходит с Зиданом, школьникам Павел доходчиво объясняет прописные истины: собаку следует заводить не просто так, а осознанно, она не игрушка, а друг – но только в том случае, если человек ей друг. Профориентационная работа призвана заинтересовать детей и научить правильно общаться с собакой. Но главное – дает детям возможность полюбить и не бояться собак. Уроки проходят во всех школах города и района. Кроме того, для всех без исключения есть канал «Собаки Павлика», где он делится интересными видео жизни своих четвероногих друзей – Зидана и Лёлика. «Пособие по воспитанию и дрессировке» П. Кокарев писал для себя, собрав воедино и структурировав всю имеющуюся информацию. Оно, подкрепленное рецензией Международной кинологической федерации (IKU), «ушло влёт», пришлось даже переиздавать.
Сейчас Павел получает второе высшее образование по специальности «зоотехния». В планах – создание специализированной площадки для дрессуры и занятий троеборьем.
Интересуюсь: «Так в чем же он – «огромный собачий секрет»?
– В первую очередь, в любви человека к собаке. Планируя завести домашнего питомца, следует правильно оценить свои возможности: физические, финансовые и временные.
Надо понимать, что после того, как в твоей квартире появится мохнатое, хвостатое «чудо» – жизнь изменится коренным образом, и ближайшие 10 – 15 лет ты будешь принадлежать не только себе любимому.
На сегодняшний день у всех проблема одна: люди очеловечивают собак и в силу личностных обстоятельств заводят себе еще одного члена семьи – «ребенка». На первых порах щенка активно балуют, сюсюкаются с ним, умиляются, находя своего любимца в постели. Собака растет и, наигравшись, человек перестает воспринимать ее шалости – пожеванные тапочки, оторванные обои, разорванные подушки и диван – как что-то само собой разумеющееся. Его начинает это раздражать, а подобные демарши у собаки происходят все чаще и чаще в силу отсутствия внимания со стороны человека.
Большое значение при выборе собаки имеет ее порода, характер и темперамент. Из добермана не получится сделать охотника, из гончей – охранника. А если человек сам лентяй и привык сидеть на диване, то по темпераменту ему больше подойдут собаки флегматичных пород. Таким собакам можно уделить всего полчаса в день, а дальше можно вместе сидеть на диване у телевизора. В тандеме человек – собака 70% усилий должен приложить человек, 30% – собака. В этих 30%: 20% – генетика и только 10% – навыки, которые развили. А посему, начинать заниматься ее воспитанием следует с 2 месячного возраста. Характер у собаки формируется с 2,5 – 3,5 месяцев. Именно поэтому сначала человек должен провести начальную воспитательную работу, образовав у щенка первоначальные ответные реакции поведения: с 4 до 6 месяцев – начальный курс дрессировки, с 6 до 9 месяцев собаку дрессируют контрастным методом, а в год сдают норматив (ОКД). Мышление собаки – уровень 5 летнего ребенка, чтобы она что-то поняла – нужна система, где любое действие, которое совершается с собакой, повторяется от 30 до 40 раз.
Выработка ответной реакции происходит в промежутке от 0,5 до 2 секунд. За это время следует дать команду, показать, как это сделать, выполнить вместе с ней. На одном занятии можно сделать 5-10 повторений одного упражнения с промежутком на отдых порядка 5 минут.
Со временем собака адаптируется под хозяина. Она не должна бояться, она должна уважать, а уважать она начнет, когда начнет доверять – то есть когда каждый день вы будете ее выводить, мыть лапы, вычесывать, по мере необходимости стричь когти, насыпать в миску корм, наливать воды, уделять ей время. Наказывать, а тем более бить, собаку нельзя. Она вряд ли будет легко выполнять команду «ко мне», если человек кричит, дергает за поводок или хлещет им по любимцу.
Это у человека есть чувства, у собаки – эмоции, они эмпаты и легко считывают настроение хозяина. Поэтому не стоит наивно полагать, что если собака виновато прячет глаза, то она поняла за что наказана: нет, она просто реагирует на тембр голоса человека. Здравомыслящие люди понимают потребности собаки, у которой нет цели «насолить» хозяину, и агрессию она не проявляет без причины.
В завершение нашего разговора Павел дал пару советов по поводу того, как действовать при встрече с бродячими псами:
– Дворы, где сердобольные бабушки кормят собак, лучше обходить стороной: собаки, как правило, территорию кормежки считают своей и защищают ее как могут.
Если собака все же оказалась рядом с вами – не стоит кричать, смотреть ей в глаза, поворачиваться к ней спиной, бежать, размахивать палками, сумками, зонтами: у собак развит охотничий инстинкт, и побежать – значит включить его. Иногда стоит сохранить самообладание, и они теряют интерес.
В случае нападения сумки, зонты, одежду нужно выставить вперед, чтобы закрыться от животных, либо подставить для укуса, а после него поддаться собаке, притворившись, что сдались. Это ставит собаку в тупик. Но лучше никогда не попадать в такие ситуации.
Всем желаю всех благ и послушных собак!
Подготовила Е. МУРЗОВА
“ГК” №5 от 14.02.2024