12 февраля на плановом совещании при главе администрации Кольчугинского района А.Ю. Андрианове был заслушан доклад и.о. начальника Управления образования Е.Ю. Прокофьевой на тему «Цифровая трансформация образования». Предлагаем его вниманию наших читателей.
Цифровая трансформация является одной из национальных целей развития РФ до 2030 года и связана с достижением «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также увеличением доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде.
В образовании цифровая трансформация связана с созданием единого образовательного пространства, создание которого подразумевает: верифицированный (проверенный) цифровой образовательный контент; безопасное использование цифровых технологий; регламентацию порядка использования цифровых технологий; универсальные и общедоступные цифровые инструменты.
Достижение трансформации осуществляется через реализацию ряда федеральных проектов: «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» национального проекта «Образование», «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Одной из составляющих цифровой трансформации является цифровая образовательная среда (ЦОС), понимаемая как совокупность программных и технических средств, необходимых для реализации образовательных программ.
Целью цифровой образовательной среды является обеспечение равных условий доступа к качественному образованию детей вне зависимости от места их проживания, усиление традиционной школы современными цифровыми технологиями. То есть цифровая образовательная среда – материально-техническое условие цифровой трансформации образования.
В рамках программы «Цифровая образовательная среда» в Кольчугинском районе все общеобразовательные организации (школы):
– обеспечены высокоскоростным интернетом (100 мбит/сек – городские, 50 мбит/сек – сельские);
– оснащаются техникой – ноутбуками, МФУ, учебными классами для работы с цифровым образовательным контентом.
В 2024 году в рамках ЦОС будут оснащены 6 школ – №4, Бавленская, Большевистская, Литвиновская, Новобусинская, Макаровская.
К 2024 году созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в трех школах района – Бавленской, школах №5 и №6, Центры образования естественно-научной и технологической направленностей – в шести школах: №1, №2, №7, Завалинской, Павловской, Стенковской, еще две будут созданы в текущем году – в школе №4 и Макаровской основной школе.
Цифровая трансформация образования происходит через использование в цифровой образовательной среде различных цифровых инструментов, которые позволяют обеспечить равный доступ к качественному образованию (качественной проверенной цифровой информации) всех учащихся и их родителей, а также меняет структуру труда учителя – высвобождает время для работы с учениками (рутинные процессы занимают в неделю более 17 часов времени педагога).
Цифровые инструменты:
1. ФГИС «Моя школа» – государственная информационная система, состоящая из набора личных кабинетов пользователей, интерактивных уроков, тестов, электронных учебников, виртуальных лабораторий. Назначение «Моей школы» состоит в обеспечении доступа пользователей к реализованным технологиям и их включении в «традиционный» образовательный процесс.
2. Библиотека образовательного цифрового контента – синхронизирует и расширяет содержание учебников, включенных в ФПУ, опирается на современное состояние науки и технологий.
3. Коммуникационная платформа «Сферум» и мессенджер VK – используются для обеспечения безопасной связи с родителями и учениками. Это единственная платформа, которую можно использовать.
4. АИС «Электронная школа» – электронный журнал/дневник.
5. Сервисы на основе нейросетей – «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя».
6. Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) для записи в образовательную организацию, ГИА, подачи апелляции, получения информации об успеваемости, участие в ВКС.
7. ФИС ФРДО – Федеральная Информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации…».
Цифровая образовательная среда имеет ряд преимуществ для пользователей:
– для учителя это, прежде всего, упрощение процессов планирования и подготовки к урокам, возможность использовать на уроках интерактивные задания, создания собственных материалов, применения цифровых домашних заданий с полу/автоматической проверкой;
– для ученика – возможность использовать качественный верифицированный образовательный контент и сервисы (ВКС, чаты и пр.), познавательный интерес, выполнение эффективных интерактивных домашних заданий;
– для родителей – осуществление мониторинга образовательного процесса и результатов ребенка, упрощение получения услуг.
Для того, чтобы получить положительный эффект от использования цифровых инструментов, нужно научиться ими пользоваться. Первое, что необходимо сделать ученикам и родителям (учителя этот этап уже прошли) – зарегистрироваться во ФГИС «Моя школа», в ИКОП «Сферум», второе – связать аккаунты Электронного дневника и ИКОП «Сферум». Все инструкции по регистрации размещены на информационном портале «Электронное образование Владимирской области» – https://образование33.рф/ (раздел «ФГИС «Моя школа»). Также помогут зарегистрироваться учителя – администратором школьной системы является директор школы, нужно обратиться к нему.
По состоянию на 12.02.2024 доля зарегистрированных обучающихся образовательных организаций в «Сферум» – 67%; доля обучающихся, связавших аккаунты ЭЖД и ИКОП “Сферум” – 6,7%; доля учеников в ФГИС «Моя Школа» – 26%; доля активных учеников ФГИС «Моя школа» (от общего числа) – 1,72%. Поэтому наши задачи – обеспечение обновления материально-технической базы школ, в том числе в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда», и применение оборудования в образовательном процессе; 100% подключение к ФГИС «Моя школа» и ИКОП “Сферум” школ, детских садов, колледжей, организаций дополнительного образования; 100% размещение школьных чатов в ИКОП “Сферум”; исключение использования зарубежных мессенджеров в образовательных коммуникациях.
“ГК” №5 от 14.02.2024