Сегодня мы завершаем публикацию рассказа Юлии Загоруйко «Это настоящее приключение».
Начало см. в «ГК» от 04.10.2023, 11.10.2023
РАЗГОВАРИВАЮТ С ДУХАМИ
Сегодня собирались на рыбалку. А Люба, экскурсовод, очень интересно рассказала, что, по поверью, есть дух воды Визиижант. Его никак нельзя обидеть, если хочешь наловить рыбы. Когда идешь к воде, нельзя наступить на водоросли – это волосы водяного, нужно аккуратно обойти их, чтобы не разгневать владыку. Рыбу на рыбалку в качестве еды брать нельзя. И, если хочешь наловить, нужно задобрить духа.
Вот и наши рыбаки отправились на баркасе. Стоят на воде часа два, а рыбы и не поймали. Наверное, не сумели задобрить водяного. Что-то не так сделали. Вот хоть верь, как говорится, хоть не верь.
Теперь, собираясь в тайгу за лечебным мхом, вспоминаю слова экскурсовода снова: «Если ты идешь в лес, не бери больше, чем тебе надо, чтобы не обидеть лешего. Со словами: «Помоги мне, леший, отправляйся в лес по своим делам!».
Вот и я решила воспользоваться поверьями вепсов. Точно могу сказать: леший позволил взять не только мха, но и шишек помог, с горсточку большую, зеленых найти, а это большая удача. Варенье из них доброе получится.
Иду по тайге, а сама снова вспоминаю удивительную экскурсию. Все поверья настолько необычны! А ведь верили же в них. И жили, соблюдая все из века в век. Я даже не удивлюсь, если и сейчас есть такие люди в тайге, которые еще живут по старым традициям, которые им завещали предки.
Конечно, к охоте и рыбалке относились особенно трепетно. Это основной промысел. Земледелие здесь совсем не развито – неплодородная земля. Но всегда держали вепсы много скотины.
Что самое интересное: в зиму, под столешницу в деревянную клетку пускали кур, чтобы яйца были всю зиму.
Я уже представила: сидишь вечером при лучине, а тут курица спать пристраивается на шесте… Перебирает лапками, вычищает перышки. Тепло ей тут. Хорошо. Что еще нужно пеструшке?
Меня очень удивило, что если рождался ребёнок, мальчика заворачивали в рубаху отца, а девочку – в платье матери, чтобы от родителей весь дар и способности передавались младенцу. И уже в младенчестве сватали невесту. А как приходил возраст 15 лет, играли свадьбу. На свадьбу приглашали священника, чтобы обвенчал, да колдуна. Считалось, если не пригласить колдуна, то пошлёт проклятье по воздуху.
Много поверий сохранили вепсы до нас, но многие уже уходят из современного быта.
Всегда избе уделялось особое отношение. Бог – в красном углу, домовой – под печью, там, где тепло. На порог не наступали, считалось что порог – между мирами. Поэтому, когда ребёнок рождался, клали его на порог, чтобы познакомить с мирами.
Если был в доме покойник, обязательно ставили на порог.
Считалось, что после смерти человек не будет беспокоить живых. Так был отлажен быт вепсов, так жили много веков. До сих пор дома украшают берегинями и чтут традиции своего народа.
Нам проводила экскурсию Люба, она вепс. Это удивительная девушка – светлая не только волосами, но и душой, её голубые глаза отразили в себе цвет воды. И вдруг казалось, что мир, в котором находимся сейчас, повернулся назад, в далёкое прошлое.
Мы приехали в делянку, и я замечаю, что туристы на порог не наступают, что они с осторожностью ходят по тропинкам тайги и бережно относятся к дарам духа воды Визиижанту.
ДОТЫ
Доты – финские укрепления, которые остались со времен войны, манят своим совершенством военного времени далеких лет. Мы отправляемся в путь к истории. Прогулка ещё та. Конечно, дорога накатана, машины здесь иногда проезжают, но скорее внедорожники… Зверь, как я заметила, непуганый. Проходим почву мягкую, влажную. Видим след от резиновых сапог. Аккуратно ступаем след в след. Проходим дальше. В лес не сходим – только следуем накатанной трассе.
Через два с половиной километра на дороге влажная почва. Значит, где-то ручей или лесная речка. Что-то насторожило нас. Чувство тревоги и опасности не покидало всю дорогу. Взгляд скользнул вниз. Вдруг замечаем следы зверея. Кто это? Все стали рассматривать. Это круглая вмятина – пяточка, а это пять пальчиков. Кто знает!? Это след МЕДВЕДЯ? И, конечно, это был след медведицы…
Наш отряд из семи человек разделился на две части. Вспоминая рассказы Сергея, я понимала, что лучше уйти из леса. Дикий зверь непредсказуем. Теперь наш путь резко повернул обратно. Я, Анна и Сергей (муж Анны) пошли к машине. Без провожатого, без ружья прогулка по тайге становится опасной! Это уже не наш лес, не те прогулки, к которым привыкли мы. Теперь, на обратном пути, замечаю больше, чем это было чуть раньше. Два километра от трассы в тайге, тропы и маленькие, и побольше. И след разного зверя – вот маленькие следы кабана, а это – лося.
Почему-то дорога теперь кажется длиннее, нежели когда шли в тайгу. Наверное, с громкими песнями мы не заметили течение времени.
Добавили шаг. Опять то место, где мы проходили след в след. Почва здесь мягкая… След остаётся быстро! Теперь взгляд пытливо замечает каждую мелочь, опасность. И в этот, самый неподходящий момент, вдруг зазвонил телефон, хотя здесь, в тайге, связи нет от слова совсем. Все вздрогнули. Смотрю. Незнакомый номер:
– Алло! Я вас слушаю!
– Здравствуйте, это Почта банк…
Я сразу сбрасываю. Ну, вот как это?! «Закон подлости» в действии!
Здесь проходили минут 15-20 назад и нас ничего не насторожило. А теперь здесь красовались следы маленького медвежонка, они были свежие. Скорее! К машине! Чувствуем присутствие медведицы.
Видно, этого медвежонка привлекли песни, которые ребята пели, заходя в лес – с надеждой отпугнуть зверя. А оказалось наоборот – маленьким медвежатам стало интересно познакомиться с нами.
Машина не хотела слушаться, открыть сразу не получалось. У нас паника.
– У кого телефон? – спрашивает Анна. – Отправьте сообщение об опасности остальной группе.
– Уже! – отвечаю я. Но позвонить не получается. Нет сети. Один шанс, что сообщение отправится.
Сидим в машине. Окно чуть приоткрыто. Взгляд направлен в тайгу, пытливо всматривается туда, где есть пространство между деревьями и кустами, чтобы лучше рассмотреть. Кто там? Только медвежонок или есть и его мама?
Лес – дом зверей, это тот мир, в котором другие законы жизни, которые необходимо соблюдать человеку и знать, прежде чем заходить в чащу леса.
МАШКА
Приехал хозяин делянки. Рассказывает нам о той медведице, следы которой мы встретили в тайге. Оказывается, она давно научилась жить по соседству с человеком. Каждый соблюдает законы тайги и не нарушает границы территории.
Совсем недалеко есть домики рыбаков, и охранник, который там работает, рассказывал дяде Саше:
– Ходит медведица совсем рядом. Иногда её даже видно. Встанет на задние лапы, посмотрит в нашу сторону, принюхается и уходит в тайгу. Иногда приезжают чужие рыбаки, снимут домики, оставят свои вещи… А Машка тут как тут. Принюхивается издали. Кто тут такой? Свой или чужак? Если почует запах чужака, порыкивает недовольно. Сердится, значит. Даст о себе знать – не ходи, чужак, в лес. Я смотрю за тобой.
Дядя Саша помолчал немного, а потом продолжил рассказ:
– Да люди ходят в леса и за грибами, и за ягодой. Машка тут давно живёт, ей лет 8, наверное. Все наши тропки знает. Смотрит издали и не подходит.
Сижу и думаю… Вот и тайга. Вот и дикий лес. Так даже медведица принимает соседство с человеком. Конечно, нужно жить по законам тайги, а туристам необходимо знать эти законы природы, чтобы не навредить себе и тем людям, которые останутся жить здесь дальше.
Сегодня плохая погода. Дождь. Нам удалось посмотреть на тайгу не только в солнечную пору, но и в ветреную, дождливую. Лёгкая изморось то усиливается, то затихает. Лес будто спит. Если дождик стихает, начинают петь птички. Не бегают мышата, наверное, грызут то, что успели запасти… Лёгкое умиротворение природы действует и на человека. Словно магия тайги, меня клонит в сон. Дождавшись с нетерпением вечера, ухожу раньше положенного спать и просыпаюсь позже обычного.
ГЛАЗАМИ ТАёЖНОГО ЧЕЛОВЕКА
Днем раньше мы выезжали в Петрозаводск. Это большой, шумный город. С хорошо развитой индустрией. После тайги смотришь на этот шумный мир другими глазами. Здесь не надо смотреть постоянно под ноги, ступать осторожно и выбирать себе путь, чтобы не наступить на гадюку или медянку. Здесь не нужно «читать» следы, чтобы не выйти на территорию медведя или не наткнуться на медвежонка.
Это современный мир, и я смотрю на него глазами таёжного человека, который постоянно живёт по законам природы, в тиши, в которой не выжить горожанину. Огромный серпантин дорог, людей, суеты, магазины, театры, консерватории. Да! Теперь я понимаю Сергея, который говорит, что одного дня в городе достаточно, чтобы устать от него. Сразу хочется в тайгу, обратно.
Вечерами снова и снова заходит разговор про следы, которые нашли по пути к дотам… Повезло. Просто повезло. Скорее всего, это была Машка, о которой рассказал нам дядя Саша. Конечно, она опытная охотница и хорошая мать. Смотрела на нас издали и думала: «Эх, чужаки! Зачем так кричать на весь лес! Закон тайги один на всех!».
В тот момент там, на тропинке, я чувствовала себя совершенно беспомощным человеком, который не знает тайги, не знает леса, не умеет выживать в дикой природе.
Этот день не отпускал долго своими впечатлениями. Кто-то говорил, что видел метку на деревьях от медвежьих лап. А кто-то хотел вернуться обратно в тайгу и найти финские укрепления…
К НАШЕМУ БЕРЕГУ
Это тайга. Сливаешься с ней не только мыслями, но и дыханием с ветерком, который теперь поменял направление и дует к берегу. А это значит, что вся рыбка с глубины Онежского озера в бухте Заячьей губы теперь идёт к нашему берегу, к скалам. Рыбаки, готовь снасти!
Чтобы найти в тайге для рыбалки червяка, нужно постараться… Тут не просто горы. Тут камень на камне. То маленькие камни, то большие. Переворачиваешь, а там земли нет – там, под ним, ещё несколько камней.
Ищу снова. Снова пытаюсь отыскать почву, ведь и трава, и деревья растут на земле. Своими корнями прочно уходят вглубь между плотных камней – иногда диву даешься, как они так могут расти.
Копаешь непрерывно долго. И на промысел уже вышла половина рыбаков. Все пытаются найти наживку.
Погода с тепла сменилась на холод. Теперь то солнышко светит, то дождик идёт, и тепла нет совсем. Приходится подтапливать печь, чтобы в делянке не было сырости и стало теплее.
Наши рыбаки вышли на промысел с удочкой. Но Сергей, охранник, опередил всех, и поймал леща на 1,5 килограмма. Лещ огромный с большими глазками. Это уже отработанное мастерство ловли с берега. Но как делится мастер, везет не всегда. Вот она, удача! Наши тоже поймали, но не такого крупного.
После дождя перед домиком прыгают какие-то маленькие лесные птички, собирают жучков, которые вышли на поверхность. Смешно наблюдать за ними. Прыг. Прыг. Чив да чив. Перекликаются между собой, словно играют в игру, кто больше съест букашек.
А на ветках другие птички скачут. И повторяется всё тоже самое, только под кронами деревьев. Эти птички маленькие напоминают воробья, весёлые поскакушки безустанно ищут свою добычу.
Листва стала ярче, словно умылась дождём. Красота! А воздух?! Выходишь из домика, вдыхаешь полной грудью и радуешься жизни! Вот она, благодать. Вот вам и лето!
Когда спускают на воду баркас, идти на вёслах очень сложно. Ветер такой, что сносит быстро и далеко, то в открытое озеро с Заячьей губы, то к берегу на камни. Рыбакам приходится непросто.
Одно – удержать на месте баркас, а второе – не проследить клёв. Волна высокая идёт. Поплавок качает и сдувает, как пёрышко. Смотри, не упусти поклевку. Замерли. Ждём.
Но наш якорь нас подводит, и баркас сдувает до самого мыса. Эх! Вот незадача! Скорее на вёсла, и Антон начинает борьбу с ветром, борьбу со стихией. На руках уже мозоли, но путь пройден меньше, чем наполовину. Нужно грести сильнее. Стоим на месте. И с новым рывком борьба продолжается. Отдыхать совсем нельзя, нас снова унесёт далеко, и тогда придётся путь проделать сначала.
Борьба с ветром прошла успешно. Мы почти на причале. Снимаем две косынки с уловом. Теперь мы с ухой!
Время пролетает быстро и незаметно. Время тайги прошло, и, сменив одежду на городской вариант, отправляемся в обратный путь. Грустно расставаться с новыми друзьями: Сергеем, дядей Сашей, а главное с Эльгаром. Очень хочется вернуться. Тайга полюбилась до глубины души, до самого сердца. Это то место, куда непременно стоит возвращаться, это те края, тайну которых хочется узнавать все дальше и дальше.
P.S. Здравствуй, родной город. Шумные улицы. Опять в руке телефон. Смотрю одним глазом на тротуар, другим в телефон, читаю сообщения… Спешу по своим делам. А в душе надежно и крепко поселилась тайга. Она и манит, и греет сердце воспоминанием о прекрасных днях. И остается много вопросов о тех местах, о магнитных камнях, на которых стоит делянка… Как так бывает, что компас не работает, и выходит из строя современное оборудование?
Снимаю с шеи кулончик с монеткой вепсов. Что означают эти буквы на вепском языке? Изображение птицы – это счастье, удача, а обратная сторона? Мое желание узнать все о тайге и вепсах растет. Поисковик в телефоне забит разными страницами из Википедии. И я пытаюсь перевести язык вепсов…
“ГК” № 41 от 18.10.2023