Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

ЭТО НАСТОЯЩЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Продолжаем публикацию рассказа Юлии Загоруйко «Это настоящее приключение». Начало на нашем сайте по ссылке

За ужином

Однажды вечером, за ужином, на широком крыльце у дома собралась наша дружная компания, и наш друг Сергей, местный работник и лесничий, начал свой рассказ:

– Однажды, года два назад, недалеко отсюда поехали рыбаки на лесное озеро рыбачить. Не ожидали там медведя встретить. Да и медведь тоже, скорее всего, не ожидал такой встречи. Крепко досталось тем мужикам… Когда их нашли, пошли по следам в лес и в берлоге застали того медведя. Охотники его застрелили, нельзя такого зверя лютого в живых оставлять. Да потом его краном еле подняли! Был он метра два ростом. А голова – как вот этот пень. А весом – тонна.

А пень, на который показал Сергей, действительно огромный очень, от старого большого дерева, из него стол у мангала был сделан.

– А ещё в Шукшанино прошлой зимой 12 волков словили.
– Не может быть, – удивлялись туристы.
– Да! Они кочуют, сложно сказать, где в следующий раз застать можно этого зверя. Да там они поорудовали как надо! Весь курятник разорили. Так, по одной курочке, всех и перетаскали. И собак уничтожили. Люди боялись из домов выходить по вечерам…

За вкусным пловом да после баньки беседа шла не спеша да с большим интересом. Конечно, про тайгу городскому жителю очень интересно послушать! Это не в телефоне после работы время проводить.
– Как же вы тогда на улицу выходите? – Вдруг спросила Вика. –Вот мы ехали такими деревнями, что три дома стоят, и вокруг лес, ни заборов, ничего…
– Какие там заборы тебя в тайге спасут? – Засмеялся Сергей. – Зверь дикий сильный, то подкопает изгородь, то через неё перелезет. Из домов, как сумерки начинаются, уже и не выходят – часов в 8 вечера. Особенно зимой – и того раньше темнеет. И если ты в гостях засиделся, то остаёшься ночевать. Тебя дома уже и не ждут, и не ищут. Значит, нет тебя. Зверь словил. А если вернёшься, перекрестятся, скажут, слава Богу.
Сижу, слушаю, а в голове всё не укладывается, как так можно жить? Совсем рядом с диким зверем.
– А не так давно, прошлым годом, пошёл я в лес, время ягодное было, – продолжил свой рассказ наш новый знакомец, – да увидел клубок змей. Больше футбольного мяча! Все сплелись в один узел. А как меня увидели, так я не помню, как бежал по тайге со всех ног. И куда бежал, сам не знал. Заблудился. Два дня из тайги выходил. Дорогу искал. Хорошо хоть на ягодах выжил.
– А мы прогуляться хотели по тропинке, я вон там видела, – сказала Анна.
– Эх! Не советую. Здесь такие места, неизвестно, чья тропинка. Я тоже видел эту тропу, на человека не похоже, далеко в лес идёт, сложно понять, какого она зверя. Мы ходили, гуляли с Эльгаром, но недалеко, метров 500, не больше. Дальше идти не стали. Это лес. Нужно аккуратным быть.
– А вот говорят, что здесь есть медведица…
– Да, есть. Только увидеть её в лесу можно, если она сама позволит. Да ещё хорошо, если ноги унесёшь. Бегает она шестьдесят километров в час. А если попадёшь на ее тропу, и она следы твои увидит, по запаху придёт, потом и не прогонишь. Повадится.

Мы слушали с замиранием сердца – от страха и от интереса. Это совершенно незнакомый для нас мир. Но природа, которую хочется обнять всем сердцем и раствориться в ее красоте.

Беги, хворь, за тысячу верст

Каждое утро просыпаюсь рано. Белые ночи заставляют открыть глаза раньше обычного. И пейзажи Карелии манят своей красотой. Хочется скорее достать кисть и холст и рисовать, рисовать, чтобы домой привезти не просто сувенир – вместе с красотой этих просторов немного восточного рыбного ветра, запаха хвои и аромат сосновой делянки. Это земной рай, в который хочется непременно вернуться и раствориться без остатка.

Мышей здесь, на деревянной тропе, встретить можно часто. Особенно утром. Человека почти не пугаются. Иду, а она вот! Смотри! Прямо под ногами опять старается пробежать, словно в тайге больше места нет. Не перестаю этому удивляться и по утрам уже шушукаюсь с милыми веселушками, которые рады первым лучам солнышка.
Красота. Простор на тысячи километров вокруг. Я вдыхаю утренний воздух и вместе с ним заряд бодрости на весь день. Этого заряда мне хватает на несколько этюдов и немного на общение с товарищами.

А вода! Какая мягкая вода – такая же, как поющий песок! Вымоешь волосы, и они словно новую жизнь обретают, становятся мягкие, послушные и совсем не путаются. А если еще и банька истоплена, да с веничками… Мммм! Березовый – помягче, а дубовый – покрепче да подушистее. Поддашь парку! Эх! Беги, хворь, за тысячу верст!

Когда все туристы еще спят, прислушаешься к звукам природы. А тут птицы поют, перекликаются – то с одного дерева, то с другого. Шелестят высокие тонкие ясени. То громко, от сильного ветерка, то слабо, еле слышно, будто сами боятся разбудить кого-то. Смотрю на эти высокие деревья и думаю, как они растут тут, на камнях? Просто диву даешься.
Слышно издали, как плещется в озере вода. Вдруг где-то упала ветка. А теперь шишка. Кто это балует в ветвях? Присмотришься, а это проделки лесных птичек. Даже не успеваешь рассмотреть хулиганов, как они уже скрылись в листве.

И громко, кажется, что на весь лес, надрываются, пищат комары. Именно здесь они считаются самыми коварными и большими.

Сижу, почти не дышу, слегка только пишу строчку за строчкой. Красота! Эту музыку природы можно слушать и слушать!

Разговаривают с духами

Сегодня посетили этнографический музей вепсов. Это удивительный музей, где мы узнали культуру народа. Сколько всего интересного было в его быту и традициях! Теперь вепсы считаются исчезающей народностью, а их язык занесён в Красную книгу. Но здесь, в этой поездке, нам повезло, и мы имеем честь общаться с этими людьми.

Удивительно, что в их вере соединяется вера православная и вера в колдовство.

Ещё издавна, когда пекут хлеб, они разговаривают с духами. И до сих пор! Вепсы алкоголь не употребляли раньше, только репный квас, но бутылочку спиртного всегда держали дома. Как думаете, для каких целей? А всё просто – если заболеет скотина, это первое лекарство. Чтобы вылечить свою коровку, кормилицу, звали пастуха. Пастуха тогда наделяли магической силой, и считалось, что он может найти животное, если оно потерялось, или вылечить, если приболеет.

Теперь, сидя в делянке, я вспоминаю вчерашнюю экскурсию…

Продолжение следует…