Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Потомственный педагог, неравнодушный человек

Детей она любила всегда и уже в школе знала: работать непременно будет в сфере образования. Да по-другому и быть не могло: Лидия Васильевна Сергеева (см. на снимке) – из потомственной династии педагогов. Мама, бабушка, многочисленные родственники – все педагоги. Именно поэтому ее искреннее желание поступать в педагогический институт семья не приняла. Взрослые знали, насколько сложен и тернист путь тех, кто берет на себя смелость «сеять разумное, доброе, вечное».

В каникулы Лидия часто нянчилась с чужими детьми, играла с малышами, что-то придумывала, проводила элементарные занятия, считала работу с детьми увлекательной и интересной. Свой профориентационный тест она прошла в качестве младшего воспитателя детского сада. Не каждый может работать с маленькими детьми. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать многочисленные просьбы малышни, вытирать слезы, учить правильно одеваться и есть, следить за чистотой, собирать эту шебутную компанию на прогулку и успевать реагировать на выходки маленьких пытливых умов. Но Лидия испытание прошла. Решение было безапелляционным: пора в педагогический колледж.

Поступила, началось счастливое время студенчества – новые знакомства, курсовые, экзамены и ежегодная практика. За время учебы Лидия сделала вывод, что в школе ей делать нечего, а все потому, что ее больше всего тянуло к детям дошкольного возраста. «Заочка» позволяла заниматься тем, что ей нравилось больше всего: каждый день – детский сад, куча малышей, звонкий смех, детские забавы и первые успехи.
Время всегда ставит определенные задачи. Сложные 90-е отпечаток наложили на всем. Детские сады по всей стране, попавшей в глубокую демографическую яму, закрывались: рождаемость снизилась до самых крайних показателей. В группы ребятишки не набирались, дошкольные учреждения пустовали. Пришлось поменять сферу деятельности, ушла на завод «Электрокабель», где работала 10 лет инженерно-техническим работником, одновременно училась на менеджера. А потом грянул экономический кризис, оптимизация, вернувшая все на круги своя, вернее, Лидию в лоно детского сада.

Она довольно быстро подружилась с малышами, которые с радостью бежали обнимать ее утром и взахлеб наперебой рассказывали последние новости.

Тяжело было: и голос садился, и родители подопечных заставляли нервничать. Но дети компенсировали все и заряжали позитивом.

У каждого возраста своя особенность – и поведенческая, и психологическая, своя «изюминка». Старшие – почти школьники, и на первый план выходит подготовка к школьной жизни. Малыши – чистая книга, не вызывающие ничего, кроме позитива и умиления. Средний возраст – интересные, легко отзывающиеся на любую «движуху», дети. Для них важно чудо, обыкновенное чудо. Совсем как в известном фильме: «Они же еще мелкие. В чудеса верят. Вот и сотворите для них чудо. Хотя бы пустячное». Вот и творила Лидия, переквалифицировавшись в фею, а все ее манипуляции удавались на радость малышне.

Она не мечтала быть руководителем, ей нравилось работать старшим воспитателем. Ведь жизнь руководителя, его будни полны тревог и волнений, дерзаний и поисков. Это ежедневная проверка на мудрость, терпение, профессионализм и незаурядность. Но не зря говорят: «Никогда не говори никогда». Вот уже 10 лет Лидия Васильевна Сергеева руководит МБДОУ «Детский сад №6».

За время педагогической деятельности через ее руки и руки ее коллег прошли сотни маленьких детей. Многие малыши уже сами стали родителями и приводят своих деток в родной детский сад. И хотя минуло немало лет, но детсадовское время в их памяти сохранилось ярким. Недаром же бывшие воспитанники доверяют ей – человеку, оставившему заметный след в их раннем воспитании, самое дорогое – своих детей.

Лидия Васильевна с самого первого дня поняла, что быть руководителем непросто. Заведующий детским садом – это и педагог, и психолог, и бухгалтер, и юрист, и менеджер по персоналу, и завхоз. «Жизнь заставила меня и красить, и строить, и кадрами заниматься», – с улыбкой говорит она.

Неутомимый, творческий, идущий в ногу со временем руководитель. Утром, вечером, в обед среди множества важных и неотложных дел она находит время на то, чтобы пообщаться с детьми и воспитателями, родителями, поинтересоваться: «Как дети едят? Как спят? Все ли нормально?».
В этом детском саду, как и в любом другом, работают разные люди. Есть истинные профессионалы своего дела, опытные педагоги, есть молодые специалисты, начинающие воспитатели, есть прекрасные повара и помощники воспитателя. Все они – единая команда, принимающая участие в выработке и реализации важных решений и задач. Лидия Васильевна прекрасно знает уровень профессиональной подготовки всех своих подчиненных, чем живёт каждый член коллектива, всегда старается подчеркнуть их сильные стороны и отметить профессионализм.

С гордостью за своих коллег Лидия Васильевна рассказывала о воспитателях, занимающихся с детьми робототехникой: «Мы же хотим растить инженеров и космонавтов. Мы стремимся научить детей мечтать». Сегодня проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал. Поэтому воспитатели дарят детям самое ценное – время и детство. И они, в свою очередь, живо реагируют на все происходящее: с пяти лет лихо собирают робототехнические механизмы, устраивают соревнования, фантазируют и конструируют.

А еще коллектив ДОУ №6 хочет, чтобы дети не были «непомнящими родства Иванами», чтобы они хорошо знали историю – пока небольшого микрорайона, в котором живут. В этом им помогает образовательная программа «Моя малая Родина – Ленинский поселок». До эпидемии дети вместе с педагогами совершали экскурсии по Ленинскому поселку, с интересом слушая рассказ взрослых о разных достопримечательностях старейшего местечка нашего города.

Нынешнее время требует от каждого руководителя мобилизации сил, гибкости ума, принятия правильного решения. И Лидия Васильевна вновь сделала для себя непростой выбор. Она решила свою универсальность, постоянное стремление к самообразованию, спокойствие и уравновешенность, умение принимать твёрдые решения и нести за них ответственность, оптимизм и позитив направить за рамки детского сада. И это неудивительно. Со временем Ленинский поселок с его укладом, контингентом стал для нее по-настоящему близким, родным и понятным. Появилось желание что-то изменить в его облике. А когда появляется то, за что начинаешь болеть душой, силы и время как-то сами собой перенаправляются на решение определенных проблем, которые заботят не только общество, но и конкретного человека.

Но это уже совсем другая история.

Е. МУРЗОВА

“ГК” №27 от 21.07.2021