Всё началось 16 ноября с небольшого совещания, которое собралось по инициативе назначенного главы администрации Кольчугинского района К.Н. Мочалова. В нём приняли участие глава Кольчугинского района В.В. Харитонов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области А.В. Дюженков, заместитель председателя городского Совета, руководитель местного отделения партии «Единая Россия» С.В. Лапин, директор МУП «ТБО-Сервис» С.Ю. Мухин и представители прессы.
В ходе разговора К.Н. Мочалов поинтересовался, как ведётся контроль за завозом мусора на полигон МУП «ТБО-Сервис»?
– На въезде на полигон расположен пункт весового контроля. Там стоят электронные весы с таймером. Весовые показатели каждой машины на въезде на территорию полигона и на выезде с неё фиксируются в электронном виде, а также дублируются в специальном журнале. Всё это снимается видеокамерами, информация с которых идёт на собственный сервер предприятия. На сервере информация хранится 2-3 месяца, – сообщил С.Ю. Мухин.
– Возможна ли ситуация, при которой машина пройдёт на территорию полигона без фиксации её в журнале? – задал вопрос глава администрации.
– Теоретически такого быть не должно. В моём присутствии я такого не допущу. А о том, что делалось без меня, узнаю периодически просматривая данные с камер.
После этого глава администрации пояснил причину таких вопросов:
– Сейчас по городу распространяется слух о том, что новая власть пришла для того, чтобы пустить в район московский мусор. Я специально пригласил сюда главу района, руководителя местного отделения партии «Единая Россия», депутата Законодательного Собрания области и представителей прессы, чтобы предупредить Вас о необходимости усилить контроль. Машин с московским мусором там быть не должно ни в коем случае.
– Я за это отвечаю. Московского мусора у нас нет и не было. И ни одной машины с ним мы не принимали, – заявил на это руководитель МУП «ТБО-Сервис».
Для усиления контроля В.В. Харитонов предложил организовать вывод информации с видеокамер полигона на сервер «Управления районного хозяйства» или самой администрации. А глава администрации предложил журналистам местных газет посетить полигон и лично увидеть состояние дел.
Эта «экскурсия» состоялась 20 ноября. К тому времени подморозило, землю стало присыпать снежком. И что же мы увидели?
В первую очередь, конечно, пункт весового контроля. Со шлагбаумом, весами для машин под крышей и тёплым помещением для оператора. Это единственный въезд и вход на полигон. Со всех остальных сторон территория огорожена забором с колючей проволокой, а поскольку расположена она посреди леса, за которым никто не ухаживает, то вокруг её «охраняют» ещё и дебри с поваленными деревьями – почти засека. Роль внутренней охраны выполняет стая прикормленных собак средних размеров. В присутствии работников «ТБО-Сервис» зверушки были добрыми, даже хвостиками махали. Что было бы без местных сотрудников, мне проверять как-то не хотелось.
Через пару десятков метров от пункта весового контроля отсыпанная песком и утрамбованная дорога, как в былинах, делится на три направления. Налево пойдёшь – в бытовые помещения попадёшь. Направо пойдёшь – в небольшую низинку попадёшь. Это, так сказать, стратегический резерв полигона, ещё не занятый отходами. Ну, а прямо расположилось оно… Главное место полигона – территория захоронения твёрдых бытовых отходов (ТБО), которые не столь давно в соответствии с законодательством РФ были переименованы в твёрдые коммунальные отходы (ТКО). Как оно выглядит? Как холм, окружённый обводной канавой, проще говоря, не очень глубоким рвом. Канава нужна, чтобы ничего с полигона не утекло и никуда не просочилось. А холм, кстати, высотой совсем не поражал. Наверное, там несколько человеческих ростов. Точнее сказать невозможно, а руководство «ТБО-Сервиса» высоту не измеряло. Учитывая то, что на плоскую вершину холма ведёт по очень пологому подъёму утрамбованная дорога, ощущение высоты этого «рукотворного» сооружения вообще смазывается.
Плоскую вершину мусорного холма добросовестно «утюжил» бульдозер. Его задача – разравнивать и утрамбовывать привозимые ТКО. Куч мусора на этой равнине обнаружить не удалось. Разве что на краю с левой стороны лежала солидная горка строительных отходов. Но, как нам объяснили, она предназначена для пересыпки мусора.
Чтобы предотвратить возгорание и обеспечить последующую рекультивацию участка, мусор регулярно пересыпают грунтом, песком, строительными отходами. При нас приехала машина из МУП «Коммунальник». «Благоухала» со страшной силой. Её отправили разгружаться направо – в низинку. Это с очистных сооружений города привезли несколько тонн илистого осадка. Это отличный материал для присыпки мусора. Вот только воды в нём многовато. Поэтому перед использованием надо отлежаться и подсохнуть.
За тарахтящим бульдозером над лесом, как положено, вилась большая стая галок. Странно, что сам бульдозер и его работа их совсем не волновали. Сытые что ли? Или места с едой поприличнее знают?
Раньше полигон был заветной мечтой для любителей цветных металлов. Сами работники порой оставались после смены, чтобы поискать чего-нибудь металлическое. Последние несколько лет ситуация изменилась. Добровольные сборщики металлолома так добросовестно отсортировывают отходы ещё в контейнерах, что на захоронение ничего металлического уже не поступает.
Общая площадь полигона – 7,4 га, рабочая (где проводят захоронение мусора) – 3,6 га. Небольшой полигончик. Как раз под нужды нашего района. Недавно на областном уровне было принято решение об увеличении возможных объёмов захоронения. Новых объёмов району должно хватить примерно до 2023 года. Конечно, всё зависит от того, как будем «мусорить». Впрочем, как рассказал С.Ю. Мухин, в нынешнем году ООО «Хартия» вывезла ТКО даже несколько меньше, чем поступило за аналогичный период 2019 года.
Всё это, конечно, интересно, но мы-то, журналисты, сюда за московским мусором приехали. А как его узнать? Вон тот пакет из-под майонеза – его в Москве или в Кольчугино выкинули? Сам-то он не скажет. Приступили мы к директору МУП «ТБО-Сервис»: «Где Вы тут, Сергей Юрьевич, московский мусор прячете?». А он в ответ улыбается и руками разводит: показывает, что полигон-то небольшой, всё как на ладони видно. А московский мусор – это, прежде всего, огромные объёмы. Москва большая. Там одной-двумя машинами не обойдёшься. Для перевозки не мусоровозы используют, а «Тонары» с прицепами. А такой монстр, пожалуй, и через пункт весового контроля по габаритам не пройдёт. А если и въедет, то где ему разворачиваться?
– Полигон ведь на техническое состояние каждые полгода Росприроднадзор проверяет. Уж они бы сразу заметили резкий прирост захоронения ТКО, – убеждает нас С.Ю. Мухин. Звучит правдоподобно.
Помимо московского мусора мы говорили об утилизации автомобильных покрышек, о раздельном сборе ТКО, о возможностях организации сортировки мусора. Но это, как говорит Леонид Каневский, уже совсем другая история.
А. Герасимов, газета “Голос кольчугинца” №47 от 25.11.2020