Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Листая историю села Богородского… Часть 3

Продолжение. Начало см. в «ГК» №20 от 20.05.2020 и №26 от 01.07.2020

7. Вотчинники князья Приимковы

Дочь князя И.П. Барятинского в свое время была выдана замуж за князя Никиту Ивановича Приимкова-Ростовского. В списке вотчинников села значится новое имя – Рюриковича, потомка Великих Ростовских князей. В 1678 г. часть с. Богородского числится за окольничим князем Н.И. Приимковым-Ростовским. Князь Никита упоминается в разрядах с 1650 г. Был на службе у патриарха стольником, затем служил воеводой в Саранске. А с 1671 г. служил при Царском дворце, где получил чин окольничего, а в 1689 г. стал боярином. Умер князь в 1692 г.

У кн. Никиты Ивановича Приимкова- Ростовского было два сына и дочь Ефросиния.

Своему сыну – стольнику князю Аврааму в 1687 г. князь Никита отказал в приходе села Богородского деревню Ладожино, а с 1693 г. за князем Авраамом Никитичем было записано и село Богородское. Кн. Авраам и брат его Федор Никитичи наследников не имели. И с их смертью в первые годы ХVIII века род князей Приимковых-Ростовских «весь вывелся».

8. Дворяне Булгаковы в Богородском

Перевернем страницу ХVII столетия. Впереди – беспокойное время петровских и екатерининских реформ, бесконечных войн со шведами, турками, немцами, поляками. А еще это было время нескольких государственных переворотов с участием отечественной гвардии. Ничего об этом не знали крестьяне, жившие в селе Богородском, которое в ХVIII веке называлось Успенское и числилось в Юрьевском уезде. Село целый век было за дворянами Булгаковыми. Князья в списке наших вотчинников «закончились».
Точно неизвестно, как появились Булгаковы в нашем селе. Скорее всего, это была купленная вотчина. Булгаковы упоминаются в селе уже в начале XVIII века. Дочь Лодыженских, выйдя за Булгакова, упоминается вотчинницей с. Богородского в 1723 г.

Древний дворянский род Булгаковых ведет начало от черниговского воеводы Ивана Ивановича Шаина, переехавшего в Рязань в конце ХIV в. Его старший внук Юрий Константинович и стал родоначальником Булгаковых. Дети и внуки Юрия Константиновича разделили род на две линии: на рязанскую и московскую. Позднее образовалось 7 дворянских родов Булгаковых. Наши вотчинники происходят от московской линии. Древнейшее упоминание о Булгаковых на владимирской земле относится к 1503 г.

Существует жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III на поместье в Суздальском уезде Ивану Ивановичу Булгакову. Дети и внуки Ивана Булгакова участвовали в походах Ивана Грозного и были жалованы поместьями в Московском уезде. Один из потомков этих Булгаковых – стольник Иван Иванович, живший в начале ХVIII века, упоминается на службе при Петре I в 1714 г. Кажется, именно он был первым с фамилией Булгаков владельцем нашего села. А его сын Алексей стал следующим владельцем с. Богородского.

Впервые Алексей Иванович Булгаков упоминается в 1741 г. в чине подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка. О нем нашелся исторический документ времен правления Императрицы Елизаветы. Дочь Петра I, как известно, была не замужем, имела за свою жизнь несколько фаворитов, в том числе Шубина, служившего в лейб-гвардии Семеновском полку прапорщиком. Роман с Шубиным протекал в Александровой слободе, куда была отправлена Елизавета (тогда еще – царевна) императрицей Анной Иоанновной. Романтические отношения молодых влюбленных продолжались недолго. За связь с Елизаветой Шубин был отправлен в Сибирь. Официально его, по обычаю, обвинили в заговоре и покушении на власть царицы Анны.

Елизавета Петровна вступила на престол 25 ноября 1741 г. В первые же дни своего правления она приказала отыскать своего бывшего сердечного друга. Так появился Указ, с которым в Сибирь отправился подпоручик Семеновского полка Алексей Булгаков для освобождения Шубина из заточения. Но найти инкогнито спрятанного ссыльного на громадных просторах холодной Сибири не удалось.

В 1743 г. вновь призывается Булгаков, объявляется ему воля Государыни Императрицы: отыскать Шубина в Сибири. Ему вручается новый Указ для исполнения и для предъявления сибирским чиновникам: «Указ нашим губернаторам, вице-губернаторам, воеводам и прочим управителям. Понеже объявитель сего лейб-гвардии Семеновскаго полку подпоручик Алексей Булгаков отправлен в Сибирь до Камчатки, где содержим был, лейб-гвардии прапорщик Алексей Шубин, котораго по указу нашему, отправленному еще в прошлом 1741 году от 29-го дня ноября, велено оттуда отпустить ко двору нашему, но он и поныне не явился, и где ныне обретается – не известно, и для того повелено от нас вышепоказанному подпоручику Булгакову, едучи по тракту до Камчатки, об оном Шубине проведывать, не проезжал ли он где прежде его, и буде подлинно уведомиться, что он то место проехал, то ему, подпоручику Булгакову, от оного места возвратиться и следовать за ним, Шубиным, со всяким поспешением и, соединясь с ним, ехать обще ко двору нашему в С. – Петербург. И сей наш Указ прочитывая, отдавать его подпоручику Булгакову обратно.

Дан в Санкт-Петербурге, февраля 28-го дня 1743 года».

После долгих розысков наконец-таки удается выполнить волю Императрицы. Видимо, Елизавета Петровна была благодарна нашему вотчиннику. И в середине ХVIII в. Алексей Иванович Булгаков упоминается в чине капитана лейб-гвардии Семеновского полка.

В 1765-1766 гг. Алексей Иванович упоминается на службе «При собственной Ея Императорского Величества Ружейной конторе по Москве». Неизвестно, бывал ли Алексей Иванович в своей вотчине. В 1720-е годы в Богородском по-прежнему стоит деревянный Успенский храм. Причту по штату было положено: священник и псаломщик. Храм постепенно дряхлел. И в 1767 г. Алексей Иванович построил в селе новую деревянную церковь Успения Пречистой Богородицы «своим коштом». Священником нового храма был поставлен Петр Андреев. А наш помещик Алексей Иванович сумел построить и свою семью, вырастив дочь и двух сыновей: Ивана и Николая. Сыновья служили в том же полку, где служил их отец – лейб-гвардии Семеновском. Его старший сын Иван сделал военную карьеру, получив чин бригадира. А затем служил по гражданской части: 1802–1804 гг. избирался Предводителем дворянства в Дмитровском уезде Московской губернии. Младший сын Алексея Ивановича – Николай – упоминается в 1772–1775 г.г. капитаном лейб-гвардии Семеновского полка. Выйдя в отставку, Николай поселяется в Подмосковье. К 1785 г. вотчинник жил в Москве с женой Аленой Петровной в собственном доме №231 в Струковом переулке в Арбатской части. В 1791 г. избирался Предводителем дворянства в Рузе. Николай Алексеевич ещё при жизни своего отца владел д. Ладожино. А селом нашим по-прежнему владел его отец.

Алексей Иванович Булгаков прожил долгую жизнь, умер в мае 1801 г. Булгаковы имели в Дмитрове родовое поместье, где многие из них и похоронены. Есть там могила и Алексея Ивановича. А в 1801 г. село и д. Ладожино записаны за его вдовой – капитаншей Марьей Степановной Булгаковой. В документе Владимирского архива указано, что в 1804 г. в селе Богородицком на месте обветшавшей деревянной церкви Марьей Степановной Булгаковой была поставлена каменная церковь с двумя престолами: холодным в честь Успения Пресвятой Богородицы и теплым во имя Николая Чудотворца.

М.С. Булгакова в селе не упоминается после 1805 г.

9. Вотчинники Тихменевы

Еще при жизни Булгаковых в приходе с. Богородского поселяется поручик Никита Артамонович Тихменев, владимирский помещик. Начало странички о новых владельцах села установленной даты не имеет.

Не удалось узнать, как Тихменев стал нашим вотчинником. Был ли он зятем Булгаковых, выкупил ли часть имения у них, но к концу ХVIII века Тихменев упоминается владельцем д. Ладожино. Тихменевы – последние помещики села. Никита Артамонович жил в селе Богородском, служил в 1789–1791 гг. в городе Александрове заседателем Нижнего земского суда. В 1793 г. он задумал строительство каменного храма в селе. По архивным сведениям за 1796 г. в Успенской церкви служат священник Никита Иванов, 26 лет, дьячок Ермолай Васильев, 38 лет, пономарь Николай Васильев, 63 года.

Некоторые источники называют строителем нового храма в селе помещика Тихменева. Может быть, часть храма и построил Никита Артамонович или деньги завещал на строительство. Но документально установленным строителем храма значится Булгакова М.С., о которой сказано выше. Селом далее владели дети и внуки Тихменевых.
Никита Артамонович вырастил сыновей Ивана и Никиту (см. схему). После отца селом владел Иван Никитич, служивший в 1772–1778 гг. по гражданской части в чине надворного советника в Московской межевой канцелярии.

Вторым сыном был Никита Никитич, кажется, погибший на военной службе. Никита Никитич получил образование в Морском кадетском корпусе. В 1773 г. гардемарин Тихменев был выпущен в мичманы. У морского офицера Никиты Никитича остались сыновья Николай и Сергей Никитичи. Старшим из сыновей был Николай (1801-1873), капитан и кавалер. Он и был следующим нашим вотчинником.

Николай Тихменев женился в 1834 г. на дочери владимирского помещика Клавдии Александровне Анисимовой (1816-1882).

Венчал молодых в храме Успения с. Богородского священник Андрей Евгеньевич Тихомиров, поставленный в наше село в 1832 г. Тихомиров как раз в 1832 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. Он прослужил в Богородском совсем недолго. Уже в 1835 г. в село назначен новый священник – Михаил Сергеевич Березин, только что выпущенный из Владимирской духовной семинарии.

Березин служил в селе четверть века, с его именем связано несколько важных событий для семьи вотчинников. В 1835 г. он крестил первенца помещиков Тихменевых – дочь Екатерину, а в ноябре 1859 г. в храме Успения Богородицы он венчал 24-летнюю Екатерину Тихменеву и подполковника Гренадерской 3-ей артиллерийской бригады Алексея Емельяновича Жарикова.

Затем Березин устраивал собственную семью. В 1860 г. в апреле выдал свою дочь Олимпиаду замуж за воспитанника Владимирской духовной семинарии Григория Васильевича Тихомирова. Сам Березин уже был болен, и с апреля 1860 г. его зять Тихомиров поставлен новым священником Успенского храма. А Михаил Сергеевич Березин умер в том же 1860 г.

Новый священник Григорий Васильевич Тихомиров – сын Юрьевского священника Василия Андреевича. В храме при новом священнике служил причт: диакон Сергей Иванов, дьячок Иван Ермолаевич Сокольский, пономарь Павел Сергеевич Успенский.

А семья вотчинника Тихменева увеличивалась. Выросли дети: сын Михаил и три дочери: Екатерина, Александра и Елизавета. Сын, как и полагается отпрыску благородного семейства, стал человеком военным. Девицы Тихменевы жили с родителями в нашем селе. Тихменевы владели и селом, и д. Ладожино. Но пришли печальные времена в семью наших вотчинников. По неизвестной причине частью села Богородского в 1857 г. стал владеть помещик Анисимов, родственник жены Николая Никитича Тихменева.

Окончание следует.

Наталья Александровна Дубровина