Посвящается 74-летию Победы и 78-летию начала Великой Отечественной войны.
21 марта 1941 года ТАСС сообщило: «Принят генеральный проект реконструкции Кольчугино. Намечается застраивать территорию трех-, четырехэтажными домами, планируется сооружение больницы, двух кинотеатров, двух домов культуры, гостиницы, Дома колхозника. Через город пройдут две главные магистрали, которые в пересечении создадут большую городскую площадь. Здесь будет построен Дом Советов, драматический театр. В северо-западной части раскинется Центральный парк культуры и отдыха на 80 га. Общая площадь зеленых насаждений составит около 250 га» (из книги В.И. Реброва «Наши корни»).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1941 года в разряд городов областного подчинения отнесен город Кольчугино.
Но намеченным планам не суждено было осуществиться. 22 июня 1941 года по радио прозвучало: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…».
В то утро в Кольчугино продолжала свою работу объединенная IX районная и первая городская комсомольская конференция. В 12 часов 15 минут все замерли у репродуктора. Передавалось заявление советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сразу же начался митинг. Секретарь горкома ВЛКСМ Архаров сказал:
– Мы только что заслушали сообщение о наглом вторжении на нашу территорию германских войск. Наша задача состоит в том, чтобы с оружием в руках встать на защиту Родины, честно и самоотверженно трудиться на своём посту.
Ушли на фронт сотни кольчугинцев, оставшиеся трудились на заводах, фабриках, колхозных полях.
В годы Великой Отечественной войны органы ЗАГС продолжали выполнять свои функции в полном объеме. Граждане вступали в брак, разводились, регистрировали рождение детей. В отделе ЗАГС администрации Кольчугинского района за период с 22.06.1941 по 09.05.1945 хранится 11188 актовых записей.
В 1942 году Кольчугинский район имел 21 сельский Совет, исполнявший функции по регистрации актов гражданского состояния: Бавленский, Беречинский, Богородский, Вауловский, Давыдовский, Дубковский, Ельцинский, Есиплевский, Завалинский, Зиновьевский, Золотухинский, Кожинский, Коробовщинский, Литвиновский, Лычевский, Новобусинский, Новофетининский, Олисавинский, Святковский, Снегиревский, Флорищинский. По городу Кольчугино и Кольчугинскому району рождения, смерти, браки, расторжения браков регистрировало Бюро АГС Кольчугинского райотделения Управления НКВД по Ивановской области (01.01.1937 – 31.12.1944).
14 августа 1944 года по Приказу Верховного Совета СССР за счет разукрупнения Ивановской области, образовалась Владимирская область, город Кольчугино и его район вошли в состав вновь образованной Владимирской области.
В годы Великой Отечественной войны образовалось и Бюро ЗАГС г. Кольчугино Управления НКВД по Владимирской области (01.01.1945 – 31.12.1947).
Годы Великой Отечественной войны наложили свой отпечаток на ведение записей актов гражданского состояния. Они содержат особые примечания – «не грамотна», «не имеет метрики», «не предоставила личного паспорта», «констатирование смерти свидетелями», «подтверждение брачных отношений свидетелями», «пропал без вести», «регистрация смерти по телефонограмме из больницы», «погиб от осколочного ранения» и др.
Просматривая актовые книги, можно представить, как жила страна в годы войны. С 1941 года стало уменьшаться количество рожденных детей. Наглядно видно: в 1940 г. – 2003 записей о рождении детей, а в последующие годы рождаемость стала падать (ежегодное уменьшение количества рожденных детей почти в 2 раза): 1942 – 1017, 1943 – 476, 1944 – 670. Наибольшей популярностью пользовались мужские имена – Анатолий, Виктор, Владимир, Иван, Николай и женские имена – Антонина, Галина, Нина, Валентина, Вера, Анна. А в графе род занятий (службы) отца всё чаще появляется запись – «военнослужащий РККА», «командир отделения», «инвалид Отечественной войны», «врач госпиталя», «эвакуирован в Верхнюю Салду вместе с заводом».
И такая картина наблюдалась повсеместно. Из статистических данных видно, как падает рождаемость в военные годы и сразу увеличивается в первый же послевоенный 1946 год – 870.
Интересны справки о рождении, выданные больницей женщинам, с которыми они обращались в органы ЗАГС для регистрации рождения ребенка. Они написаны на обрывках оберточной бумаги, тетрадных листках, и за каждой из них – конкретный человек.
Похожие показатели и по заключению браков, в 1941 г. вступили в брак 259 пар, в 1942 – уже только 65, в 1943 – 104, к концу войны численность заключенных супружеских союзов начала возрастать. Так, с 1944 года их количество увеличивалось ежегодно более чем в 2 раза (1944 год – 274, в 1945 – 451).
В военные годы брачно-семейные отношения претерпели существенные изменения. Война привела к значительной диспропорции полов, преобладанию доли женщин в населении страны, увеличению числа вдов с детьми, неполных семей, одиноких людей. Из актовых книг на основании записей профессий граждан, вступающих в брак, можно проследить, что, несмотря на эвакуацию основного состава заводов и ушедших на фронт кольчугинцев, в городе продолжали работать следующие предприятия: завод «Электрокабель» (металлоткач, форсунщик), завод им С. Орджоникидзе (прокатчик, лудильщик, вальцовщик), фабрика-кухня (хлеборезка, посудомойка), автобаза (шофер), госпитали (врач, санитарка, медсестра), хлебокомбинат (формовщик), нотариальная контора (нотариус), Кольчугинский РО НКВД (милиционер, ст. уполномоченный), школы (учитель, директор), детские сады (заведующая, няня, техническая служащая), пригородные хозяйства, колхозы, совхозы (доярка, директор пригородного хозяйства, свинарка, полевод, агроном) и др. На смену ушедших на войну мужчин становились женщины, старики, подростки.
Военное время внесло свои коррективы в семейное законодательство. 8 сентября 1943 г. был издан Указ Верховного Совета СССР «Об усыновлении», согласно которому усыновляемому по просьбе усыновителя могли быть присвоены его фамилия и отчество, а сами усыновители – записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей. Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, производилось только с их согласия. В первые годы войны увеличилось количество усыновленных детей в 1940 – 1, 1941 – 4, 1942 – 9, 1943 – 7. И это несмотря на то, что требования к усыновителям были жесткими, кандидаты проходили целый ряд проверок. С 1944 года количество регистраций усыновлений стало постепенно уменьшаться (1944 – 3, 1945 – 3).
Стремясь изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону, Президиум Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года принимает Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Указом предписывалось «Производить в паспортах обязательную запись зарегистрированного брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, места и времени регистрации брака». Важным документом того времени стал принятый 10 ноября 1944 года Президиумом Верховного Совета СССР Указ «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов». В нем было определено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до 8 июля 1944 года, которые не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи без вести на фронте одного из лиц, другая сторона имеет право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супруга умершим или пропавшим без вести лицом на основании ранее действовавшего законодательства.
Стоит так же отметить, что в годы войны разводы оформлялись редко. Люди сплотились не только для борьбы с общим врагом, трудностями военных лет, но и их семейная жизнь стала огромной ценностью, которую война не смогла разрушить. За годы войны в Кольчугинском районе расторгли брак всего 76 семейных пар. В заявлениях того времени о намерении расторгнуть брак обязательно указывалась причина, по которой супруги решили прекратить совместную жизнь. Самым популярным было – «не сошлись характерами». Расторгнуть брак можно было только через суд, указав в заявлении мотивы развода и опубликовав в местной газете объявление о расторжении брака. Народный суд принимал меры к примирению супругов, судей инструктировали не удовлетворять «безответственные» заявления о разводе и пытаться по возможности добиться примирения сторон.
До 1940 года действовал порядок, когда сведения о лицах, сделавших заявление о перемене имени, публиковались в местной официальной газете, а также в «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК». Если не поступало обоснованных возражений по истечении двух месяцев со времени опубликования, просьбу заявителя удовлетворяли. За переменой имени люди обращались нечасто. Однако интересен факт, что мальчики, названные в довоенные годы Адольфами (это имя было достаточно популярным до Великой Отечественной войны), в послевоенный период по достижении совершеннолетия меняли свое имя на другое – традиционное русское.
Уже в первые месяцы войны в город стали поступать тысячи раненых. По Кольчугинскому району были открыты госпиталя №1031, №1897, №2028, №3038, №5040, №5848. Они размещались в зданиях школ, общежитий промышленных предприятий, Дворца культуры, санатория в д. Копылки, техникума. Юноши и девушки занялись их обустройством. Благодаря таланту врачей и внимательному уходу около 90% раненых из госпиталей возвращались в строй.
Кроме лечебной деятельности госпиталь вел и эвакуационную работу, и только в 1944 году эвакуация прекратилась. С 1941 по май 1945 годы через госпиталь прошло более 10 тысяч раненых. К сожалению, в госпитале и умирали. Совершенно случайно в актовой книге сохранился документ, предоставленный начальником эвакогоспиталя, с просьбой о захоронении умершего бойца (см. фотокопию).
Тем же, кому посчастливилось вернуть здоровье в нашем городе после ранения, с благодарностью и теплотой вспоминают о беззаветных тружениках госпиталей: врачах и медсестрах, санитарках, которые вели борьбу за каждого раненого, о тех мальчишках и девчонках, что скрашивали их дни своими посещениями, незатейливыми подарками и участием.
Военное лихолетье отложило свой особенный отпечаток на жизнь города и района. Не хватало топлива, возникли трудности с продовольствием, были введены карточки на товары первой необходимости.
Анализируя записи актов о смерти, составленные в годы Великой Отечественной войны, можно выделить наиболее часто встречающиеся причины смерти гражданского населения. Несмотря на военные годы, на первое место выходят сердечно-сосудистые заболевания (сердечная слабость людей преклонного возраста); на втором месте – несчастные случаи (на производстве и в колхозах работало большое количество несовершеннолетних подростков, так как ушедших на фронт мужей заменяли их жены и дети), на третьем – истощение, слабость, туберкулез, воспаление легких. За ними следуют кишечные заболевания, злокачественные опухоли.
Младенческая смертность в годы Великой Отечественный войны составила 639 смертей. Причинами их в записях актов указаны инфекционные диагнозы, широко распространенные в то страшное, полуголодное время: дифтерия, коклюш, корь, воспаление легких, рахит, дистрофия, диспепсия.
В город и район стали прибывать беженцы. Детей и подростков, эвакуированных из блокадного Ленинграда, размещали в детском доме. Измученные изнуряющим голодом, беспрерывными бомбежками, длительной дорогой, ленинградцы получали первую медицинскую помощь, питание, жилье, человеческое участие. Несмотря на то, что кольчугинцы и их дети сами недоедали, но они, всем чем могли, помогали эвакуированным, делились последним. Однако, статистика неумолима, по актовым книгам видно, что срок жизни особенно ослабевших, составлял от 1 до 2 месяцев, сказывались необратимые процессы в организме, нанесенные разрушительным голодом, который сводил на нет усилия врачей. Появились новые записи в актовых книгах – «эвакуирован из г. Ленинграда», «умер в пути», диагноз всегда был один – «истощение».
В суровые, непростые годы Великой Отечественной войны орган ЗАГС ни на один день не прекращал свою деятельность. Его сотрудники скрупулезно исполняли свои обязанности. День за днем исправно регистрируя акты гражданского состояния, работники ЗАГС создавали одну из главных ценностей – архив, становясь настоящими свидетелями человеческих судеб. Листая записи актов, составленные в военные годы, проникаясь трагическим прошлым, узнаешь об ушедших людях, страданиях и надеждах нашего народа.
Много лет минуло с тех пор, когда отгремели победные салюты мая 1945 года… Но до сих пор в органы ЗАГС идут письма с такими строками: «помогите разыскать родственников отца, который проживал в Вашем районе, погиб по Кенигсбергом…», «хочу узнать хоть какие-то сведения о сестре моей мамы, работавшей санитаркой в Вашем госпитале, и умершей весной 1943 году от болезни…», « ищу родственников, эвакуированных в Ваш город из Ростова…».
В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне и всё дальше отделяет нас время от тех страшных «роковых сороковых» лет, но не хотят мириться люди с болью утрат, которые понёс наш народ. И уже поседели виски у внуков ветеранов Великой Отечественной войны, но жива память народная и вечно будут звучать слова благодарности потомков тем, кто в лихую годину отдал жизнь за свободу и счастье ныне живущих.
Материал подготовлен отделом ЗАГС администрации Кольчугинского района
с участием МБУДО «Станция юных туристов».
Особую признательность за неравнодушие и помощь в подготовке материала выражаем Светлане Борисовне Буклеревич.
Газета “Голос кольчугинца” №39 от 12.06.2019 и №40 от 19.06.2019
Фото возложения венков к вечному огню – из архива редакции “ГК”, 2017 г.