Среди музыкальных коллективов Кольчугинского края есть один, о котором нам давно хотелось рассказать читателям. Это ансамбль, объявление которого на сцене всегда сопровождается радостным предвкушением, а выступление – бурными аплодисментами. Начав как обычный музыкальный коллектив сельского клуба, он вырос в лауреата международных конкурсов. Молодые люди с балалайками в русских народных рубахах и их наставники сегодня продолжают свое восхождение к признанию, славе, успеху. Вы уже догадались, что это за ансамбль? Конечно же, ансамбль русских народных инструментов «Алекс» Раздольевского сельского Дома культуры!
Давайте послушаем, что расскажут о своем музыкальном детище его руководитель Анатолий Анатольевич Шевелев и концертмейстер Александр Григорьевич Алексеев.
Основатель ансамбля, созданного в 1983 году на базе Раздольевского клуба, – Александр Григорьевич. Поначалу его посещали исключительно учащиеся школы, тем более, что в те годы в ее классах училось по 20-30 человек. Инструменты собирали «с миру по нитке», в основном это были домры да два альта, зато все раздольевские школьники могли попробовать свои силы в ансамбле. Просуществовал оркестр первого набора недолго – ребята выросли и разлетелись. Но спустя несколько лет по инициативе отдела культуры был закуплен набор новеньких инструментов, и начались репетиции, выступления, а там и звание Образцового народного коллектива. А ведь здесь учились и выступали ребята, даже не знающие нотной грамоты, – исключительно на личном примере Александра Григорьевича!
В 2009 году впервые на репетиции оркестра пришел Анатолий Анатольевич Шевелев, тогда преподаватель Кольчугинской детской школы искусств, заведующий отделением русских народных инструментов. Он стал заниматься с ребятами – сначала от раза к разу готовя их к выступлениям, а затем на постоянной основе. Благодаря ему часть ребят из оркестра отправилась учиться в школу искусств, а городские ребята, в свою очередь, стали участниками ансамбля. Анатолий Анатольевич быстро повысил исполнительский уровень участников ансамбля, многие ребята стали играть на профессиональной основе. Более того, раскрылись вокальные способности многих из них!
Если расспросить наших собеседников об их музыкальных биографиях, то можно узнать, что в музыку они не пришли – она была рядом с ними с самого детства. Александр Григорьевич назвал свои детские и подростковые годы «околоклубными» – он вырос в доме напротив сельского клуба и проводил в нем много времени. Здесь, в клубе, он и определился в 15-летнем возрасте с профессией и пошел во Владимирское культпросветучилище на оркестровое отделение. Сегодня он руководит многоплановой работой Дома культуры поселка Раздолье и является бессменным организатором множества мероприятий.
Они составляют культурную и спортивную жизнь родного поселка. Очень одаренный музыкально, он схватывает музыку, как говорится, «на лету». Быть может, поэтому мальчишки рядом с ним осваивали игру на балалайке без нот? Кстати, портрет А.Г. Алексеева, участник проекта социальной рекламы «Гордость земли Владимирской», несколько лет назад встречал всех проезжающих по участку дороги в районе деревни Ульяниха.
Анатолий Анатольевич вырос в семье балалаечников-любителей и взял в руки инструмент в далеком детстве. А затем вырос в профессионала, окончил сначала училище, затем Ленинградскую консерваторию по классу балалайки и 30 лет преподавал в музыкальном училище родной Воркуты, прежде чем перебраться в Кольчугино, где он тоже несколько лет проработал в Школе искусств руководителем отделения русских народных инструментов.
Выйдя на пенсию, он решил посвятить все свое время огородничеству и разведению живности. И даже преуспел в этом, но не тут-то было! Год спустя участники ансамбля пригласили его на концерт, и… он прожил все выступление вместе с ними. «Опять меня затянуло! – смеется А.А. Шевелев. – Почувствовал, как захотелось обновить репертуар, подтянуть ребятам технику игры! Понял: рано отдыхать пенсионеру!»
Сегодня в ансамбле 7 молодых людей, а также мама одного из них – Светлана Криволапова, которую его руководители называют «украшением коллектива» – за ее чудный голос и работу на ударных инструментах.
Но мы еще ничего не сказали о репертуаре ансамбля! Конечно, в нем преобладают русские народные мелодии, но не только. Немного особняком стоят украинские народные песни, а также цыганские и даже лезгинка. «Удачно получилось», – сдержанно говорит Анатолий Анатольевич, сделавший уникальную обработку мелодии кавказского танца для балалайки. Неудивительно, что выступления ансамбля неизменно вызывают невероятно горячий отклик публики – зрители подпевают, пускаются в пляс и, конечно, требуют еще и еще песен!
Репертуар менялся с ростом мастерства исполнителей. Сначала брали несложные, но хорошо узнаваемые произведения – «Светит месяц», «Тульский самовар». Со временем он усложнялся, становясь объемнее, интереснее. Сейчас участники ансамбля работают с произведениями на уровне музыкального училища, каждый из них играет на балалайке более 8 лет.
Как говорят руководители ансамбля, в нем царит железная дисциплина. Регулярные занятия – ключ к вершинам исполнительского мастерства. Никому из молодых балалаечников и в голову не придет прогулять очередную репетицию без уважительной причины. Впрочем, пропускать им вовсе не хочется – в коллективе царит атмосфера дружбы, ребята занимаются в охотку, общаются на репетициях за чаем и редко отказываются, когда наставники предлагают им сыграть «еще по кругу».
И вот здесь, наверное, уместно рассказать об одной особенности организации работы в оркестре. Она – в совмещении методики клубного образования с методикой музыкальной школы. В той и в другой свои плюсы и минусы. Клубное образование основывается исключительно на интересной подаче материала, на том, чтобы увлечь молодое поколение, оно не подразумевает школьных методов проверки усвоения знаний и умений. Школа же дает более глубокие знания, но требует сдачи зачетов и экзаменов, ставит оценки. «Мы попробовали пойти обоими путями, взяв из них лучшее», – поясняют наши собеседники.
Когда мы готовили этот материал, ансамбль только вернулся с престижного международного конкурса «Колыбель России», где завоевал в номинации «Инструментальный жанр – ансамбль русских народных инструментов» I место, а Александр Григорьевич привез диплом «Лучший концертмейстер», о чем из скромности предпочитает умалчивать. А коллектив уже собирается на XIII международный фестиваль-конкурс талантливых детей и молодежи «Золотое кольцо» в Суздале, который состоится в последних числах марта.
Одно огорчает его руководителей: у нескольких парней подходит призывной возраст – вот-вот на целый год они покинут ансамбль. «Ну ничего, вот придут из армии – начнем осваивать «Полет шмеля»!» – мечтает Анатолий Анатольевич. И невольно веришь: освоят и сыграют на балалайках это невероятно требовательное к технике и скорости игры исполнителя произведение Н. Римского-Корсакова.
– Работать с ними – одно удовольствие, они легки на подъем, трудолюбивы и при этом поразительно скромны, – говорит об участниках коллектива Татьяна Юрьевна Анкудинова, директор МБУК «Межпоселенческий организационно-методический центр». – В эти праздничные дни хочется выразить огромную благодарность Александру Григорьевичу – за все эти десятилетия самоотверженного труда в ансамбле, Анатолию Анатольевичу – за нотку профессионализма, привнесенную в исполнение, и, конечно, ребятам – за то, что, несмотря на множество модных музыкальных направлений, они выбрали свое, родное, русское, вневременное и готовы щедро дарить его зрителям!
Н. Лушина, газета “Голос кольчугинца” №20 от 27.03.2019, фото из архива ансамбля «Алекс»