Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Магический реализм Альберта Герасимова

Наш коллега Альберт Герасимов, много лет проработавший в газете «Голос кольчугинца», решил попробовать свои силы в более объёмном жанре. Недавно издательство «ЛитРес» опубликовало в электронном виде его книгу «Эпос трикстеров – 1, или Подлинная история хартлендских богов».

Цифра «1» в заголовке, как вы понимаете, означает начало целого цикла книг. Доступ к ней бесплатный. Как нам сообщил автор, к публикации у него уже готова вторая книга – продолжение первой.

«Эпос Трикстеров, или Подлинная история хартлендских богов» – весьма необычная по нашим временам вещь. Ее трудно отнести к доминирующим сейчас жанрам и тегам. Фентези? В чем-то да. Магия – в ассортименте. Главный герой – языческий бог, а имя его известно практически всем – Велес. Хотя мир ни разу не фантазийный. Тогда, может быть, бояръ-аниме? Нет. Нет империи. Глубочайшая древность. 2000 лет до нашей эры! Впрочем, интриг власть имущих хватает. Причем, прописанных мастерски, со знанием дела. О литРПГ и говорить не стоит – нет в книге ничего виртуального. Да там и роялей в кустах для героев никаких нет. Пересечение сюжетной линии древних героев с героями XX века наводит на мысли о попаданцах во времени. Но тоже нет. Каждый живёт в своей собственной изначальной реальности. Хотя, кто его знает, что там будет впереди?

Так что же это такое? Пожалуй, дело в том, что «Эпос» надо просто поставить в другой ряд. В этом ряду Альваро Кункейро, Габриаль Гарсиа Маркес, Михаил Булгаков и Сигизмунд Кржижановский. Старая школа мастеров магического реализма. Реализм мира зашкаливает. Похоже, автор по геокодингу сверял положение каждого холма, каждого оврага на своей карте. А многие из них шагами промерил. Авторская фантазия о быте, верованиях, социальных отношениях – строго ограничена современными представлениями об эпохе энеолита. Даже у местных «богов» нет комических «бластеров пиу-пиу». В этом автор напоминает Владимира Обручева с его знаменитой «Землей Санникова».
Добровольные самоограничения позволяют создать у читателя эффект присутствия. Отказ от сюжетных натяжек, роялей в кустах и прочего авторского произвола позволяет поверить в реальность происходящего, при всей фантастичности лихо закрученной фабулы сюжета. Да, динамики, экшена в книге хватает. Но читатель может сопереживать герою, потому как главный реализм – в абсолютной достоверности характеров и отношений. Персонажи – даже второстепенные – очень убедительны, живы. То умные, то не очень. Со своими тараканами в голове, но и неожиданной готовностью к самопожертвованию. Люди как люди, разве что вопрос распада родового строя их немного испортил.
Трудно ли такому человеку стать богом? Идолом, что могуч, но предназначен на заклание злу – да запросто. Достаточно лишь при жизни и в смерти отказаться от сопротивления этому злу.

Впрочем, не буду спойлерить. Разве что совсем немного, первые строчки: «Олысь появился как всегда неожиданно и совершенно бесшумно прямо из стены полуземлянки…».

Подробнее: https://www.litres.ru/albert-gerasimov/epos-triksterov-1-ili-podlinnaya-istoriya-hartlendskih-bo/

А. ПАВЛОВ