Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Где родилась, там и пригодилась

Юлия ГУДНИКОВА – человек в нашем городе известный. Выступая на различных сценических площадках, она с самого раннего возраста покоряет нас, своих зрителей, незаурядными вокальными данными, артистизмом и ни с кем не сравнимой манерой исполнения – особой, завораживающей, практически магической. И это неудивительно. Щедрые природные данные подкреплены блестящим музыкальным образованием – она с отличием окончила вокальное отделение Ивановского музыкального училища и Государственную классическую академию имени Маймонида, получив специальности «оперный певец», «концертно-камерный певец» и «преподаватель музыкальных училищ и колледжей». А еще есть огромный сценический опыт: она Дипломант, обладатель специальных премий, Лауреат и обладатель Гран-При множества Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей.

В 2019 году Юлия приняла решение, которое ждало своего часа несколько лет: она пришла работать в родную «музыкалку» – Кольчугинскую детскую школу искусств – преподавателем академического вокала. Педагог Юлия Александровна Гудникова убеждена в том, что академическое пение – это элитное вокальное искусство, где нужны голос, умение владеть им, нужна душа, а потому главная ее задача – воспитать ребят настоящими музыкантами, гармонично развитыми личностями.

Стоит ли говорить о том, что о принятом почти четыре года назад решении не пожалела ни разу? Более того: Юлия считает, что оно было судьбоносным. В том числе и об этом наш сегодняшний разговор, приуроченный к Дню работника культуры и объявленному в России Году педагога и наставника. Слово – Юлии Александровне Гудниковой:

О ТОМ, КАК Я ПРИШЛА В ПРЕПОДАВАНИЕ

Иногда кажется, что жизнь должна пойти по определённому сценарию. Кажется, что степень таланта, уровень образования и градус трудолюбия приведут тебя к неизменному успеху. Но, к сожалению, зачастую обстоятельства диктуют совершенно другие условия. Выбор между вечными ценностями не оставляет двойных вариантов. Между карьерой и заботой о своих самых родных и близких я выбрала второе. И я не жалею! Я не видела себя преподавателем ДШИ, но когда пять лет проработала в сфере, совершенно не относящейся к моей профессии, начала задыхаться и поняла, что из меня уходит музыка, а это страшно! Я поняла, что должна находиться среди единомышленников, именно профессиональных музыкантов.

Работаю в родной «музыкалке» всего четвёртый год. Однако, мои ощущения таковы, как будто я здесь всю жизнь. Пословица «где родился, там и пригодился» в моём случае сработала на все сто. Если бы вернуть время назад, я бы не стала тратить его на то, что выходит за рамки моего творческого честолюбия. По крайней мере, точно бы не стала работать в самодеятельно-развлекательной сфере, а ушла бы сразу в профессиональное преподавание. Но мне же всей академической профессурой твердили, что я достойна самого лучшего театра! А вот сейчас я задумалась: а достоин ли театр меня? Нееееее…
Со звёздной болезнью всё в порядке. Не страдаю. Не надо путать с ней уважение к себе, адекватную оценку своих природных данных и уровень образования. Есть такой известный и очень скандальный музыкальный критик Вадим Журавлёв. Не могу сказать, что я согласна с каждым его словом, но в чём он прав стопроцентно, так это в том, что в мировом музыкальном театре творится полный бардак. Оперные певцы поют зачастую плохо, но при этом на сцене раздеваются, изображают из себя людей с лишними хромосомами, дирижёры имеют плохое представление о музыке, а режиссёры – о театре. Я бы выжила в таком бедламе, если бы попала в театр? Нет, конечно! Я бы не смогла. Предпочтительнее сеять разумное, доброе, вечное и показывать детям на музыкальной литературе оперу, где Ленский любит Ольгу, а не Онегина, балет, где лебеди – девушки в пачках, а не мужчины с голым торсом. Вернуть бы время, я бы не стала обивать пороги театров, где мне говорили, что моё вокальное мастерство на достойном уровне, но размер одежды у меня не 42. Или, узнав, что я окончила не консерваторию и не «Гнесинку», не прослушав меня, начинали оскорблять моих педагогов. А вот по конкурсам я бы поездила всё равно! Это – школа жизни и знакомство с потрясающими людьми, которые стали мне верным друзьями и коллегами. Мои педагоги, наверное, обижены на меня, что я не оправдала их ожиданий… Видимо, я нужна здесь, чтобы вбивать детям в головы правильную музыку. Это тоже кто-то должен делать. И делать хорошо! Потому, что дети – будущее страны! Сожалею, что в государственное образование в сфере культуры и искусства я пришла совсем недавно. Но, как говорилось в одном прекрасном фильме: «В сорок лет жизнь только начинается». Когда эта дата совпала с моим приходом в музыкальную школу, я оценила весь смысл этой фразы. И родная школа открыла мне дороги.

С первых дней педагогическая деятельность, что удивительно, стала приносить мне огромное удовольствие. Педагогическое счастье – это когда у твоего ученика начинает что-то получаться. Я требую от детей полной самоотдачи. Настоящее искусство не терпит компромиссов. Вообще, успех ребёнка зависит, в первую очередь, от настроя родителей. Дети в возрасте 7-8 лет не могут оценить, нужно ли им это музыкальное образование. Они хотят заниматься всем. Хотят рисовать, петь, танцевать, играть на пианино и на нервах. В последнем они – мастера. Если я вижу, что у ребёнка недостаточные данные, и он ничего не хочет делать, я не уговариваю родителей повлиять на своё чадо. Но, если я вижу одарённость, старание – приложу все усилия, чтобы ребёнок учился.

Я тоже не горела желанием зубрить этюды К. Черни, когда подруги скачут во дворе, но у родителей был чёткий настрой. Мне говорили: «Закончишь музыкальную школу, делай, что хочешь». И я закончила, и благодарна, что мне не позволили бросить. То же самое произошло с моим сыном. Я видела его данные и калёным железом выжигала лень. Результат – студент ВОМК имени Бородина («вокальное искусство»).

Я стараюсь создать деткам комфортные условия. У меня очень красивый и уютный кабинет, где очень многое сделано моими руками. У нас тепло, как дома. Есть цветы в горшках, чайник, веник, кресло-груша и мягкие игрушки. Сейчас в моём классе академического вокала 9 учеников. Только двое на данный момент могут выходить на публику, остальные – на начальной стадии обучения. Но у них есть перспективы. Мои «звёздочки» – Вика Малышева и Денис Савельев (на снимке).

Вика фантастически одарена от природы. За неполный год работы мы многого с ней достигли. Избавились от эстрадного звука, челюстного зажима, увеличили диапазон. Эта девочка понимает то, что не каждому студенту под силу. Она уже овладела пением на опоре. Прекрасно понимает, что такое задержанный вдох, так называемое «парадоксальное дыхание». Мы с ней пробуем такие сложные технические приёмы, как филировка звука, форшлаг, трель. За ней уже в очереди стоят преподаватели музыкальных колледжей, отмечая не только природные данные, а ещё и школу педагога – что мне, конечно, безумно приятно. Результат за короткий период времени, с ноября до марта – четырежды Лауреат I степени на областном, двух Всероссийских и одном Международном конкурсах.

Надо сказать, что я не вожу детей на коммерческие конкурсы, где может быть 5 – 7 первых мест. Это только профессиональные конкурсы от учебных заведений, департаментов и министерств культуры. Ни в коем случае не многожанровые, а узконаправленные конкурсы академического вокала. Буквально на днях мы прилетели из Калининграда, где получили серию индивидуальных уроков от Народного артиста РФ, Почётного профессора Лондонской русско-британской музыкальной Академии В.С. Алиева в музыкально-культурном центре «Янтарный соловей». Наша поездка заслуживает отдельной статьи, скажу только, что мы получили бесценный опыт, искреннюю похвалу и мудрые советы. Ещё нам удалось послушать самый большой в Европе орган: мы посетили концерт органной музыки в Кафедральном соборе Кёнигсберга.

Денис – мой самый верный друг. Вместе со мной он с 1 сентября 2019 года. Не совсем удачно показался на прослушивании, но в его огромных ярко-голубых глазах читалось безудержное желание заниматься. Я ему поверила и не прогадала! Он уже в четвёртом классе. Фантастическое трудолюбие привело к тому, что на всех концертах он мгновенно завоёвывает сердца зрителей и становится их фаворитом. За четыре года у нас накопилось множество лауреатских званий на конкурсах различных уровней. Сейчас он на пороге неизбежной мутации голоса. Однако, ещё немножко времени до этого сложного периода у нас есть. Надеюсь, что ломка голоса пройдёт для него безболезненно. Я всё приложу для этого.

Пришла мне рискованная идея поставить Вику и Дениса в дуэт. Поют они чистейшее двухголосие, и мы уже тоже лауреаты I и II степеней. Дуэт «Живая вода» начинался с квартета, сейчас периодически перерастает в трио. Словом, я не привязываюсь к количеству участников – тем более, что дети по разным причинам то приходят, то, наоборот, уходят. Кто-то переезжает в другой город, а кто-то выбирает себе другое занятие. Ансамбль – это вокальная дисциплина, вокальная интонация и умение чувствовать партнёра на сцене. Без него нельзя при обучении вокалу.

Название ансамбля придумала не я. Мой папа более 25 лет руководил в пятой школе ансамблем. Сначала он назывался «Метроном», а с 90-х годов – «Живая вода». Мы, конечно, поём иную музыку, но эти разные ансамбли роднит чистота и сохранение традиций. То есть название – это продолжение традиций, своеобразное приношение моему папе, который прорастил во мне зелёные ростки любви к настоящему искусству.
Мы много концертируем. И конкурс, и концерт – это преодоление определённого рубежа, после которого начинается новый этап в освоении профессии. Особая моя гордость – Дашенька Муратова (на снимке на 5 стр.). Очень красивая девочка с красивым лирическим сопрано. Она окончила нашу ДШИ по классу фортепиано (класс преподавателя И.В. Даниловой), а потом пришла ко мне. За три года занятий мы сумели подготовиться к поступлению. Ивановское музыкальное училище – моя alma mater – приняло мою первую поющую ласточку с распростёртыми объятиями. Регулярно я получаю от педагогов отчёт о её учёбе. И пока только положительные отзывы. Она тоже в своё время не хотела учиться, но родители и педагоги сумели сделать так, что она выбрала профессию музыканта.

Самый нужный для певца человек – это хороший концертмейстер. Они на вес золота, их не хватает. Мне пришлось вспомнить, что когда-то я была неплохой пианисткой. Правда, потом не играла лет пятнадцать. Я фанатично отношусь к своей деятельности. Ради того, чтобы мои дети могли выходить на сцену, пришлось сесть за гаммы, этюды и читку с листа. Сначала было очень страшно выходить на сцену в этом качестве. Сейчас уже не так трясутся руки… Но, конечно, это разные профессии, и я должна руководить процессом не сидя за пианино.

Ничего не говорите мне про минусовые фонограммы! Детям петь под них противопоказано. Это антимузыкально. Иногда приходят ребятки, имеющие огромный опыт пения под «электронного дирижёра» (так я называю минусовку). Это самые проблемные дети. У многих и голосочки-то хорошие, и сами они умненькие, но минусовка приучает к неправильной фразировке и отсутствию правильного вдоха. К счастью, появился просвет! Надеюсь, что в следующем году в моём классе будет концертмейстер, причём, самый лучший!

Ещё в училище я факультативно, но серьёзно занималась композицией и инструментовкой. Это очень помогает в моей нынешней работе. И на это тоже меня вдохновляют мои ученики в ДШИ. Давно забытые навыки пришлось достать из подсознания и снова начать делать обработки народных песен, старинных баллад, делать переложения для вокального ансамбля. Это так здорово!

Я много лет ничего не писала, а сейчас музыка сама льётся на нотный листок. В студенческие годы я стала лауреатом III степени на Международном конкурсе композиции им. Двойрина. Тогда получила эту награду за песню на собственные стихи «Снежная королева». Писала я её для голоса и флейты в сопровождении фортепиано. Я очень люблю флейту! Сейчас готовим программу совместно с преподавателем этого волшебного инструмента Г.А. Бабаянц и её учениками.

Хочу отметить, что в нашей музыкальной школе царит очень тёплая атмосфера. Таких коллег, как сейчас у меня, не было никогда и нигде. Поддержка администрации, быстрое решение всех вопросов, какая-то лёгкая обстановка. Каждый день я захожу к нашему кадровику и в бухгалтерию, чтобы просто поздороваться – потому что мне приятно это сделать. Чувство юмора моих коллег – это отдельная тема! Исключительно с юмором, но при этом не переходя дозволенные границы, я общаюсь и с детьми. Это снимает зажимы и заставляет их увериться, что педагог не хочет над ними превосходствовать, а хочет научить всему тому, что умеет сам.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Случилось так, что из-за той же банальной нехватки кадров мне приходится преподавать музыкальную литературу. Благо, что предмет знаю. Человек я эмоциональный, не могу просто скучно рассказывать про великих композиторов. Я предлагаю ребятам интересные формы работы. Уже третий год в школе существует «Клуб любителей истории музыки» (КЛИМ). Примерно раз в месяц мы собираемся в субботу. Ребятам рассказываю и показываю что-то очень интересное, не вошедшее в школьный курс музлитературы. Желающих, надо сказать, немало. Тем более, что за посещение они получают определённые бонусы – но это только в том случае, если не ленятся выполнять текущее. Раз в четверть ребята получают творческие задания. Из лучших сочинений мы формируем КЛИМ-газету и вывешиваем её около класса перед итоговым уроком. Авторы лучших публикаций награждаются освобождением от контрольной работы или её части. Такая форма отчётности практиковалась в моём родном ВУЗе. За шесть выпусков газеты я читала фантастические детективы, автобиографии котов и собак известных композиторов, либретто комических опер и лирических балетов, музыкальные откровения и даже признания в любви посредством печатного издания.

Всё время говорю, что благодаря своим ученикам в классе академического вокала я всегда распета. Ну, а тем, кому я преподаю музыкальную литературу (их около восьмидесяти человек) – отдельное спасибо за то, что я ещё и умной остаюсь.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Возвращаясь к своей концертной деятельности, могу сказать, что дороженьки сюда открылись опять благодаря школе. Я пыталась держать себя в форме, пока существовала вне профессии, но это практически невозможно. Я снова наработала прежний тонус потому, что у меня есть возможность заниматься. Вообще, этот творческий сезон стал для меня определённым прорывом. В октябре в очередной раз приняла участие во Всероссийском конкурсе исполнителей русского романса, который с 90-х годов проходит во Владимирской областной филармонии. И в очередной раз стала лишь дипломантом. Но при этом я увезла, как считаю, главный приз. Сам Маэстро А.И. Антонов – художественный руководитель и главный дирижёр Владимирского русского оркестра – предложил мне сделать сольную программу, которую мы назвали «Посвящение романсу».

Премьера состоялась 16 февраля на родной сцене – в родной музыкальной школе. С этим коллективом нас связывает уже давно большая творческая дружба, со многим артистами оркестра музыкальные отношения переросли в тесные приятельские и даже дружеские. Однако, были только разовые небольшие выступления. Сейчас же есть программа, которая будет жить дальше – на разных сценических площадках. Я очень долго к этому шла! Я против того, чтобы птицу счастья ловить за хвост, она всё равно вырвется и улетит. Я за то, чтобы своим трудом заставить это капризное пернатое существо заставить обратить на себя внимание. Я дождалась того, что птица счастья выбрала меня сама. Может быть и хорошо, что так случилось. Мой педагог всегда мне повторял: «Поёт не голос, поёт судьба». Некоторые именитые оперные певцы, не буду называть их фамилии, имея прекрасные голоса, не имеют пережитого за плечами. Грубое сравнение, но получается, как из грязи в князи. Академическое пение – элитный вид вокального искусства. Своего рода – дворянский титул, но его, увы, нельзя передать по наследству, его можно только заслужить своим накопленным багажом, творческой и личной судьбой, знаниями, умениями и пониманием классической музыки. Жаль, что в нашей стране это всё остаётся без дивидендов. Деньги платят за примитив, за попсу. А она разрушает личность изнутри. Я бы её запретила под страхом смертной казни. Иногда ребёнку 8 лет, а он уже полностью пропитан этой отравой. Некоторых получается вырвать из цепких лап шоу, некоторых нет.

Совсем недавно я получила ещё одно предложение от главного дирижёра. Это концерт «П.И. Чайковский. Времена года», премьера которого состоится в апреле на сцене концертного зала имени С.И. Танеева во Владимире. Там будет звучать только инструментальная музыка. Но мне выпала великая честь разбавить этот пласт двумя вокальными произведениями Петра Ильича. До безумия люблю этого композитора! Пушкин – «наше всё» в литературе, а Чайковский – «наше музыкальное всё». Сотрудничество с музыкантами такого уровня способствует вырастанию крыльев за спиной. Хочется творить! Параллельно готовится ещё одна программа под рабочим названием «Славянская любовь». Честно говоря, объединить славянских композиторов – Чайковского, Дворжака и Шопена (он наполовину поляк) – хотелось давно. Эта идея принадлежит моему педагогу А.В. Наумову. Но не было случая. Сейчас вместе с великолепной пианисткой, моей коллегой Т.А. Степаненко мы воплощаем эту давнюю мечту в жизнь. От совместных репетиций мы получаем огромное наслаждение! Частично номера из этой программы мы уже выносим на сцену. Всё делаем для скорейшего рождения очередного творческого чуда. Ну, конечно, пример педагога на сцене – лучший урок для учеников.

Меня часто спрашивают, как я всё успеваю. Мой секрет в том, что я ничего не успеваю! В первую очередь, не успеваю отдыхать. Как же я благодарна своему папочке, что он часть бытовых обязанностей взял на себя! Он каждое утро варит мне кофе и встречает с работы вкусным ужином. Ведь, кроме работы, я имею множество увлечений. Я люблю шить! Всё, что на мне надето – от повседневного платья до концертных костюмов и пальто – моих рук дело. Ученикам своим тоже шью, но теперь у меня есть великолепная помощница из числа мамочек. В четыре руки быстрее! Я делаю украшения из натуральных камней, занимаюсь декупажем. Летом я собираю травы, соединяю их в авторские чайные сборы, которые находят своих почитателей. У меня есть постоянные заказчики, которые бронируют мой чай уже в апреле, зная, что он будет только к августу или даже к октябрю. Я фанатею от процесса консервирования. Начинаю с берёзового сока весной и заканчиваю вялеными помидорами, грибами и суповыми заправками осенью. При всём этом надо быть заботливой матерью, благодарной дочерью, красивой любимой и любящей женщиной. Круглосуточно в тонусе! Но лучше так, чем быть лишённой музыки, творчества.

До конца этого сезона так мало времени, но так много надо ещё успеть! Надо успеть ещё и экзамены вступительные провести. Кстати, можно уже сейчас прийти на прослушивание. На следующий учебный год смогу взять только одного нового ученика. Я доступна в социальных сетях под своим реальным именем или звоните в школу.

Подготовила С. ВЛАСОВА

“ГК” № 12 от 29.03.2023