Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Из архивов школьного музея «Мои земляки»

Великая Отечественная война изменила жизнь всего народа нашей страны, изменила жизнь маленького посёлка Бавлены. С 1941 по 1945 гг. около 200 человек ушли на фронт из посёлка, среди них – учителя и ученики Бавленской школы.

Учитель русского языка Михаил Павлович Тамаев в 1941 году добровольцем ушел на фронт. На протяжении всей войны работали в школе учителя начальных классов Пармёнова Мария Иосифовна, Мелёхина Валентина Никоноровна, Тихонова Серафима Александровна, Краева Елена Ивановна, учитель математики Панина Александра Николаевна, с 1941 года пионервожатой работала Анна Николаевна Панина, в 1942 году она ушла на фронт.

Многим ученикам пришлось оставить школьные парты, они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у заводских станков, валили лес. Тяжёлой осенью 1941 года и учителя, и ученики вместе с жителями Бавлен рыли противотанковый ров в районе деревни Глядки. Пережили налёты вражеских самолётов: обстрел из пулемёта, а потом бомбёжку железной дороги. За школьные парты дети стали возвращаться только к концу 1943 года. Вот как об этом рассказывала учитель начальных классов Анна Герасимовна Кормакова: «В 1942 году я училась в седьмом классе и в тоже время работала пионервожатой. Помогала мне в этом Лохматова Нина. Она оказалась в Бавленах в эвакуации из Москвы. Была война, а мы разучивали с детьми песни, танцы. По учёбе и дисциплине проводили соревнования по классам. Классы были маленькие, с низкими потолками, за партами сидели по три человека. Учебниками были обеспечены плохо, портфелей не было, все ходили с матерчатыми сумочками. Тетрадей не хватало, писали чернилами, сделанными из сажи или из фиолетовых карандашей. Завтраков не было, и обедов тоже. Однажды немецкий самолёт бомбил чугунный мост и окопы около леса. Нас из школы учителя не выпустили. Все сидели под партами и боялись. А я выпрыгнула в окно и убежала домой с мечтой, чтобы умереть вместе с мамой, но не остаться одной. Мы все уцелели. Это было похоже на чудо».

Есть в коллекции школьного музея воспоминания учителя физкультуры Климова Виктора Андреевича: «Великая Отечественная война застала меня студентом педагогического училища в г. Юрьев-Польский. В ночь на 22 июня был выпускной вечер. Мы получили дипломы и назначения на работу. А в это утро фашисты нарушили нашу границу, бомбили города Брест, Киев, Минск, Одессу, Севастополь… Работать учителем пришлось только два месяца. Было трудно: с утра работа в школе, в полдень и вечером сооружали оборонительные укрепления. Недосыпали, недоедали, но упорно трудились. День ото дня противник приближался к Москве. Раскаты залпов орудий были слышны даже в Бавленах. Всё чаще нас навещали фашистские самолёты. Несколько бомб было сброшено около чугунного моста железной дороги. В декабре 1941 года я был призван в ряды действующей Красной Армии, в воздушно-десантные войска».

А вот перед нами воспоминания первоклассницы того тревожного времени Галины Дмитриевны Мухояровой: «В 1943 году я пошла в первый класс Бавленской школы. Школа была совсем небольшая, но переполненная. В классе холодно, часто чернила замерзали. Писали мы и на газетах, и на книгах – между строк. А на переменах мы плясали, до сих пор помню, как хорошо пела наша учительница. Каникулы у нас тогда начинались не по календарю, а как дороги размокнут или занесёт их снегом. Спросит директор: «Ну как, деревенские, еле прошли?», это значит с завтрашнего дня – каникулы! Помню, как шли через село наши солдаты под Москву, как летали над Бавленами фашистские самолёты и сбрасывали листовки, как бомбили железную дорогу, как шёл эшелон с ранеными, и мы всем селом бежали за ним. Помню, как встречали фронтовиков, и как пришёл к нам после войны новый директор – Николай Сергеевич Савченко».

Радость Великой Победы пришла в нашу страну в мае 1945 года. Стали возвращаться солдаты с фронта. Тогда и пришли в нашу школу учителя-фронтовики. Директором Бавленской школы стал фронтовой связист и участник Парада Победы Николай Сергеевич Савченко, учителем физкультуры – десантник Виктор Андреевич Климов, учителем начальных классов – связистка Анна Николаевна Савченко, учителем труда – фронтовик Александр Васильевич Шурахов, а учителем географии, родоначальником краеведения и туризма в Бавленской школе – танкист Худяков Николай Анатольевич. В преддверии Дня Победы музей «Мои земляки» Бавленской школы публикует воспоминания Николая Анатольевича Худякова из коллекции музея.

«Я не думал о другой жизни, кроме военной…»

ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И УЧИТЕЛЯ БАВЛЕНСКОЙ ШКОЛЫ ХУДЯКОВА НИКОЛАЯ АНАТОЛЬЕВИЧА

Вспоминаю свои юношеские годы. В 17 лет надел военную гимнастёрку с курсантскими погонами, где была золотистая эмблема танка. Курсант СКТУ (Саратовского Краснознамённого Танкового Училища). Это было давно, в 1940 году! Предгрозовое время. Над Европой бушевала Вторая мировая война. Польша, Чехословакия оккупированы фашистскими войсками.

Я не думал о другой жизни, кроме военной. Мечтал быть офицером Красной Армии. Стал командиром курсантского отделения. Но учёба в училище была скоротечной. В декабре 1941 года по приказу Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. окончился срок нашей учёбы, и нас отправили на фронт. Получил первые офицерские погоны – лейтенант. На бархатных петлицах два кубика (тогда ещё не было погон). Получил направление в штаб танковых войск Южного фронта. Вспоминаю теплушки с офицерами, которые ехали со мной на юг. В январе 1942 года я был назначен командиром такового взвода. Мечтал воевать на Т-34, а получил Т-60. Но война обязывает воевать на любых машинах.

Вспоминаю первый бой в лютый февральский день. Первый бой, волнуешься, но рядом были друзья, опалённые пороховым дымом войны: старший лейтенант Масляков – один из них. Следя за ним, как он умело управляет боем, старался подражать ему. Задача – помочь пехоте подойти к населённому пункту – станице Ямы. Огнём из пушек подавили пулемётные точки противника и вернулись на исходные позиции. Потерь не имели. Февраль 1942 года прошёл в боях местного значения.

Запомнился первый самостоятельный выход на разведку… Танковая рота с пехотой вплотную подошла по балке к станице Макатыха. Командир роты приказал мне разведать пути наступления танков на станицу. Взял с собой командира танка, мы надели маскхалаты и стали изучать пути подхода. Добрались до станицы и стали в бинокли изучать оборону противника, изучать, как лучше танками ворваться в станицу. Минут через 20-30 хотели вернуться к своим, но путь нам отрезал плотный миномётный огонь. Вам, не бывавшим на войне, трудно понять это: душераздирающий свист, грохот. Лежали час – полтора, потом поползли, вернулись к своим и доложили командиру роты о путях атаки.

Через два часа ротой танков Т-60 и Т-34 пошли на сближение, а потом – углом, в атаку. Огнём из скорострельных пушек превратили подвалы, где были пулемёты противника, в красные кровавые пятна (осколки кирпича). Думали, всё сделали для пехоты. Но как только пехота поднялась в бой, немец заставил её лечь шквальным огнём. Три раза наши танки подходили к станице в этот день – и всё неудачно. Одним лишь танкам врываться в станицу нельзя без пехоты: враг и глубокий снег. Только на третий день мы овладели Макатыхой.

После освобождения станицы Макатыха бои продолжались дальше на запад: за освобождение Донбасса. Несколько боёв было за освобождение города Ямполь. Враг не хотел отдавать Донбасс. Но 9-ой Армии генерал-лейтенанта Малиновского и командиру 12-ой танковой бригады генерал-майору Богданову было приказано освободить Донбасс.

Как сейчас помню свой последний бой на этом направлении – западнее города Славянска около станицы Тропы. Три раза танковый батальон ходил в атаку. Безуспешно. Овраги, минные поля, глубокий снег. Трудно было танкистам. Командир танкового батальона, капитан, даёт команду на отдых. Отошли, замаскировались. Пошёл я к командиру роты получить задание на следующий бой. Зашёл вместе с комбатом в штабную землянку. Снаряды рвались вдалеке – мы не обращали внимания. И на тебе! Где не думаешь упасть – упал! Сначала болевой удар – судорога. Командиры других танков подхватили под руки и ввели в штабную землянку. Кровь. Боль. На танке отвезли в медсанбат. Там первая операция. Потом санитарный поезд, госпитали Кавказа и Закавказья.

За освобождение Донбасса награждён орденом Красной Звезды.

Активисты школьного музея

“ГК” № 17 от 06.05.2022